Бюджетно-правовой статус операций по поступлению обращенного в доход государства имущества
Автор: Голиков С.Д., Цвенгер Д.С., Гайнутдинов Т.Р., Нуреев Р.М.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 3-1 (12), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140108413
IDR: 140108413
Текст статьи Бюджетно-правовой статус операций по поступлению обращенного в доход государства имущества
На сегодняшний день в белорусском бюджетном законодательстве и финансовом праве закреплены разные позиции в отношении операций по безвозмездному и безвозвратному поступлению и передаче конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества.
Белорусский законодатель пошел по пути официального признания данных операций бюджетными. Так, с 2012 года они отражаются в доходной (по подразделу 3244806 бюджетной классификации доходов бюджетов) и расходной (по параграфу 935 функциональной классификации расходов бюджетов) частях103 республиканского бюджета.
Безвозмездным и безвозвратным поступлениям сектору государственного управления конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества фактически на законодательном уровне был придан правовой статус доходов бюджета, а точнее доходов республиканского бюджета.
Следует отметить, что такая ситуация стала закономерным следствием принимаемых еще с конца 1998 года попыток Президента и Правительства упорядочить организационно-правовой механизм внутригосударственного оборота обращенного в доход государства имущества и последовательно подвести данные операции под режим бюджетно-правового регулирования. С 2001 по 2011 гг. частично бюджетно-правовое регулирование было распространено только на расходные операции по безвозмездной передаче организациям, финансируемым из республиканского бюджета, конфискованного и другого обращенного в установленном порядке в доход государства имущества. В законодательстве закреплялось, что такая передача осуществляется в счет плановых ассигнований по
103 О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от соответствующим статьям расходов республиканского бюджета (ведомственной и экономической (предметной) бюджетным классификациям). Соответствующие операции по поступлению обращенного в доход государства имущества стали подвергаться бюджетно-правовому регулированию только с 2012 года.
Закрепление белорусским законодателем за данными операциями юридического статуса доходов бюджета (республиканского бюджета), с одной стороны, соответствует изложенным Международным Валютным Фондом в руководстве по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере рекомендациям, и, безусловно, способствует сближению, согласованности отечественного законодательства с «мягким» правом (soft law) международных финансовых организаций. Это особенно актуально в условиях развития интеграционных и глобализационных тенденций на постсоветском пространстве.
Однако, с другой стороны, этот шаг законодателя вступает в противоречие с доктринальным представлением о доходах бюджета и государственных доходах (далее – госдоходах) в целом. Дело в том, что в белорусской науке финансового права, согласно ее постулирующим положениям, доходами бюджета, как и госдоходами в целом, являются исключительно денежные средства, мобилизованные в результате финансовой деятельности государства в государственные централизованные и государственные децентрализованные фонды. Безвозмездные и безвозвратные поступления государству не признаются госдоходами, а значит, и доходами бюджета.
Таким образом, на сегодняшний день в Беларуси сложилась ситуация, когда в бюджетном законодательстве и финансовом праве закреплены не согласующиеся между собой подходы к определению юридического статуса операций по безвозмездному и безвозвратному поступлению конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества.
Необходимость примирения, гармонизации и унификации позиций белорусской науки финансового права и бюджетного законодательства по данному вопросу очевидна. Перед учеными и практиками стоит непростая задача. Каким будет ее решение, покажет время.
Однако уже сейчас есть основания полагать, что одним из возможных решений обозначенной задачи будет признание белорусской наукой финансового права за безвозмездными и безвозвратными поступлениями государству правового статуса госдоходов, соответственно и доходов бюджета. Необходимым условием этого должна стать работа по ревизии.
Анализ имеющихся научных юридико-финансовых представлений о госдоходах, исторических предпосылок формирования этой правовой категории показал, что понятие этого явления выведено в науке финансового права с опорой на логико-гносеологическую и концептуально- методологическую производность данной правовой категории от экономического понятия госфинансов, сформулированного еще в недрах советского учения о госфинансах.
Однако состояние госфинансов на современном этапе их развития на постсоветском пространстве в условиях смешанной экономики советское учение о госфинансах не характеризует. Это делает экономика общественного сектора (public economics, public sector economics), новые теории госфинансов (public finance), базирующиеся на постулатах макроэкономики – науки, заменившей собой политэкономию, частью которой было советское учение о госфинансах.
Названные экономические науки, помимо изучения известных советскому учению о госфинансах процессов первичного распределения сектором государственного управления национального дохода и перераспределения доходов других секторов, своим предметом также имеют процесс перераспределения (аллокации) государством имущества других секторов. Именно данный макроэкономический процесс и отражается в операциях по безвозмездному и безвозвратному поступлению государству и передаче конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества.104 Эти экономические науки формулируют экономическое понимание госфинансов в условиях смешанной национальной экономики, структура которой на территории современной Беларуси начала формироваться с 90-х годов XX века, с отходом от социализма.
Таким образом, положения именно этих экономических наук должны сыграть роль логико-гносеологической и концептуально-методологической экономической опоры в деле обновления научных финансово-правовых представлений о госдоходах на современном этапе их развития. Данное даст новый импульс развития одной фундаментообразующих категорий науки финансового права. Применительно к обозначенной в настоящей статье тематике, данное также позволит решить проблему унификации позиций белорусской науки финансового права и бюджетного законодательства и сформировать единообразный подход к бюджетно-правовому статусу операций по безвозмездному и безвозвратному поступлению конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества.