Битва на Марне (5-9 сентября 1914 г.) и ее значение

Бесплатный доступ

В связи с малоисследованными аспектами раскрывается значение битвы на Марне в ходе Первой мировой войны

Франция, первая мировая война, 1914 г, битва на марне

Короткий адрес: https://sciup.org/14822236

IDR: 14822236

Текст научной статьи Битва на Марне (5-9 сентября 1914 г.) и ее значение

В 2014 г. исполнилось 100 лет одной из важнейших битв в истории Первой мировой войны – битве на Марне. Она во многом предопределила ход войны. К моменту битвы в начале сентября 1914 г. в войну были вовлечены почти все великие державы (кроме США) и боевые действия разворачивались на нескольких фронтах. На Балканах шли ожесточенные сражения между Сербией и Австро-Венгрией, в частности битва за гору Цера, закончившаяся отступлением австрийцев. На Восточном фронте завершилась Восточно-Прусская операция, имевшая своей целью отвлечь немецкие силы с Западного фронта и не позволить разбить Францию, что было достигнуто ценой поражения двух русских армий.

На Западном фронте со 2 августа Германия начала осуществление плана Шлиффена: первым пал Люксембург, началось немецкое вторжение в Бельгию. В свою очередь французские войска нанесли удар в Эльзасе и Лотарингии, но были выбиты оттуда немецкими войсками. 20 августа немцы вышли на французскую границу, и началось пограничное сражение, в котором 5-я французская армия и несколько британских дивизий потерпели поражение. Немецкие войска продолжили наступать на Париж и к 5-му сентября вышли к реке Марна в 50 км от Парижа. К этому времени французы успели сформировать 2 новых армии (6-ю и 9-ю), а немцам пришлось перебросить с этого фронта 2 корпуса в Восточную Пруссию.

На момент битвы в состав союзных войск входило 5 французских и 1 английская армии общей численностью 1,1 млн человек и 3 тыс. орудий [3, с. 35]. Командовал французскими войсками Жозеф Жоффр – начальник французского генерального штаба, британскими – фельдмаршал сэр Джон Френч. Немцы выставили 5 армий общей численностью 900 тыс. человек, и 3,4 тыс. орудия во главе с генерал-полковником Хельмутом Мольтке [Там же].

Сначала французское командование назначило наступление на 7 сентября. Но получив доклад генерала Франше д'Эспре о готовности армии к бою и от Френча согласие на участие в сражении англичан, Жоффр перенес дату наступления на 6 сентября [4].

В 22 часа 4 сентября Жоффром была отдана следующая директива: «Следует использовать положение 1-й германской армии и сосредоточить против нее силы союзных левофланговых армий. К вечеру 5 сентября принять следующее расположение: силам 6-й армии готовым переправиться через р. Урк и атаковать в направлении на Шато-Тьери. В распоряжение генерала Монури дан кавалерийский корпус генерала Сорде. Английской армии атаковать в общем направлении на Монмирай вместе с 5-й армией. 9-й армии прикрывать правый фланг 5-й, удерживая за собой выходы из Сен-Гондских болот. Всем указанным армиям начать наступление с утра 6 сентября» [Там же, с. 168].

План французов намечал две атаки: 6-я, английская и 5-я армии атаковали в районе pp. Б. и М. Морэна, и 3-я армия атаковала западнее Вердена. 9 и 4 армии в центре объединяли обе атаки. Немецкое командование планировало оттеснить левый фланг французов от Парижа, но, на основании сведений о переброске в этот район французских сил, отказались от этого плана, и занял оборону.

