Береза в календарной культуре и традиционных верованиях народов Сибири
Автор: Болонев Ф.Ф.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены традиционные верования и обряды народов Сибири и восточных славян, связанные со священным деревом - березой, почитание которой было тесно связано с культурой народного календаря, прежде всего в циклах умирающей и возрождающийся природы. Культ березы особо характерен для восточных славян, но она же является священным деревом у многих сибирских народов. В данной работе отражены только отдельные факты почитания березы, в которых очень наглядно прослеживается миропонимание разных народов Восточной Европы и Северной Азии, демонстрирующих через восприятие березы, через завивание венков акт породнения людей с природой. Особое почитание березки у русских Сибири мы наблюдаем в период недели зеленых святок, которая называется семицко-троицкой, и была седьмой неделей после Пасхи. У ряда народов Северной Азии существовало табу. Березу нельзя было называть своим именем, а называли ее подставным словом «трудноименная». У хакасов береза - священное дерево, ее без хозяйственной необходимости запрещалось рубить или ломать. Береза у сибирских народов стала символом «народа Белого царя», а именно русского народа. Почти все народы Северной Азии от Урала до Тихого океана связывают появление березы в Сибирских лесах с появлением здесь русских людей. Сущность березы в представлениях народов Сибири амбивалентна: с нею радость, с нею смерть. Таким образом, в народном мировоззрении народов Сибири сохраняется значительный пласт верований языческой старины.
Народы сибири, традиционная культура, народный календарь, береза, обряды, традиционное мировоззрение
Короткий адрес: https://sciup.org/14522284
IDR: 14522284
Список литературы Береза в календарной культуре и традиционных верованиях народов Сибири
- Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск: Наука, 1980. -318 с.
- Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX -начало XX в.). -Новосибирск: Наука, 1978. -160 с.
- Бурнаков В.А. Духи среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. -208 с.
- Гальковский Н.М Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. -Харьков, 1916. -Т. 1. -316 с.
- Головнев А.В. Самодийцы и угры Западной Сибири: комплексы традиционных культур: дис.. д-ра ист. наук. -Екатеринбург, 1995. -184 с.
- Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. -М.: Худ. лит., 1990. -191 с.
- Матвеев П. Первопроходцы на Чикое//Знамя труда: районная газета. 1970. 23 июля.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. -Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1963. -143 с.
- Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. -СПб., 1881. -Т. 2. -93 с.