Беспорядки в Балтиморе как глобальный информационный повод

Автор: Восканян А.С.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 4 (8), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные тенденции освещения американского протестного движения в ряде крупнейших мировых СМИ. Автор сопоставляет основные идеи, распространяемые в прессе различных стран. Изучается реакция мировых СМИ на обострившуюся расовую напряженность в США. Предпринимается попытка анализа влияния беспорядков в Балтиморе на формирование образа США в мировом медиапространстве.

Сми, ньюсмейкинг, информационный повод, беспорядки в балтиморе, расовая дискриминация

Короткий адрес: https://sciup.org/140278103

IDR: 140278103

Текст научной статьи Беспорядки в Балтиморе как глобальный информационный повод

Участники социальных движений, в том числе участники акций гражданского протеста, зачастую стремятся привлечь максимальное внимание к тем вопросам, которые они считают значимыми для современного общества. Важную роль в распространении идей и требований участников массовых протестов играют СМИ, которые заняты в освещении публичных демонстраций. Наиболее крупные и значимые акции протеста получают распространение не только в рамках государственных, но и мировых медиа.

По мнению А.В. Петрушиной [1, 61], от особенностей подхода авторов публикаций СМИ к освещению протестного движения зависит преставление аудитории о происходящих в обществе конфликтах и возможных способах их разрешения, а также о значимости и целесообразности акций протеста.

Протестная активность в Балтиморе стала громким информационным поводом для мировых СМИ. Журналисты разных стран представляли различные точки зрения как на саму смерть Фредди Грея, так и на массовые протесты, охватившие город. Можно предположить, что способ освещения протестов в Балтиморе будет напрямую зависеть от взаимоотношений США и страны, которую представляет то или иное издание. На основе проведенного анализа, выделим тенденции освещения протестной активности в Балтиморе журналистами некоторых стран.

По мнению американских СМИ, в период обострения российско-американских отношений беспорядки в Фергюсоне и Балтиморе дали российским СМИ повод вернуться к своему «любимому развлечению» – они начали злорадствовать по поводу лицемерия США и надвигающегося социального кризиса1.

Так, журналисты «Российской газеты» заявляют, что «американские власти на примере города Балтимор показали, что заявления о толерантности и демократии никак не мешают подавлению беспорядков с использованием оружия».2 «Коммерсант», в свою очередь, подчеркивают важность того факта, что беспорядки в Балтиморе вспыхнули сразу после старта президентской гонки, и считают, что именно это обстоятельство отличает Балтиморские бунты от других расовых протестов.3

В российских СМИ превалирует красочное, драматичное описание протестов в Балтиморе, репортажный характер публикаций. К примеру, так описывают происходящее в Балтиморе журналисты «Московского комсомольца»: « Чрезвычайное положение, перевернутые и подожженные автомобили, отправка бойцов Национальной гвардии, разгромленные магазины, летящие в полицейских камни – все это приметы бунта, разыгравшегося на улицах американского Балтимора. Властям приходится балансировать на грани между попытками не допустить излишней жесткости в противостоянии с местными жителями и не дать разгулять анархии и мародерству».4

В целом российские СМИ придерживаются одной концепции при освещении беспорядков в США: они выступают с резкой критикой правительства Соединенных Штатов. Наблюдается сходство в основных идеях, внушаемых аудитории: через большинство материалов проходит линия «США – это неравенство, дискриминация, беспорядки; Балтимор и Фергюсон – американский майдан, Обама – главное разочарование американского народа».

Журналистские материалы украинских СМИ о протестах в Балтиморе демонстрируют меньшую драматизацию событий. Это по большей части аналитические публикации, в которых проведена глубокая оценка причин протестов и проблем современной Америки. Основные вопросы, вставшие перед американским обществом, украинский журнал «Корреспондент» формулирует следующим образом:

«Сейчас в США обсуждается проблема, как быть с американской мечтой, уничтожение которой все чаще толкает граждан на беспорядки. В то же время волнует американцев и другой вопрос: как обуздать полицию, которая готова при любой удобной возможности стрелять в людей и выводить боевую технику на улицы городов».5

Значительный объем материалов украинских СМИ посвящен проблеме расовой дискриминации в США и анализу условий жизни афроамериканского сообщества. Эта проблема так или иначе упоминается в 87% публикаций.

«Насилие правоохранителей - это лишь следствие или, другими словами, верхушка айсберга. Основная проблема заключается в изолированности афроамериканских сообществ, их слабой общественной и экономической эмансипации, особенно в небольших городах.

Когда полицейский патрулирует такие улицы и видит чернокожего парня, который держит руки в карманах и подозрительно оглядывается, у офицера срабатывает фактор кросс-расовой идентификации. Ведь складывается устойчивый стереотип: они все на одно лицо, они все потенциальные преступники» 6.

Схожий характер имеют и публикации в крупнейших СМИ стран Евросоюза. В частности, немецкий «Der Spiegel» делает акцент на более глубоких проблемах США, чем просто полицейское насилие – журналисты говорят о крахе социальной и экономической системы богатейшей страны мира. «В отличие от других подобных случаев, в Балтиморе у позорного столба оказалась не только полиция, но и вся социальная и экономическая система, которая допустила условия жизни, непозволительные для богатого современного общества».7

Аналогичный подход к формулировке проблем США наблюдается и в немецком Die Welt:

«Любой, кому довелось ощутить эту взрывоопасную смесь безысходности и нищеты в городских трущобах США, не может не задумываться о многолетней политике дискриминации, которая вынудила чернокожих жить в строго отведенных районах и систематически подрывала их возможности для самореализации. Эта политика не ограничилась небольшими провинциальными городами, но затронула и некогда процветавшие промышленные города Северной Америки – такие, как Балтимор»8.

