Билатеральная отсроченная реконструкция молочных желёз торакодорзальными лоскутами

Автор: Зугумова М.Ш., Степанянц Н.Г., Восканян С.Э., Завьялов А.А.

Журнал: Московский хирургический журнал @mossj

Рубрика: Клинические случаи

Статья в выпуске: 2 (92), 2025 года.

Бесплатный доступ

Введение. Первично-множественные злокачественные образования молочных желёз имеют большую значимость, как в онкологии, так и в реконструктивной хирургии. Выбор метода реконструкции молочной железы зачастую определяют не только объективные параметры и навыки хирурга, но и те задачи, которые перед ним ставит сам пациент, с учётом того, что реконструкция, в первую очередь, решает вопросы психоэмоционального здоровья. Материалы и методы исследования. В настоящее время торакодорзальный лоскут является золотым стандартом и активно используется как после мастэктомии, так и в процессе выполнения органосохранного хирургического лечения с целью восполнения удалённого участка молочной железы. В своем применении он является универсальным и имеет надёжную сосудистую ножку. Результаты лечения. Торакодорзальный лоскут успешно может быть использован при билатеральной реконструкции молочных желёз. Достижение симметрии не только в донорской зоне, но и в реципиентной в совокупности с относительно простой техникой выполнения оперативного вмешательства и высокой надёжности этих лоскутов неоспоримо определяет значимость данного метода аутологичной реконструкции. Заключение. Залогом успеха результата реконструкции молочных желёз считается тщательно продуманная тактика на этапе планирования. Преимущества использования торакодорзального лоскута определяют высокую оценку значимости данной методики в двусторонней реконструктивной хирургии молочной железы.

Еще

Рак молочной железы, реконструкция молочной железы, торакодорзальный лоскут

Короткий адрес: https://sciup.org/142244479

IDR: 142244479   |   DOI: 10.17238/2072-3180-2025-2-143-148

Текст научной статьи Билатеральная отсроченная реконструкция молочных желёз торакодорзальными лоскутами

К одной из самых обширных областей исследования медицины в наше время относятся онкологические заболевания, которые всё ещё являются малоизученными и многосоставными патологиями. Развитие первично-множественных злокачественных опухолей (ПМЗО) является сложным процессом, который характеризуется синхронным или метахронным возникновением патологических очагов злокачественного роста. Они развиваются независимо друг от друга в пределах одного или нескольких органов (парные органы, органы различных систем, мультицентрическое поражение одного органа) [1]. В 1889 году T. Billroth изложил теорию о существовании множественных злокачественных новообразований. В 1932 году S. Warren, O. Gates сделали то же самое в своих подробных исследованиях. В медицинских архивах Х века запечатлены записи Авиценны о существовании двустороннего онкологического процесса молочных желёз у женщины с подробным описанием клинического случая.

Задолго до этого множеством ученых были высказаны предположения о существовании подобного вида онкологического процесса [2]. В настоящее время подобные клинические случаи не редки и определяют глобальную проблему для онкологов и врачей смежных специальностей. По данным ВОЗ, в 2020 году во всем мире у 2,3 миллиона женщин был диагностирован рак молочной железы, что составило 11,7 % [3]. В это число входят и пациентки с билатеральным раком молочной железы, к которому относятся две различные по генезу формы: первичный (синхронный и метахронный) и метастатический рак контралатеральной молочной железы [1]. Неимоверные достижения молекулярной и прикладной медицины позволили онкологам современности пересмотреть свои взгляды на комплексное противоопухолевое лечение рака молочной железы, а новая трактовка опухолевого фенотипа позволила максимально индивидуализировать лечебную тактику. Но как бы не модифицировались методы борьбы с раком молочной железы, проблема реконструкции утраченного органа всегда стояла особенно остро [4].

За последние 30 лет хирургические методы реконструкции груди претерпели значительное развитие, и были проведены многочисленные исследования с целью улучшения эстетических показателей. Однако некоторые факторы риска (такие как курение, сахарный диабет) увеличивают послеоперационные осложнения, что приводит к неудовлетворительному результату, как для хирурга, так и для пациентки. С этой точки зрения реконструкция торакодорзальным лоскутом является золотым стандартом, позволяющим снизить частоту хирургических осложнений посредством своей надёжности [5]. Так же реконструкция с использованием данного лоскута является хорошим решением при воссоздании молочных желёз у пациентки с билатеральным раком молочной железы: универсальность данного лоскута, надёжность сосудистой ножки в купе с симметрией в донорской и реципиентной зоне однозначно даёт преимущество в выборе [6, 7]. Сохранение кожи молочной железы (и, по возможности, сосково-ареолярного комплекса) на этапе онкохирургического лечения позволяет хирургу в процессе операции сохранить такую важную структуру как инфрамаммарную складку и добиться лучшего эстетического результата в процессе отсроченной реконструкции, избавив пациентку от рубцов в зоне декольте [8, 9]. Вышеописанная тактика в процессе билатерального восстановления молочных желёз отвечает основной цели реконструкции: воссозданию естественной, пластичной формы и максимальной симметрии [9, 10, 11].

