Биокогнитивный подход к рассмотрению этнического статуса индивида в современном обществе
Автор: Антипьева И.А., Липко Ю.Г.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 1-1 (10), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140106607
IDR: 140106607
Текст статьи Биокогнитивный подход к рассмотрению этнического статуса индивида в современном обществе
Этнический статус индивида является важнейшей составляющей социального самочувствия личности: он указывает на место индивида или группы в системе межэтнических взаимодействий на индивидуально- личностном, внутригрупповом, межгрупповом уровнях и определяет структуру социальных связей, прежде всего, межличностных взаимоотношений индивида. Идентичность человека, вытекающая из знания индивидом о своей принадлежности к группе и эмоционального переживания, усвоения присущих группе ценностей, оказывается ядром «Я – концепции» личности, в связи с чем воспринимается индивидом как некоторая субъективная ценность.
Функция процесса самоидентификации двойственна. Во-первых, он включен в процесс социализации личности и выполняет важную социоадаптивную функцию. Во-вторых, «чувство идентичности» [8] выполняет защитную функцию. Человеку жизненно необходимо определить свое место в социокультурном пространстве, что возможно только в среде через усвоение и принятие привычек, культурных норм, преобладающих в сообществе ценностей и системы поведения и, как следствие, через формирование чувства причастности к определенной культуре. В этом смысле идентичность представляет собой ту ценностно-смысловую матрицу, которая позволяет личности постоянно осуществлять самоидентификацию, в том числе этно-национальную. Ослабление идентичностей, их разрыв или утрата могут явиться причиной существенного психологического дискомфорта, вызвать болезненное дезориентирование в среде и потерю необходимых для успешной жизнедеятельности ориентиров. Возникающий при этом когнитивный диссонанс создает у человека антисоциальные настроения и может явиться причиной антиобщественных действий. Пропитывая разные сферы жизнедеятельности индивида, эти настроения, как правило, приводят к ослаблению ощущения идентичности на уровне сообщества, обостренному чувству этноцентризма и росту ксенофобии [7].
Самоидентификация индивида есть результат не только личного решения индивида о собственной идентичности, но и мнения окружения, которое активно формирует представление индивида о собственном и других этносах. Иными словами, этническая и национальная общности несут в себе информацию, которая обеспечивает преемственность поколений, поддерживает механизм «свой-чужой» и, таким образом, определяет степень этнической самоидентификации индивида.
Влияние среды на человека необходимо рассматривать на разных уровнях: на уровне физиологии, психологии и социологии. Применительно к целям этнологического исследования важно учитывать фактор среды бытования этноса с точки зрения его влияния на процессы мышления и на формирование национального языка [3, с. 124], так как язык в человеке и человек в языке могут быть познаны с учетом историко-, этно- социо- и психолингвистических особенностей носителей языка, феноменологического опыта, которые, в конечном счете, и есть слагаемые процесса идентификации.
Одним из проявлений этнической идентичности является процесс оформления системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. Под межэтническими отношениями в широком смысле понимаются взаимодействия народов в разных сферах – политике, экономике, культуре и т. д., в узком смысле – межличностные отношения людей разных национальностей в сферах трудового, семейно-бытового, соседского, дружеского и др. взаимодействия. Именно в коммуникативных ситуациях человек определяет свое индивидуальное место и место своего этноса в полиэтническом обществе, усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.
Таким образом, определение идентичности представляет собой необходимый для адекватного функционирования индивида компонент его «Я-самосознания», формирование которого заключается в эмоциональном самоотождествлении индивида / социальной группы с другим человеком / группой или образцом, интериоризации занимаемых социальных статусов и освоении значимых социальных ролей и составляет суть самоидентификацию человека, его этнический статус.
Дж. Сенехи отмечает, что «этническая принадлежность или отождествление – это устойчивое самовосприятие в рамках социально создаваемой реальности общества, формируемой посредством языка » [11, с. 150-164]. Исследование коммуникативной практики, сложившейся в том или ином обществе, с позиции биологической философии [4, 6, 11 и др.] познания может стать новым измерением лингвосоциальной реальности. Опираясь на биокогнитивный подход к исследованию социальных явлений, в том числе, изучение процесса оформления этнического статуса индивида, можно определить, каким образом языковая деятельность человека влияет на формирование и, в то же время, отражает особенности культуры, оказывается фактором, определяющим характер социальных отношений. Подытоживая обзор исследований, посвященных взаимозависимости языка, индивида и общества в лингвофилософском осмыслении, приведем тезисы, отражающие основные положения биологической философии познания и языка, которые могут составить эффективную теоретико-методологическую платформу этнологического исследования:
-
1. «Нельзя познать живое в отрыве от той среды, в которой живой организм существует и с которой он постоянно взаимодействует как наблюдатель» [4, с. 38];
-
2. «Коммуникативно – когнитивные естественно – языковые взаимодействия между индивидами и группами индивидов протекают в масштабе реального времени, языковое поведение коммуникантов перцептуально и физически контекстуализировано состоянием среды, в которой эти взаимодействия осуществляются» [4, с. 21];
-
3. «Язык и коммуникация существуют в и между живыми объектами в реальных обществах и окружении. Ориентирование (sharing) , а не обмен информацией (exchange) , представляет собой жизненно важную характеристику языка и коммуникации» [9, с. 197].