Директива Мольтке на 4 сентября предписывала: «Сведения указывают, что враг перебрасывает на запад войска от Вердена и снимает часть сил перед 3, 4 и 5-й армиями. Оттеснение неприятельских сил к швейцарской границе является невозможным. При этом представляется вероятным сосредоточение противником крупных сил и образование им новых соединений у столицы с целью угрозы нашему правому флангу. Это вынуждает оставить 1-ю и 2-ю армии перед Парижем с задачей отражать непри- ятельские выступления; 4-я и 5-я должны отбросить своих противников на юго-восток, что облегчит 6-й армии переход через р. Мозель, задача которой – сковать находящегося перед ней противника. 3-я армия возьмет направление на Труа-Вандевр готовясь подержать из-за Сены 1-ю и 2-ю армии, или принять участие в боевых действиях левофланговых армий на южном направлении» [1]. Тем самым немецкие армии получили следующие задачи: 1-й армии – стать фронтом к Парижу между pp. Уаза и Марна. 2-й армии – стать фронтом к Парижу между pp. Марна и Сена. 3-й армии – наступать на Труа и Вандевр. 4-й армии – правым флангом на Витри-ле-Франсуа и Монтьеранде, 5-й армии обеспечить овладение фортами на правом фланге французов. 6-й и 7-й наступать к Шармскому проходу.

Утром 5 сентября 6-я французская армия выдвинулась, дабы занять позиции для атаки и форсировать р. Урк. В ходе перехода она столкнулась с корпусом 1-й германской армии, направленным для заслона. Для выяснения обстановки командующий корпусом Гронау решил провести разведку боем и был оттеснен частями французов к р. Теруан.

Собственно битва на Марне началась 6 сентября и продолжалась четыре дня. Вечером французам удалось утвердиться на обоих берегах ручья, разделив 1-ю германскую армию на 2 части. Из-за бездействия французов, разбить немецкие части не удалось. Командующий 1-й армией Клук приказал отступить 3-му и 9-му корпусам под прикрытием кавалерии за р. М. Морэн к 2-й армии. Подошедшие к вечеру британские солдаты никак не повлияли на отход немцев к р. Урк.

К востоку от Б. и М. Морэнов шло сражение между 2-й германской армией и 5-й и 9-й французскими. Правый фланг 2-й армии Бюлова, оказав утром помощь IX германский корпусу 1-й армии, столкнулся с силами французов у Сен-Гондских болот. Здесь 9-я французская армия оказалась в тяжелом положении. Из-за осторожности Фоша половина IX французского корпуса вследствие бездействия оказалась уязвима. В результате Фош потерял авангард IX французского корпуса и был отброшен в болота.

Восточнее 2-й германской армии наступала 3-я армия Гаузена, которая вместо общего наступления на юг раскололась на 2 части, наступавшие в расходящихся направлениях: ее правый фланг отправился на поддержку оказавшегося в тяжелом положении Гвардейского корпуса 2-й армии. Левый фланг 3-й германской армии помог 4-й армии утвердится за Рейно-Марнским каналом.

На следующий день битвы 7 сентября основные бои шли на р. Урк. Утром сюда подошли 2 немецкие дивизии IV армейского корпуса. В два часа дня III и IX корпуса также подошли к реке. Командующий 6-й армией Монури предпринял попытку остановить немцев, но не добился успеха. У французского командования возникло опасение за устойчивость левого фланга 6-й армии, и Жозеф Симон Галлиени принял меры к переброске 7-й дивизии из Парижа к Нантейлю. Всю ночь с 7 по 8 сентября шло форсированное движение: артиллерия была направлена походным порядком, одна пехотная бригада – по железной дороге. Также использовалось такси. За одну ночь 1200 машин перебросили 6500 солдат на 50 км. Так возникла поговорка «Гуси спасли Рим, Париж спасло такси». Благодаря этому удалось укрепить неустойчивое положение 6-й французской армии и закрыть дорогу немецким частям на Париж.

Англичане продвинулись недалеко, т.к. Френч узнал обстановку лишь в ночь на 8 сентября, получив от французов сведения. 5-я французская армия наступала медленно, несмотря на слабое сопротивление. 9-я французская армия Фоша продолжала обороняться в Сен-Гондских болотах.