Die Welt так же отмечают, что зачастую темнокожие лидеры мнений пропагандируют культуру самодискриминации благодаря неверному подходу к борьбе с дискриминацией.

Во Франции, другой европейской стране, СМИ называют протестующих «несчастными жителями, стигматизированными полным

экономическим упадком и постоянным полицейским насилием»

«Балтиморские беспорядки разрушили хрупкую иллюзию, что Америка, занятая деликатной дискуссией о ликвидации расовой напряженности, стоит на правильном пути. 600 000 балтиморских душ, живших в двух шагах от Вашингтона и Белого дома, были якобы защищены от чернобелых расовых противоречий. Подкрепрялись эти иллюзии тем, что в этом на 63% черном городе темнокожими были мэр, начальник полиции и президент городского совета»10.

Испанское издание «El país» называет Балтимор «отражением десятилетий неравенства в Америке» и отмечает патологии Соединенных Штатов: насилие, маргинализацию, расизм. По аналогии с французскими СМИ в испанских медиа часто встречаются упоминания о том, какое небольшое расстояние разделяет Балтимор и столицу США. «Балтимор – это не Ирак и не Луна, этот город находится всего в 70 километрах от Белого дома» 11 .

В других материалах El Pais улицы Балтимора сравниваются с апокалиптическими пейзажами, можно отметить драматизацию картины событий:

«Образы солдат американской Национальной гвардии, патрулирующих пустующие улицы Балтимора в полном обмундировании, а на фоне – покрывала обломков, мусор и останки больших костров. Этот пейзаж мог бы появиться в любом популярном апокалиптическом сериале. Но, к сожалению, это реальное свидетельство самой тяжелой общественной проблемы, с которой сталкиваются сейчас Соединенные Штаты» .12

В целом испанские СМИ склонны указывать на недопустимость подобных событий в правовом демократическом государстве. Кроме того, они указывают на необходимость полицейской реформы и изменения порядка ареста граждан в США.

Турецкие СМИ в первую очередь делают акцент на предстоящих выборах при освещении протестов. Sabah отмечают, что на этот раз «кто-то решил сменить демократов»:

«Они хотели взбудоражить улицы и повлиять на ход выборов, и им удалось зажечь искру, обладающую огромной силой. Когда и как она погаснет – сказать сложно. США – огромное государство. Но что еще может обнаружить слабость руководства, если не неспособность предотвратить насилие со стороны полиции в отношении афроамериканцев в период правления чернокожего президента?» 13

В Иране, с которым США связывает давняя вражда, СМИ критикуют нынешние власти, одобряют действия участников беспорядков и практически призывают к революции.

«Я не отношусь к числу тех, кто утверждает, что Америка — это страна равных возможностей. В истории этой страны были периоды, когда совершались страшные злодеяния. Мне обо всем этом известно. Между тем я должен сказать, что Америка изменится тогда, когда терпение народа перельется через край. Я призываю народ, чтобы он перестал терпеть. Когда его терпенье лопнет, настанет время, чтобы мы смогли представить свой план действий». 14

Во время обострения американско-китайских отношений, китайские СМИ так же выступают в адрес властей США с достаточно жесткой критикой. Синьхуа, к примеру, опубликовали объемный доклад после событий в Балтиморе.

Бразильские журналисты и вовсе пророчат США кризис, сходный с кризисом СССР перед его распадом. «После стольких ложных заявлений об экономическом возрождении, после всех геополитических неудач, после вызванных жестокостью полиции беспорядков в Фергюсоне и Балтиморе, ставших симптомом распада социальной ткани страны, может быть, настало время задать ранее немыслимый вопрос: следует ли нам готовиться к тому, что в Соединенных Штатах произойдет коллапс по советскому образцу? В силу разных причин ответить можно утвердительно»16.

В материалах СМИ Канады, соседней для США страны, наблюдается тенденция к сравнению системы правосудия в двух странах (в пользу Канады). Журналисты газеты Globe and Mail, к примеру, призывают жителей Канады задуматься над тем, насколько лучше обстоят дела в их стране, чем в США, и быть благодарными за это. Того же мнения придерживаются The Toronto Star, уверенные в том, что и полиция, и министерство юстиции Канады справились бы с проблемой беспорядков и расследованием дела о гибели Грея гораздо лучше. «Я не один из тех, кто придерживается шовинистских взглядов о полном превосходстве Канады над США. Но сейчас я думаю именно так»17.

Таким образом, на основе приведенного обзора материалов мировых СМИ, которые освещали беспорядки в Балтиморе, можно сделать некоторые выводы. Протестная активность в Балтиморе вызвала интерес всех крупных зарубежных СМИ и стала громким информационным поводом. Было опубликовано большое количество аналитических и публицистических материалов, выражающих оценку происходящего журналистами разных стран.

Мировые СМИ выражают различные точки зрения на беспорядки в Балтиморе. Во многом способы освещения ситуации зависят от отношений между страной, которую представляет то или иное СМИ, и США. К примеру, российские СМИ склонны критиковать американское руководство в контексте беспорядков в Балтиморе, что можно связывать с обострением российско-американских отношений. В целом мировые СМИ заняты обсуждением расовой драмы в Балтиморе и говорят об укреплении расовых противоречий в США.

Список литературы Беспорядки в Балтиморе как глобальный информационный повод

  • Петрушина А. В. Дискурс политического протеста в сообщениях новостных Интернет-сайтов // Известия ТулГУ: Гуманитарные науки. 2012. №1. - С. 61-70.
  • Евдокимов В.А. Политизация социального конфликта в средствах массовой информации. Омск, 2006. - 184 с
Статья научная