Боги сарматов

Бесплатный доступ

Рассмотрен характер антропоморфизации и вероятная идентификация девяти сарматских богов и богинь. При этом визуализированных женских божеств в два раза меньше, чем мужских. Одни из персонажей были визуализированы лишь в единичном случае, другие имели два или даже три варианта иконографии. Немногие из них визуализированы без явного влияния других культур (№№ 1, 9), в большинстве случаев использовалась греко-римская иконография. Для четырех персонажей прослежен вклад Центральной Азии. Большое значение имеет предположительная идентификация персонажей с конкретными божествами, известными в алано-осетинской традиции или у других иранских народов. Ее удалось сделать во всех случаях. Идентификации мешает краткое время существования сарматских группировок, когда традиция быстро прерывалась. Анализ устных описаний в фольклорных текстах оказался достаточно результативным. Три божества у сарматов (№№ 10-12) не визуализировались в искусстве, но их облик в это время можно представить по другим источникам.

Еще

Боги сарматов, идентификация с алано-осетинскими персонажами, варианты и этапы антропоморфизации образов, использование образов иноземных божеств, ii в. до н.э. - iv в. н.э

Короткий адрес: https://sciup.org/14126092

IDR: 14126092   |   DOI: 10.53737/2713-2021.2022.89.30.006

Список литературы Боги сарматов

  • Абаев В.И. 1982. Нартовский эпос осетин. Цхинвали: Ирыстон.
  • Абаев В.И. 1990а. Дохристианская религия алан. В: Абаев В.И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. Т. 1. Владикавказ: Ир, 102—114.
  • Абаев В.И. 1990б. Опыт сравнительного анализа легенд о происхождении нартов и римлян. В: Абаев
  • В.И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. Т. 1. Владикавказ: Ир, 302—325. Акишев К.А. 1983. Древнее золото Казахстана. Алматы: бнер.
  • Андиев Б.Ф., Андиева Р.Ф. 1960. Осетинский орнамент. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство.
  • Анфимов Н.В. 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар: Краснодарское книжное издательство. Бессонова С.С. 1975.
  • Зображення Афши за матер1алами Пивтчного Причорномор'я. Археологгя 17, 23—38.
  • Бессонова С.С. 1983. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова думка.
  • Блаватский В.Д. 1974. Сцена инвеститутры на карагодеуашхском ритоне. СА 1, 38—44.
  • Винокуров Н.И., Яйленко В.П. 2022. Третья эпитафия с городища Артезиан в Крымском Приазовье. ПИФК 3 (77), 95—134.
  • Власкин М.В., Ильюков Л.С. 1999. Погребение литейщика позднесарматской культуры. Донская археология 1, 50—56.
  • Габуев Т.А. 2005. Аланский всадник. Сокровища князей 1—Х11 веков. Каталог выставки. Москва: ГМИНВ. фон
  • Галль Х. 1997. Сцена поединка всадников на серебряной чаше из Косики. ВДИ 2, 174—198. Гатиев Б. 1876. Суеверия и предрассудки у осетин. ССКГ К/3, 1—83.
  • Гущина И.И., Журавлев Д.В. 2016. Некрополь римского времени Бельбек IV в Юго Западном Крыму. Ч. 2. Москва: Государственный исторический музей. Гущина И.И.,
  • Засецкая И.П. 1989. Погребения зубовско-воздвиженского типа из раскопок Н.И. Веселовского в Прикубанье. В: Абрамова М.П. (ред.) Археологические исследования на юге Восточной Европы. Москва: ГИМ, 71—141 (Труды ГИМ 70).