Клинический случай

Пациентка С. 30 лет с первично-множественным метахронным опухолевым процессом: билатеральным раком молочных желёз. На этапе онкохирургического лечения по поводу злокачественного образования правой молочной железы с целью исключения повторных оперативных вмешательств было принято решение о выполнении подкожной радикальной мастэктомии по Мадден справа с одномоментной реконструкцией TDL-лоскутом и отсроченной реконструкции левой молочной железы TDL-лоскутом. Метод реконструкции был определён с учётом основного запроса пациентки: вернуть былые формы без использования имплантов.

Разметка лоскута производится утром в день оперативного вмешательства в положении пациентки стоя.

Первоначально отмечают латеральный и верхний край широчайшей мышцы спины (ШМС). Затем на расстоянии 2 см медиальнее латерального края ШМС и 8 см от пересечения задней подмышечной линии и края ШМС определяется приблизительное расположение проксимального кожного перфоранта торакодорзальной артерии. После идентификации доминантного перфорантного сосуда с использованием допплерографии, приступают к разметке кожного островка. Последний может иметь различные вариации в зависимости от анатомических особенностей пациентки и поставленной цели относительно объёма и проекции реконструируемой железы. Расположения рубца параллельно линиям Лангера позволит получить наиболее эстетичный вид рубца. В данном клиническом случае лоскут был спроектирован горизонтально с переходом в сторону субмаммарной области (рис. 1).

Рис. 2 (а, б). Вид пациентки ДО (а) и ПОСЛЕ (б) операции в прямой проекции

Fig. 2 (a, b). View of the patient BEFORE (a) and AFTER (b) surgery in direct projection

Рис. 1 (а, б). Вид пациентки до операции в прямой проекции и со спины

Fig. 1 (a, b). View of the patient before surgery in direct projection and from the back

Рис. 3 (а, б). Вид пациентки ДО (а) и ПОСЛЕ (б) операции в переднебоковой проекции слева Fig. 3 (a, b). View of the patient BEFORE (a) and AFTER (b) surgery in the anterolateral projection on the left

Рис. 4 (а, б). Вид пациентки ДО (а) и ПОСЛЕ (б) операции в переднебоковой проекции справа Fig. 4 (a, b). View of the patient BEFORE (a) and AFTER (b) surgery in the anterolateral projection on the right

Длительность оперативного вмешательства составила 6 часов 10 минут. Дренажи удалены на 3-и сутки после операции.

При оценке полученных результатов (рис. 2–5) обращает на себя внимание:

– визуальная симметрия реконструированных молочных желёз;

– достижение симметричного объёма реконструированных молочных желёз и их оптимальная проекция;

– отсутствие видимых дополнительных рубцов в прямой проекции;

– максимальная симметрия донорской зоны эстетичнорасположенными рубцами, часть которых скрыта в субмаммарной складке.

Пациентка выписана на 7–е сутки после оперативного вмешательства. Контрольный осмотр выполнен спустя 3 и 6 месяцев (рис. 6).

Рис. 5 (а, б). Вид пациентки ДО (а) и ПОСЛЕ (б) операции со спины

Fig. 5 (a, b). View of the patient BEFORE (a) and AFTER (b) surgery from the back

Рис. 6 (а, б). Контрольный осмотр через 6 месяцев после операции

Fig. 6 (a, b). Follow-up examination 6 months after surgery

Обсуждение

Аутологичная реконструкция лоскутом широчайшей мышцы спины является надежным и универсальным методом реконструкции, позволяет достичь отличных эстетических результатов и высокой степени удовлетворения пациенток. Надо отметить, что в случае планирования пациенткой беременности торакодорзальный лоскут становится преимущественным вариантом выбора, так как применение лоскутов передней брюшной стенки не будет являться оптимальным способом. Так же в клинических случаях, когда у пациентки низкий индекс массы тела (или, напротив, чрезмерный), наличие рубцовых процессов на передней брюшной стенке, в том числе после абдоминопластики, лучшим способом реконструкции груди аутологичными тканями является TDL-лоскут. Таким образом, применение торакодорзального лоскута можно считать оптимальным методом реконструкции молочной железы в случае невозможности выполнения реконструкции с использованием лоскутов передней брюшной стенки или наличия противопоказаний. Частота развития осложнений в послеоперационном периоде, таких как частичный или тотальный некроз торакодорзального лоскута, гематомы, длительные серомы, при реконструкции данным методом остается невысокой. Всё вышеперечисленное определяет его универсальность и надежность при билатеральных реконструкциях молочной железы разной степени сложности (в том числе в комбинированном варианте с использованием имплантов).

Заключение

Благодаря хорошим размерам кожно-жировой площадки, достаточному диаметру и длине сосудистой ножки и низкой частоты осложнений торакодорзальный лоскут широко используется при двусторонней реконструкции молочных желёз. Техника выделения лоскута универсальна, однако при этом требуется предварительное обучение и опыт выполнения односторонних реконструкций с использованием данного лоскута. Все вышеперечисленное делает его идеальным инструментом для восстановления молочных желёз, особенно когда речь идет о билатеральных процессах.

Статья научная