Белорусский кинематограф: культурное наследие как фактор суверенности

Бесплатный доступ

Залогом успешного развития белорусского кинопроизводства и кинопроката по-прежнему проектов. Такая ситуация, с одной стороны, обеспечивает отрасль гарантированным государственным заказом, определяя ее устойчивость в условиях рыночной экономики и острой внешней конкуренции. С другой стороны, исследователи и профессионалы рынка отмечают недостаточную гибкость отрасли и учет кинопроизводством вкусов и меняющихся интересов белоруской аудитории. Можно считать доказанным использование кинематографа - как наиболее действенного инструмента национальных творческих индустрий - в качестве пропагандистского ресурса в целях дестабилизации общественно-политической жизни страны. Подобные цели достигаются путем создания псевдодокументальных кинофильмов о внутриполитических событиях в республике. Видеоряд, монтаж и лексические приемы, применяемые авторами этих кинолент, зачастую носят экстремистскую окраску, имея своей целью разжигание гражданского конфликта. Белорусскому обществу и государству до сих пор удается успешно противостоять внешней информационной агрессии. Одной из ментальных опор белорусского кинематографа были и остаются фильмы о Великой Отечественной войне как отражение и воплощение художественными средствами национальной памяти народа. Фильмы о войне стали и продолжают оставаться значимой частью нематериального культурного наследия белорусского народа, оказывая влияние на сохранение общественной стабильности. В настоящее время существует зависимость белорусского кинорынка от креативного сектора Российской Федерации. Эта зависимость проявляется на всех этапах цикла кинопроизводства: от приобретения прав на прокат зарубежных фильмов до их дубляжа, копирования и рекламы. Единое языковое и культурное пространство двух дружественных стран создает для белорусских кинопрокатных фирм уникальное окно возможностей: приобретать в России фильмы, уже прошедшие все этапы сложной технологической и правовой подготовки, сокращая таким способом затратную логистику.

Еще

Реставрация, республика беларусь, творческие индустрии, кинематограф, культурное наследие, кинопрокат, информационная агрессия, государственная культурная политика

Короткий адрес: https://sciup.org/170200643

IDR: 170200643

Список литературы Белорусский кинематограф: культурное наследие как фактор суверенности