  • Гиджрати Н.И., Наглер А.О. 1985. Сарматское погребение у сел. Комарово Моздокского района СО АССР (предварительная публикация). В: Кузнецов В.А. (ред.). Античность и варварский мир. Орджоникидзе: Северо-Осетинское издательство, 130—137.
  • Дзиццойты Ю.А., 2005. Семь богов и семь миров в осетинской мифологии. Известия Юго-Осетинского НИИ XXXVII, 66—88.
  • Дзиццойты Ю.А. 2017. Вопросы осетинской филологии. Т. 1. Цхинвал: Республика.
  • Дзуцев Ф.С., Малашев М.Ю. 2015. Бесланский археологический комплекс раннеаланской эпохи (некоторые итоги исследования 1988—2014 гг.). Владикавказ: Проект-Пресс.
  • Диатроптов П.Д. 1993. О мнимом изображении Бога Высочайшего из Танаиса. В: Политика и идеология в древнем мире. Москва: Альфа; МГОПИ, 40—55.
  • Железный век 2020: Алекссев А.Ю., Наврот М., А. Гасс А. и Пиотровский Ю.Ю. (ред.). 2020.
  • Железный век. Европа без границ. Первое тысячелетие до н.э. Санкт-Петербург: Чистый лист. Зайцев Ю.П. 2000. «Склеп жриц» Усть-Альминского позднескифского некрополя. В: Акимова Л.И., Кафишин А.Г. (ред.): Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. Москва: Языки русской культуры, 294—319.
  • Зайцев Ю.П. 2003. Неаполь Скифский (IIв. до н.э. — IIIв. н.э.). Симферополь: Универсум.
  • Засецкая И.П. 2011. Сокровища кургана Хохлач. Новочеркасский клад. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж.
  • Иванчик А.И. 2008. Две надписи фиасов эллинистического времени из Танаиса. ВДИ 2, 57—72. Йеттмар К. 1986. Религии Гиндукуша. Москва: Наука.
  • Калоев Б.А. 1973. Материальная культура и прикладное искусство осетин. Альбом. Москва: Наука. Кобылина М.М. 1973. Пан на надгробной плите из Фанагории. СА 3, 174—182.
  • Кочиев К.К. 1998. Реликт дохристианской религии алан в Пшав-Хевсуретии (Иасхар / Асхар).
  • Известия Юго-Осетинского НИИ XXXV, 113—124. Кубарев В.Д. 1987. Курганы Уландрыка. Новосибирск: Наука.
  • Магомедов А.Х. 1974. Общественный строй и быт осетин (ХУП—Х[Хвв.). Орджоникидзе: Ир.
  • Марьяшев А.Н. 1979. Петроглифы Семиречья. В: Васильевский Р.С. (ред.). Звери в камне. Новосибирск: Наука, 211—229.
  • Миллер В.Ф. 1891. О сарматском боге Уатафарне. Древности восточные I/II (отдельный оттиск).
  • Миллер В.Ф. 1893. Отголоски кавказских верований на могильных памятниках. Материалы по археологии Кавказа 3, 120—133.
  • Миллер В.Ф., 1992. Осетинские этюды. Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований.
  • Минаева Т.М., 1971. К истории алан Верхнего Прикубанья. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство.
  • Мошкова М.Г. 1963. Памятники прохоровской культуры. Москва: АН СССР (САИ Д1-10).
  • Нарты 1989: Далгат У.Б. (ред.). 1989. Нарты. Осетинский героический эпос. Кн. 2. Москва: Наука.
  • Нарты 2019: Козырева Ж.Г. (ред.). 2019. Нарты: Осетинский героический эпос. Владикавказ: Проект-Пресс.
  • Очир-Горяева М.А. 2004. О возможном назначении парных бронзовых котлов у кочевников раннего железного века Евразии. В: Яблонский Л.Т. (ред.). Археологические памятники раннего железного века Юга России. Москва: ИА РАН, 166—178.
  • Плаева З.К. 2017. Охотничьи божества и обычаи Кавказа: параллели с осетинами. NARTAMONG^ XII/1—2, 189—204.
  • Попова Е.А. 1987. Роспись склепа № 1 некрополя позднескифской столицы. ВДИ 2, 139—151.