Несмотря на медленное наступление 5-й французской армии и на невозможность 9-й армии продвинуться вперед, положение противостоявшей им 2-й германской армии было опасным: отход 2 корпусов создал угрозу охвата правого фланга у деревни Монмирай. На остальных участках сражения в этот день бои были безрезультатны.

  • 8    сентября важным участком битвы стал правый берег р. Урк, т.к. от положения 1-й германской армии зависел исход всей битвы. Бои на р. Урк оказались безрезультатными. Атаки французов были остановлены немцами, неспешившими идти в контратаку. От марнских переправ к ним на помощь спешили войска двух корпусов; из Бельгии шла резервная бригада. За ней ландверная бригада. На рассвете

9-го командующий 1 армией Клук намеревался охватить бы армию Монури слева и разбить ее. Однако для армии Клука становилась все явнее опасность с юга, т.к. к Урку приближались английские войска.

Положение правого фланга 2-й армии тревожило Бюлова: из-за отхода двух корпусов 1-й армии, наступления англичан и 5-й французской армии ему пришлось отвести дивизию и резервный корпус. На левом фланге Гвардейский корпус ночью с 8 на 9 сентября оттеснил войска Фоша. Помощь ему оказала группа генерала Кирхбаха и прочие части 3-й германской армии. Им удалось вклиниться в правый фланг 9-й французской армии и дойти до п.Майя. Положение армии Фоша стало критическим.

Натиск 4-й германской армии был направлен встык 4-й и 3-й французских армий, дабы помочь 6-й германской армии в прорыве на фронте Нанси — Эпиналь. Тревожным становилось положение 3-й французской армии, которой угрожал охват с обоих флангов войсками 4-й армии; фортификации правого фланга 3-й армии подверглись бомбардировке крупным калибром. Взятие фортификаций открывало тыл 3-й французской армии, куда была брошена 7-я французская кав. дивизия из 3-й армии Сар-райля. Но 5-я германская армия действовала вяло, и столкновения на этом участке были слабыми.

9-го сентября началось отступление немецкой армии. Несмотря на то, что удалось смять левый фланг всего французского фронта, стало известно, о прорыве британской и 5-й французской в тыл 2-й германской армии, отрезая от 1-й армии, и дабы избежать окружения, Бюлов приказал готовиться к отступлению.

Получив сведения об этом донесение, Мольтке командировал подполковника Хенча в 1-го армию, дав указание в случае отступления 1-й армии отвести ее к селению Суассон для восстановления связи со 2-й армией. Полковник Хенч выехал из Люксембурга к вечеру 8 сентября прибыл в штаб 2-й армии. На совещании Бюлов обрисовал положение, создавшееся из-за разрыва между 1-й и 2-й армиями, и считал необходимым отход 1-й армии к р. Урк на встречу со 2-й армией. Хенч считал единственным решением отход обеих армий к северу.

  • 9    сентября Мольтке было решено, что 2-я армия остается на месте, если 1-я армия примкнет к ней, прекратив наступление на р. Урк. Т.к. 1-я армия не могла отойти на восток, то был предрешен отход 2-й армии.

Мольтке отдал приказ немецким войскам об отходе начиная с левого фланга. Между тем немецкие гвардейские части с правым флангом 3-й германской армии отбросила войска 9-й французской армии южнее Фершампенуаза, за линию Конантр — Коруа.

По прибытии в штаб 1-й армии Хенч заявил: «Общее положение неблагоприятно, отступление 2-й армии за Марну неизбежно, ее правый фланг отброшен, и отсюда вытекает необходимость отвести назад все армии: 1-я армия должна отойти в направлении на Суассон — Фим. Вскоре из 2-й армии было получено радиограмма: «Воздушная разведка доносит о движении 4 больших колонн противника к р. Марна, их головы к 9 часам утра были между Сааси - Ножан; 2-я армия отходит на Дамери» [3] .