  • Бородина И. Н. О некоторых особенностях репрезентации творчества деятелей пластического искусства в неигровом кинематографе Республики Беларусь // Теоретические и практические проблемы развития современной науки. Сб. материалов VIII Междунар. научно-практич. конф. 2015. С. 114–118; Калинкина О. А. Специфические особенности кинематографа и его трансформация // Наука и современность. №8-1. 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskieosobennosti-kinematografa-i-ego-transformatsiya (дата обращения: 14.05.2023); Перегудова Л. И. и др. Экран и культурное наследие Беларуси / Л. И. Перегудова, Л. П. Саенкова-Мельницкая, О. А. Медведева, А. В. Красинский, А. А. Карпилова. Минск, 2011; Шаройко Е. Н. Репрезентация ценностей национальной художественной культуры в экранном искусстве Беларуси // Вестник Белорус. гос. ун-та культуры и искусств. №2 (18). 2012. С. 84–89; Шур Г. В. Экран и изобразительное искусство: от фиксации – к образному осмыслению // Мир искусства и дети: проблемы художественной педагогики. Материалы ІV Междунар. научно-практич. конф. 2009. С. 41–44.
  • Адерейко Е. В. Развитие современного белорусского кинематографа в условиях глокализации // Научный поиск в сфере современной культуры и искусства. Материалы науч. конф. профессорско-преподавательского состава Белорус. гос. ун-та культуры и искусств / Редкол.: Н. В. Карчевская (пред.) [и др.]. Минск, 2021. С. 216–221.
  • Там же. С. 218.
  • Коробицына Л. В. Механизмы сохранения памяти о Великой Отечественной войне на постсоветском пространстве (Россия и Беларусь) в современной англоязычной историографии // Вестник Томского гос. ун-та. 2022. №484. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sohraneniya-pamyati-ovelikoy-otechestvennoy-voyne-na-postsovetskom-prostranstve-rossiya-i-belarus-vsovremennoy (дата обращения: 14.05.2023); Стежко Н. Г. Образ Холокоста в телевизионной документальной драметрилогии «Хроника минского гетто» // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Искусствоведение. Т. 11. №1. 2021. С. 56–68.
  • Лашук И. В. Социальный компонент исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси: поколенческие различия // Социологический альманах. №6. 2015.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-komponent-istoricheskoy-pamyati-o-velikoy-otechestvennoyvoyne-v-obschestvennom-soznanii-zhiteley-belarusi-pokolencheskie (дата обращения: 14.05.2023).
  • Там же. С. 217.
  • Бахлова О. В., Бахлов И. В. Патриотическое воспитание молодежи в контексте политики идентичности: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. №3–2. 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-v-kontekstepolitiki-identichnosti-opyt-rossiyskoy-federatsii-i-respubliki-belarus (дата обращения:
  • 14.05.2023); Гаристова А. О. Сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны на постсоветском пространстве // StudNet. №11. 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-pamyati-o-sobytiyah-velikoy-otechestvennoyvoyny-na-postsovetskom-prostranstve (дата обращения: 14.05.2023).
  • Агафонова Н. А. Воплощение белорусской идентичности в игровом кино 1980–2000 гг.: узловые моменты // Нацыянальны характар і спосабы яго ўвасаблення ў культуры і мове ва ўмовах мульцікультурнага асяроддзя. Электронны зборнік матэрыялаў II Міжнароднай навуковай канферэнцыі. Наваполацк, 2022. С. 11–15; Калинкина О. А. Кино-теле-прокат и его воздействие на зрителя // Система ценностей современного общества. 2011. №17–1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kino-tele-prokat-i-ego-vozdeystvie-na-zritelya (дата обращения: 14.05.2023).
  • Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние медиасреды на формирование чита-тельской грамотности подростков // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. №2 (213). 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mediasredyna-formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-podrostkov (дата обращения: 14.05.2023); Костюкович М. Г. Образ мира в молодом кино Беларуси // Диалоги о культуре и искусстве. Материалы VI Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием / отв. ред. А. В. Макина. 2016. С. 346–351.
  • Клепча Н. Д. Инновационные формы организации досуга как средство удовлетворения социально-культурных потребностей молодежи (на примере города Минска Республики Беларусь) // Огарёв-Online. №3 (44). 2015. С. 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-organizatsii-dosuga-kak-sredstvoudovletvoreniya-sotsialno-kulturnyh-potrebnostey-molodezhi-na-primere-goroda (дата обращения: 14.05.2023).