  • Раевский Д.С. 2006. Мир скифской культуры. Москва: Языки славянских культур.
  • Ремпель Л.И. 1987. Цепь времен. Ташкент: Издательство им. Гафура Гуляма.
  • Рогожинский и др. 2022: Рогожинский А.Е, Сулайманова А.Т., Яценко С.А. 2022. О некоторых мифо-эпических сюжетах на позднеантичных петроглифах Тянь-Шаня. В: Молодин В.И. (ред.) Изучение древней истории Северной и Центральной Азии: от истоков до современности». Тезисы международной научной конференции, посвященной 300-летию экспедиции Д.Г. Мессершмидта. Абакан: Правительство Республики Хакасия, 309—313.
  • Руденко С.И. 1962. Сибирская коллекция Петра I. Москва; Ленинград: АН СССР.
  • Савостина Е.А. 1996. «Змееногая богиня» — «прорастающая дева» (двусторонний антропоморфный акротерий из Пантикапея). Историко-археологический альманах 2, 72—83.
  • Симоненко А.В., Лобай Б.И. 1991. Сарматы Северо-Западного Причерноморья в I в. н.э. (погребения знати у с. Пороги). Киев: Наукова думка.
  • Скрипкин А.С. 2013. Археологическое наследие Волгоградской области. Волгоград: Издатель.
  • Сокольский Н.И. 1975. Крепость аспургиан на Боспоре. КСИА 143, 21—30.
  • Сокровища 2004: Максименко В.Е., Коневская Т.И. (ред.). 2004. Сокровища донских степей из собрания Ростовского областного музея краеведения. Ростов-на-Дону: Центр-инфест.
  • Соломоник Э.И. 1959. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев: АН УССР.
  • Сурво В. 2014. Образцы вышивки и обрядовая семантика текстиля в традициях Карелии. Хельсинки: Unigrafia.
  • Топрак-кала 1984: Рапопорт Ю.А., Неразик Е.Е. (ред.). 1984. Топрак-кала. Дворец. Москва: Наука.
  • Тракийски съкровища в България 1978: Тракийски съкровища в България [комплект открыток]. 1978. София: Фотоиздат.
  • Уарзиаты В.С. 1987. Народные игры и развлечения у осетин. Орджоникидзе: Ир.
  • Уарзиаты В.С. 1995. Праздничный мир осетин. Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований.
  • Фалеева В.А. 1973. Женский персонаж в русской народной вышивке. В: Путилов Б.Н., Чистов К.В. (ред.). Фольклор и этнография Русского Севера. Ленинград: Наука, 119—132.
  • Чибиров Л.А. 1984. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали: Ирыстон.
  • Чибиров Л.А. 2008. Традиционная духовная культура осетин. Владикавказ: Ир.
  • Шауб И.Ю. 2007. Миф, культ и ритуал в Северном Причерноморье VII—IV вв. до н.э. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ.
  • Шауб И.Ю., Яценко С.А. 2022. Меотский псалий с уникальным изображением. Новый Гермес XIV/1, 4—19.
  • Шер Я.А. 1980. Петроглифы Средней и Центральной Азии. Москва: Наука.
  • Шер Я.А. 1993. «Господин коней» на берегах Енисея. ПАВ 6, 17—22.
  • фон Штерн Э.Р., 1911. Несколько античных бронз из коллекции Одесского музея. Записки Одесского общества истории и древностей XXIX, 21—44.
  • Шургая И.Г. 1983. Изображения всадника и коня из Илурата. КСИА 174, 96—100.
  • Яценко С.А. 1986. Диадемы степных кочевников Восточной Европы в сарматскую эпоху. КСИА 186, 14—20.
  • Яценко С.А. 1992. О преемственности мифологических образов ранних и средневековых аланов. Проблемы этнографии осетин 2, 64—80.
  • Яценко С.А. 1995. О сармато-аланском сюжете росписи в пантикапейском «склепе Анфестерия». ВДИ 3, 188—194.