  • 3- я армия Гаузена была вымотана и истощена. Ее центр находился в критическом состоянии. Между 1-й и 2-й армией находилась брешь и их и без того тяжелое положение зависело от 3-й армии. Немецкие армии несли большие потери, отступление вызвало психологический перелом, наложившийся на крайнюю усталость. Были случаи, когда немцев брали в плен спящими. Измотанные перегрузками, они спали так крепко, что французы, находя их, не могли разбудить. В конечном итоге не нервность Бюлова и не словесный доклад мрачно настроенного Хенча привел к отказу от использования достигнутых германцами тактических успехов и к отступлению на р. Эн. Французы также были истощены. Им удалось закрепиться на северном берегу реки Эн и приступить к рытью траншей.

Битва завершилась победой союзных войск. Потери немцев составили около 800 тысяч человек, потери французов и англичан — 1080 000 человек. Но победу нельзя было назвать полной. Немецкие армии были отброшены, но у союзников не было сил, чтобы нанести решающий удар. Также часть Северной Франции находилась в руках Германии.

Последствия Марнской битвы были чрезвычайно велики. Сами немцы признают, что результаты победы, если бы она была ими одержана, были бы настолько обширны, что их даже нельзя учесть. Битва на Марне стала поворотным моментом всей борьбы.

У союзников поднялась почти исчезнувшая перед тем уверенность в своих силах. Французы морально переродились. Они сбросили с себя долголетнее впечатление тяготевшего над ними «национального позора» 1870 г., уверовали в свою армию. Скорого окончания войны, которого так желала Германия, достичь теперь было невозможно. Предстояла длительная борьба с истощением средств, в течение которой время, конечно, должно было работать против германцев. Неизбежен был переход к позиционному сидению сторон друг против друга для накопления новых сил и материальных возможностей.

Немецкая литература, умалчивая об удачных действиях французской армии, признает главной причиной Марнской неудачи следующие ошибки германского главного командования: исходное ослабление правого крыла вопреки плану Шлиффена и полное отсутствие оперативных резервов; кроме излишне сильного состава армий в Эльзас-Лотарингии, ослабление фронта во время решительной операции отправкой 2 корпусов на восток, оставлением 3 корпусов в тылу перед неприятельскими крепостями и вывод 2 корпусов из состава левого крыла для отправки в Бельгию против мнимого десанта англичан; итого – ослабление главного фронта на 7 полевых корпусов.

К последствиям «Марны» нужно отнести и изменение политической конъюнктуры борьбы. Великобритания поняла необходимость настойчиво и энергично повести подготовку к войне на материке и создать большую сухопутную армию. Возникла программа формирования «новой армии Китченера» в 26 армейских корпусов.

Колебания Италии прекратились, но она не сразу оставила свою позицию нейтралитета. Она заняла выжидательную позицию, дабы побольше запросить за присоединение к Антанте и подготовить к войне свои вооруженные силы. Наконец, непосредственным следствием Марнского поражения для немцев явилась смена командующего вооруженными силами. Мольтке был уволен 14 сентября и заменен военным министром генералом Фалькенгайном. Настал второй период деятельности немецкого главного командования — до августа 1916г. Личность Фалькенгайна оказала большое влияние на методы ведения операций Центральными державами, особенно в связи с несходством его взглядов с мнениями Гинденбурга и Людендорфа, которые, в конце концов, заменили Фалькенгайна с августа 1916 г.

Список литературы Битва на Марне (5-9 сентября 1914 г.) и ее значение

  • Галактионов М.Р. Париж,.1914 (Темпы операций) М.: ООО «Издательство ACT», 2001 г.
  • Грассэ, А. Сен-Гондские бои (5-10 сентября 1914 г.) Москва: Гос. воен. изд-во Наркомата обороны Союза ССР, 1939.
  • Зайончковский А.М. «Первая мировая война» СПб.: Полигон, 2002.
  • Мемуары Маршала Жоффра. Париж, 1932
Статья научная