  • Лежанская П. В. Магистратура по специальности «киноведение» в белорусской Государственной академии искусств как одна из основ современной белорусской киноведческой школы // Искусство и культура. №1 (41). 2021. С. 74–78; Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве. Сб. ст. III Междунар. научно-методич. конф.; Федоров А. В. и др. Массовое медиаобразование в странах СНГ / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина, Р. В. Сальный, Л. Н. Селиверстова. М., 2020.
  • Богданова А. А., Петрова Л. И. Система медиаобразования молодежи в Республике Беларусь // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. №2 (201). 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-mediaobrazovaniya-molodezhiv-respublike-belarus (дата обращения: 14.05.2023).
  • Сосновская З. М. Медиаобразовательная деятельность в кинотеатрах Минска в 1960–1980-х годах // Медиаобразование. №2. 2017. С. 34–42. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovatelnaya-deyatelnost-v-kinoteatrah-minska-v-1960–1980-h-godah (дата обращения: 14.05.2023).
  • Там же. С. 37.
  • Закон РБ О кинематографии в Республике Беларусь. – URL: https://kodeksybel.com/zakon_rb_o_kinematografii_v_respublike_belarus.htm (дата обращения: 14.05.2023).
  • Постановление Совета министров Республики Беларусь 29 января 2021 г. №53 «О Государственной программе "Культура Беларуси" на 2021–2025 годы» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100053 (дата обращения: 14.05.2023).
  • Нормативно-правовое регулирование кинематографии (кодекс о культуре, стратегия развития киновидеотрасли Беларуси на 2015–2020 гг.). – URL: https://cyberpedia.su/14x12c99.html (дата обращения: 09.08.2023).
  • Ао Сунь. Сравнительный анализ образного осмысления темы Второй Мировой войны в современном белорусском и китайском кино // Вестник Белорусского гос. ун-та культуры и искусств. №1 (29). 2018. С. 122–128; Цзинюй Ч. Образы революции в китайском и белорусском кинематографе второй половины ХХ в. // Там же. №1 (43). 2022. С. 64–70; Юй Хунянь. Роль национальной культуры в формировании имиджа страны // Вестник БГУ. Сер. 4: Филология. Журналистика. Педагогика. №1. 2014. С. 87–91.
  • Дмитроченко Д. А. Современное кино в Беларуси и развитие киноперевода. Кино глазами китайской и белорусской молодежи // Молодежная наука 2022: Технологии, инновации. Материалы Всерос. научно-практич. конф. молодых ученых, аспирантов и обучающихся, посвященной 120-летию со дня рождения проф. А. А. Ерофеева. 2022. С. 222–225.
  • Ао Сунь. Указ. соч. С. 122.
  • Там же. С. 127.
  • Е СыСы. Культурные ориентиры белорусских и китайских изданий о кино (на материале журналов «На экранах» и «Movie view») // Журналистика – медиалогия – наставничество. Материалы междунар. научно-практической конф., посвященной памяти профессора Б.В. Стрельцова. Минск, 2023. С. 230–236.
  • Китай и Беларусь опубликовали Совместную декларацию об установлении отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства // RUSSIAN.NEWS.CN [Электронный ресурс]. – URL: https://russian.news.cn/20220916/322ae8d4d4c54030ab90b66ca59b532e/c.html (дата обращения: 04.08.2023).
  • Е СыСы. Указ. соч. С. 236.
  • «Кинопоиск» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/country--69/?b=films&ysclid=lkwibjdcxp734111649&utm_referrer=ya.ru&sort=date&page=12 (дата обращения: 04.08.2023).
  • Мир в восторге от белорусской анимации. Выживет ли она на родине? – URL: https://smartpress.by/idea/smartideya/16089/ (дата обращения: 06.08.2023).
  • Организационная структура Национальной киностудии «Беларусьфильм». – URL: https://cyberpedia.su/14x12c9a.html?ysclid=ll9drgwa4o750689673 (дата обращения: 13.08.2023).
  • «Кинопоиск» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/455815/ (дата обращения: 04.08.2023).
  • URL: https://web.archive.org/web/20110607150014/ (дата обращения: 07.08.2023); URL: http://www.pisf.pl/en/polish-films/prize-winners/lekcjabialoruskiego (дата обращения: 07.08.2023).
  • A Lesson of Belarusian. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/A_Lesson_of_Belarusian (дата обращения: 04.08.2023).
  • Когда уходит Голливуд. Как теперь выживают белорусские кинотеатры. – URL: https://probusiness.io/markets/9387-kogda-ukhodit-gollivud-kak-tepervyzhivayut-belorusskie-kinoteatry.html (дата обращения: 02.08.2023)
  • Там же (дата обращения: 07.08.2022).
  • Организационная структура Национальной киностудии «Беларусьфильм». – URL: https://cyberpedia.su/14x12c9a.html?ysclid=ll9drgwa4o750689673 (дата обращения: 13.08.2023).
  • Главное управление культуры Минского областного исполнительного комитета. – URL: https://kultura-minobl.gov.by/ru/новости/document-6743.html (дата обращения: 10.08.2023).
Еще
Статья научная