Представление индивида и общества о мире созидается языком и в языке. Язык не призван отображать так называемую «объективную действительность». Он служит воплощению образа того, что человек думает и говорит о вещах, явлениях и процессах, при этом не заключает в себе никакой информации о самих этих феноменах. Другими словами, язык представляет собой способ самовыражения, воплощение сознания человека. Речевое поведение индивида детерминируется особенностями речевой ситуации и, соответственно, намерениями говорящего и осуществляется на основе опыта, приобретенного им как в результате усвоения социального знания (сложившихся в культуре стереотипов, предубеждений и т. д.), так и в результате непосредственного взаимодействия с элементами культуры. Чем богаче, разнообразнее приобретаемый индивидом опыт, тем выше эффективность функционирования индивида в среде, его поведения в обществе.
Коммуникативные процессы – вербальные и невербальные ситуации взаимодействия индивидов друг с другом и индивида с обществом (публикации, выступления и т. п.) – с одной стороны, отражают самоидентификацию человека, так как в них проявляется субъективное представление идентичности, с другой стороны, формируют последнюю. Поведение человека, его действия во многом зависят от того, из какой социальной позиции он действует; важными оказываются и объективное положение человека в общественной структуре, и индивидуальное представление о собственной социальной идентичности. На основе характера проявления личностного этносоциального статуса коммуниканта можно делать заключение об эффективности коммуникативного поведения (в терминах цели, эмоционального эффекта процедуры взаимодействия и ее результата). Так, межкультурную коммуникацию справедливо рассматривать как взаимоотношение противостоящих идентичностей, при котором происходит включение идентичностей собеседников друг в друга [1], при этом неизвестное и незнакомое в идентичности собеседника может стать знакомым / понятным / приемлемым, что зависит от усвоения человеком социального знания и расширения своего коммуникативного опыта. Иными словами, расширяя свои рамки и приобретая универсальное значение, коммуникативное действие становится средством преобразования социальной реальности (подробнее см. труды Ю. Хабермаса), в связи с чем, с научной точки зрения обладает значимым экспланаторным потенциалом. Общество, культура и личность, в свою очередь, представляют собой самостоятельные структуры, но функционируют как взаимодействующие, подвижные и проникающие друг в друга. Коммуникация основывается на той же концептуальной системе, которая используется в мышлении и деятельности, а язык оказывается важным источником данных об этой системе [5], наиболее естественным способом ее обнаружения [2].
Так, с позиции биокогнитивной философии языка представляется объективным определить идентичность как центральное интегративное качество поведения индивида, которое носит адаптивный характер, служит приспособлению и успешному функционированию индивида в обществе [8]. Результаты использования биокогнитивного подхода позволяют заключить, что идентичность есть особый социально-культурный феномен, суть которого сводится к чувству органической принадлежности индивида к исторической эпохе и типу межличностного взаимодействия, свойственному данной эпохе, «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности» [8]; этническая идентичность, в свою очередь, представляет собой особое психоэмоциональное состояние индивида, которое он переживает и интернализует в процессе общественной жизнедеятельности посредством языка [7].
Итак, основу исследования этнического статуса индивида должен составлять не только анализ репрезентативных форм социальной реальности, но, в первую очередь, рассмотрение механизмов коммуникации. Особенностью коммуникации как формы созидательного общения является то, что ее осуществляет не просто субъект в его классическом понимании как стороннего наблюдателя, а коммуникативно-действующий субъект, который постоянно осознает себя в повседневной деятельности, состоящей из привычных действий, и который сам совершает разного рода социальные действия, ориентированные на другого. Эта повседневная деятельность человека находится во взаимозависимости с его когнитивными механизмами, особенностями восприятия, социальным статусом, которые необходимо учитывать при рассмотрении процесса индивидуального наделения значением явлений и объектов окружающего мира.
Признание факта неразрывной взаимосвязи языка и человека, а также необходимости исследования социальных феноменов с учетом «когнитивной деятельности, памяти, внимания, социальных связей личности и других аспектов опыта индивида» [12, c. 16], его перцептивных процессов, эмоционально-оценочных переживаний должно определять цели, задачи и круг практических вопросов, связанных с этническим статусом индивида.