  • Яценко С.А. 1996. О переосмыслении некоторых образов античного искусства сармато-аланами (сер. I - сер.Ш вв. н.э.). В: Раев Б.А. (ред.). Античная цивилизация и варварский мир (Тезисы докладов V археологического семинара). Новочеркасск: Музей истории донского казачества, 19—20.
  • Яценко С.А. 1999. О некоторых антропоморфных сюжетах номадов Европы V—IV вв. до н.э. В: Толочко П.П. (ред.). Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья (к 100-летию Б.Н. Гракова). Запорожье: Запорожский национальный университет, 282—285.
  • Яценко С.А. 2000. Антропоморфные образы в искусстве ираноязычных народов Сарматии II—I вв. до н.э. Stratum plus 4, 251—272.
  • Яценко С.А. 2006. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). Москва: Восточная литература.
  • Яценко С.А. 2011. Сидящий мужской персонаж с сосудом в руке на сакской бронзовой «курильнице» из Семиречья. История и археология Семиречья 4, 48—66.
  • Яценко С.А. 2014. Региональные особенности сюжетов и бытовых реалий в монументальных поминально-погребальных памятниках Малой Скифии I—III вв. н.э. МАИАСП 6, 40—63.
  • Яценко С.А. 2015. Группы элиты у сарматов. В: Дашковский П.К. (ред.). Элита в истории древних и средневековых народов Евразии. Барнаул: Алтайский государственный университет, 86—98.
  • Яценко С.А, 2016. Некоторые проблемы археологического изучения погребальной обрядности. Новое прошлое 4, 31—48.
  • Яценко С.А. 2020. Несколько композиций со скифскими персонажами в греко-скифской и скифской торевтике IV — начала III вв. до н.э. МАИАСП 12, 369—402.
  • Яценко С.А. 2022. Сарматская богиня с двумя лошадьми. Вестник РГГУ. Серия «Литературоведние. Языкознание. Культурология» 7/2 (в печати).
  • Яценко и др. 2022: Яценко С.А., Шевченко Е.Б., Усенко В.П. 2022. О серии каменных плит с сарматскими тамгами из Одесского археологического музея. Stratum plus 6 (в печати).
  • Gai Shanling. 1986. Yinshan yanhua Petroglyphs in the Yinshan Mountains. Beijing: Wenwu publishers. georgia.europa-index.com: 1: Музеи Грузии. Батуми. URL: https://georgia.europa-index.com/muzei-batumi-gruziya/ (дата обращения 25.11.2022).
  • Kieseritzky G., Watzinger С. 1909. Griechische Grabreliefs in Südrußland. Berlin: G. Reimer. museum-tanais.ru: 1: Археологический музей-заповедник «Танаис». URL: https://www.museum-tanais.ru/news/detskiy-i-semeynyy-prazdnik-den-bosporskogo-konya (дата обращения 25.11.2022).
  • Simonenko A.V., Marcenko I.I., Limberis N.Yu. 2008. Römische importe in Sarmatischen undMaiotishen grabern zwichhen untere Donau und Kuban. Mainz: Philipp von Zabern.
  • Treister M., Yatsenko S. 1998. About the Centers of Manufacture of Certain Series of Horse-Harness Roundles in «Gold-Turquoise Animal Style» of the 1st — 2nd Centuries AD. Silk Road Art and Archaeology 5, 51—106.
  • Yatsenko S.A. 2012. Essays on Anthropomorphic Images of Scythians. In: Рабаджиев К., Шалганова Т., Ганева-Маразова В., Стойчев Р. (eds.). Изкуство & Идеология. София: Университетско издателство «Св. Климент Орхидски», 63—79.
  • Yatsenko S.A. 2013. Tattoo System in the Ancient Iranian World. In: Della Casa P. (ed.). Tattoos and Body Modifications in Antiquity. Proceedings of the sessions at the EAA annual meetings in The Hague and Oslo, 2010/11. Zurich: Chronos Verl., 97—101.
Еще
Статья научная