Богословие истории в немецком протестантизме XX в.

Автор: Хулап Владимир Фдорович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Богословие истории

Статья в выпуске: 4 (103), 2022 года.

Бесплатный доступ

Немецкое протестантское богословие истории XX в. во многом стало реакцией на процессы секуляризации эпохи Нового времени и либеральной теологии XIX в. В статье представлены основные богословские модели, предложенные в прошлом столетии. «Богословие кризиса» К. Барта подчеркивает абсолютную инаковость Бога, которая ставит под вопрос все кажущиеся достижения человеческой истории. Р. Бультман предлагает экзистенциальный подход, в основе которого находится личный опыт человека, что обесценивает историю и приводит к «демифологизации» ряда элементов библейской керигмы. Г. Эбелинг стремится преодолеть разрыв между объективным и субъективным пониманием истории с помощью герменевтики, которая должна адекватно выразить исторически оформленную евангельскую весть в современных условиях. Ю. Мольтман предлагает взгляд на историю в перспективе эсхатологической надежды, которая требует от христианства активной общественной позиции. В. Панненберг подчеркивает необходимость целостного восприятия истории в свете веры, что позволяет избежать исторического субъективизма и пессимизма. О. Кульман возвращается к традиционной схеме неразрывной «истории спасения», которая является одновременно универсальной и индивидуальной.

Еще

История, богословие, протестантизм, время, библеистика, священное писание, христология, эсхатология, герменевтика, экзистенциализм, демифологизация

Короткий адрес: https://sciup.org/140296128

IDR: 140296128   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_4_148

Список литературы Богословие истории в немецком протестантизме XX в.

  • Барт (2005) — Барт К. Послание к Римлянам. М.: ББИ, 2005.
  • Barth (1980) — Barth K. Die Kirchliche Dogmatik. Bd. III/2. Die Lehre von der Schöpfung, 2 (43-47). Zürich: Theologischer Verlag, 1980.
  • Bernath (1984) — Bernath G.A. Geschichte/Geschichtsschreibung/Geschichtsphilosophie VII/1: Reformations- und Neuzeit 16. bis 18. Jh. // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 12. Berlin: Walter de Gruyter, 1984. S. 630-643.
  • Bultmann (1979) — Bultmann R.. Geschichte und Eschatologie. 3. Aufl. Tübingen: Mohr, 1979.
  • Cullmann (1946) — Cullmann O. Christus und die Zeit. Die urchristliche Zeit- und Geschichtsauffassung. Zürich: Evangelischer Verlag, 1946.
  • Cullmann (1967) — Cullmann O. Heil als Geschichte. Heilsgeschichtliche Existenz im Neuen Testament. 2. Aufl. Tübingen: Mohr, 1967.
  • Ebeling (1965) — Ebeling G. Wort Gottes und Hermeneutik // Die neue Hermeneutik / Hg.J. Robinson & J. Cobb. Zürich: Zwingli Verlag, 1965. S. 109-146.
  • Ebeling (1960) — Ebeling G. Wort und Glaube. Bd. 1. Tübingen: Mohr, 1960.
  • Essen (2016) — Essen G. Geschichtstheologie und Eschatologie in der Moderne. Eine Grundlegung. Münster: Lit Verlag, 2016.
  • Jacobs (1991) — Jacobs M. Liberale Theologie // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 21. Berlin: Walter de Gruyter, 1991. S. 47-68.
  • Moltmann (1997) — Moltmann J. Theologie der Hoffnung. Untersuchungen zur Begründung und zu den Konsequenzen einer christlichen Eschatologie. 13. Aufl. Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus, 1997.
  • Moltmann (2010) — Moltmann J. Ethik der Hoffnung. Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus, 2010.
  • Pannenberg (1976) — Pannenberg W. Grundzüge der Christologie. 6. Aufl. Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus, 1976.
  • Pannenberg (1983) — Pannenberg W. Anthropologie in theologischer Perspektive. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1983.
  • Wood (2004) — Wood L.W. God and History: The Dialectical Tension of Faith and History in Modern Thought. Lexington: Emeth Publisher, 2004.
Еще
Статья научная