Богословская антиномия: теологика или теоэстетика?
Автор: Горячев Даниил Аркадьевич
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вопросы о том, насколько обоснованно использование понятия антиномии в богословии, а также является ли здесь антиномия противоречием, неразрешимым формально-логическими средствами (теологика), или она представляет собой парадокс, удивляющий только своей внешней противоречивостью (теоэстетика)? Труды свящ. Павла Флоренского, Владимира Лосского, архиеп. Василия (Кривошеина), протопресв. Александра Шмемана, прот. Эндрю Лаута изучаются в данной статье с целью выявить церковные источники, на которые они ссылаются, когда речь заходит об антиномии. Соотнесение Священного Предания с учением антиномизма дает увидеть, с одной стороны, богословскую пригодность последнего, с другой стороны - его востребованность богословской мыслью. Исследуется употребление антиномии прп. Иустином (Пόповичем), воспринявшим данное понятие посредством книги о. П. Флоренского «Столп и утверждение Истины». В итоге наиболее разработанным философско-богословским учением антиномизм видится именно у свящ. Павла Флоренского. Несмотря на преимущественную устойчивость его философских взглядов, антиномизм о. П. Флоренского претерпевает существенные изменения, сводящиеся к оправданию антиномии как нормы человеческого разума.
Антиномия, богословский метод, истина, догмат, апофатика, антиномический баланс, парадокс, структура разума
Короткий адрес: https://sciup.org/140290117
IDR: 140290117 | DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_125
Список литературы Богословская антиномия: теологика или теоэстетика?
- Василий Кривошеин (2011) — Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. Нижний Новгород, 2011.
- Григорий Богослов (2007) — Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. М., 2007. Т. 2.
- Иустин Попович (1998) — Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. СПб., 1998.
- Иустин Попович (2004а) — Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. М., 2004.
- Иустин Попович (2004б) — Иустин (Попович), прп. Творения. Т. 1. М., 2004.
- Иустин Попович (2006а) — Иустин (Попович), прп. Творения. Т. 2. М., 2006.
- Иустин Попович (2006б) — Иустин (Попович), прп. Творения. Т. 3. М., 2006.
- Лаут (2020) — Лаут Эндрю, прот. Современные православные мыслители: от «Добро-толюбия» до нашего времени / Пер. c англ. М., 2020.
- Лосский (2003) — Лосский В.Н. Боговидение / Пер. с фр. В. А. Рещиковой. М., 2003.
- Николай Кузанский (1980) — Николай Кузанский. Сочинения в 2 т. М., 1980. Т. 2.
- Розанов (2010) — РозановВ.В. Собр. соч. Литературные изгнанники. М.; СПб., 2010. Кн. 2.
- Трубецкой (2001) — Трубецкой Е. Н. Свет Фаворский и преображение ума // П. А. Флоренский: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К. Г. Исупова. СПб., 2001.
- Флоренский (1994) — Флоренский П., свящ. Соч. в 4 т. М., 1994. Т. 1.
- Флоренский (1996) — Флоренский П., свящ. Соч. в 4 т. М., 1996. Т. 2.
- Флоренский (2017) — Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. М., 2017.
- Шмеман (2009) — Шмеман А., прот. Дневники. 1973-1983. М., 2009.
- Бальтазар (2013) — Бальтазар Г. У.Теологика. М., 2013. Т. 1: Истина мира.
- Бальтазар (2019) — БальтазарГ.У. Слава Господа. Богословская эстетика. М., 2019. Т. 1: Созерцание формы.
- Булгаков (2001) — Булгаков С.Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения. М., 2001.
- Гаврюшин (2011) — Гаврюшин Н..К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижегородская духовная семинария, 2011.
- Горячев (2019) — Горячев Д., свящ. Священник Павел Флоренский об антиномиях // Вопросы богословия. 2019. № 2. С. 38-58.
- Горячев (2020) — Горячев Д., свящ. Символизм П. Флоренского и историзм А. Шмема-на как антиномия верующего разума и разумной веры // Богословский вестник. 2020. № 2 (37). С. 91-106.
- Егорова (2009) — Егорова С. Б. Антиномизм П. Флоренского и современные интерпретации антиномизма // Вестник ПАГС. 2009. № 18. С. 197-202.
- Казарян (2001) — Казарян А. Т. Антиномия // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 494-498.
- Ларше (2021) — ЛаршеЖ.К. Лицо и природа. Православная критика персоналист-ских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа. М., 2021.
- Лубардич (2010) — Лубардит Б. Павле Флоренски и патролошки радови Jустина По-повиЬа: истори]ат ]едне рецепци]е — прилог разумевагау почетака „неопатристичке синтезе" у српско] теологии // Српска теологи]а у двадесетом веку — истраживачки проблеми и резултати / Б. Ши]аковиЬ (уред.). Београд, 2010. Т. 9. С. 66-165.