Блестящая мысль!
Автор: Болотов Виктор
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Тренды и прогнозы
Статья в выпуске: 5 (109), 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142170086
IDR: 142170086
Текст статьи Блестящая мысль!
— Стандарты создают в первую очередь для разработчиков учебных программ и учебников, учителей
Виктор БОЛОТОВ, вице-президент
Новые стандарты нацелены на развитие у ребенка умения мыслить. Так полагает Виктор Болотов, вицепрезидент Российской академии образования.
Российской
академии
и руководителей органов государственной власти. Но интерес общественности к стандартам совершенно естественный. Он появился с введением ЕГЭ. Родители начали читать вопросы, которые задают детям на экзамене. И появились возражения: «А зачем это нужно? Почему мой ребенок должен знать ответы на такие «дурацкие» вопросы?» А это уже по сути разговор о содержании школьного образования. Таким образом, был поставлен вопрос о создании новых образовательных стандартов.
Возникла и другая проблема. ЕГЭ проверяет уровень обученности школьников. Вот выпускник школы выучил формулы, прочитал первоисточники, его научили ими пользоваться, анализировать. Но в Контрольно-
образования
— Общество негативно восприняло первый вариант государственных образовательных стандартов для старшей школы. Сейчас появился новый документ. Чем он отличается от предыдущего?
— В первом варианте стандартов ряд позиций был небрежно прописан. Поэтому и возникла дискуссия. Значительную часть ее участников интересовали три вопроса. Первый — о платности или бесплатности обучения в школе. Создавалось впечатление, что бесплатными
измерительных материалах (КИМ) к ЕГЭ ничего не говорится о других задачах, которые тоже стоят перед школой. Я имею в виду, что в начале 1990-х годов, уходя от коммунистической идеологии в системе образования, вместе с водой выплеснули ребенка. Школа перестала заниматься проблемами воспитания. Точнее, от школы перестали этого требовать. Воспитание стало личным делом каждого учителя и конкретной школы. Введение ЕГЭ эту ситуацию усугубило. Сами же родители стали оценивать
Александр ТРУШИН
остаются лишь четыре обязательных для старшеклассников предмета: «ОБЖ», «Физкультура», «Россия в глобальном мире» и «Проектная деятельность». Ни у кого, конечно, нет и тайной мысли вводить в школе платное обучение.
Второй вопрос — о месте математики, русского и иностранных языков, литературы в школьном обучении. Это волновало очень многих родителей: будут ли наши дети их изучать в обязательном порядке.
И третий вопрос, который больше беспокоил работников системы образования. Ряд позиций можно было понять так, что за реализацию стандарта отвечает только школа и ее директор. Но школа сама не может обеспечить материальную базу преподавания и повышение квалификации учителей. Как можно преподавать современную физику, химию без научных приборов? И было неясно, какова роль разных уровней власти — федерального, регионального и муниципального — в материальном и финансовом обеспечении школы. Сейчас эти функции разведены. За повышение квалификации учителей отвечают субъекты Федерации, а за материальное обеспечение преподавания — федеральные органы власти.
Эти и многие другие недочеты и проблемные точки первой редакции стандартов обсуждали на совместном заседании двух бюро отделений нашей академии, и было
школу по результатам ЕГЭ. А школа должна, кроме обучения, заниматься воспитанием детей и в первую очередь вопросами социализации школьников. Это и есть заказ общества и государства школе. Таким образом, новые стандарты отличаются от действовавших ранее тем, что это стандарты и воспитания и обучения, а в целом — образования.
— В стандартах говорится о любви к родине, о традиционных ценностях… Не останется ли это благими пожеланиями разработчиков?
— Согласен с вами, сейчас главная проблема в том, чтобы от слов перейти к делу. Но для этого надо многое поменять и в школе, и в обществе. Вот в марте в Государственной Думе проходили слушания по стандартам для старшей школы. Все выступавшие поддерживали стандарты. А отдельные депутаты говорили, что они в своих регионах уже их внедрили. Но это просто невозможно без новых программ, без учебников, без переподготовки учителей. Над всем этим надо будет много работать.
— Что, на ваш взгляд, главное в новых стандартах?
— Научить человека учиться. Научить работать с информацией в быстро меняющемся мире, уметь ее выбирать из огромного потока, анализировать и использовать. Формировать в человеке то, что педагоги называют «метапредметными» результатами обучения, что приго-

принято решение о подготовки варианта стандарта старшей школы сотрудниками академии. Он сейчас вывешен на сайте РАО для общественного обсуждения. В этом варианте, на наш взгляд, даны конструктивные ответы на большинство вопросов, которые волнуют общественность .
дится ему на протяжении всей его жизни, какую бы профессию он себе ни выбрал.
— Наша страна уже более 10 лет участвует в международных исследованиях обученности школьников PISA (Programme for International Student Assessment). Мы показываем отличные результаты
\ ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \ по начальной школе, входим в тройку стран-лидеров. И находимся в четвертом десятке по 9 классам. Почему так происходит?
— В начальной школе учитель разговаривает с детьми. А в основной школе у него нет на это времени. Там учитель должен на каждом уроке осваивать новый материал. Работа идет в режиме квалификации: «правильный ответ — неправильный ответ». Учитель не спрашивает ученика, почему он думает так или иначе. Потому что надо будет как-то к ответу ребенка отнестись, потом спросить, что другие дети думают. На это нет ни минуты. Мы закладываем в школьные курсы все новые и новые темы. И большинство учебников в основной школе построены на репродуктивном запоминании материала, а не на понимании. Мы не учим детей думать, потом получаем такие результаты. I Новые стандарты как раз и предусматривают развитие умения мыслить.
— Но разве это не методические вопросы?
— Да, у нас есть методики развивающего обучения, созданные замечательными психологами Василием Давыдовым, Леонидом Занковым. И есть педагоги и школы, работающие по этим методикам. Эти дидактические системы построены на том, что обучение должно давать простор и направление духовным силам ребенка, активизировать процессы умственной деятельности. И в целом — развивать маленького человека.
— Двадцать лет назад я работал в «Учительской газете», и мы писали о таких школах и учителях. Почему же до сих пор основная масса педагогов работает по репродуктивной методике?
— Ответ простой. Школы и учителя в массе своей ориентированы так: что проверяют, то я и делаю. Как и большинство людей во взрослой жизни. Школу никогда не проверяли, как она учит детей мыслить, поэтому методики развивающего обучения были добровольным делом учителей. Я вам скажу, что у нас в 91-ю «давыдовскую» школу при РАО конкурс больше, чем в МГУ. Потому что родители начинают понимать: если у ребенка поставлено мышление, у него потом в жизни будет меньше проблем, чем если он будет только запоминать написанное в учебнике. Но еще не все так думают. А как привнести методики развивающего обучения в мас- совую школу — это задача, требующая серьезной работы всех заинтересованных сил. В том числе и родителей, и общественности.
— Можно ли считать новые стандарты обязательством государства перед школой и обществом?
— Если говорить честно, стандарты — это провозглашение государственных приоритетов в образовании. А что до обязательств… У нас больше миллиона учителей. Кто может поручиться, что все через год или два будут работать по-новому? Есть цели. И надо смотреть каждый год, насколько мы к ним продвигаемся. е
SHUTTERSTOCK/PHOTASSTOCK