Богословское осмысление основных категорий персонализма Густава Тейхмюллера

Автор: Головина Илона Вячеславовна

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.

Бесплатный доступ

Одним из главных положений христианской теологии является различение понятий «ипостаси» и «сущности», что дает возможность говорить о Боге Троице, воплотившемся Слове Божьем, а также о бого-сообразной антропологии. В данной статье, в рамках исследований по богословию личности и его связи с философским персонализмом, рассматриваются основные личностно-бытийные категории немецкого мыслителя, основателя Юрьевской школы Густава Тейхмюллера. В отличие от Г. Лейбница, для обозначения субстанций-монад Г. Тейхмюллер использует понятие «личность» и местоимение «я». Человек рассматривается им как соединение субстанции-души и тела, состоящего из множества духовных субстанций более низкого уровня развития. Г. Тейхмюллер не различает пары понятий «природа» и «сущность», «личность» и «я». Он, как и Г. Лейбниц, далек от святоотеческого онтологического двуединства «сущности» и «ипостаси». «Я», «личность», «персона» являются для Г. Тейхмюллера подлинным «бытием», «сущностью», «существованием». Неразличение «природы» и «личности» ведет философскую мысль Г. Тейхмюллера к некоторому «персонально-пантеистическому» уклону, нивелирующему все бытие к исключительно личностно-персональному полюсу. Большую роль в изучении личностного бытия философ отводит субъективным человеческим мышлению и сознанию, сводя многое к опыту самосознания личности, что придает его персонализму субъективистский уклон, в котором нельзя упрекнуть святоотеческую антропологию.

Еще

Густав тейхмюллер, персонализм, лейбницианство, неолейбницианство, бытие, субстанция, «я», душа, личность, ипостась, человек, богословие личности, сознание, мышление

Короткий адрес: https://sciup.org/140290143

IDR: 140290143   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_85

Список литературы Богословское осмысление основных категорий персонализма Густава Тейхмюллера

  • Тейхмюллер (1895) — ТейхмюллерГ.А.Бессмертие души: Филос. исслед. / Пер. А. К. Николаева под ред. [и с предисл.] Е. Боброва. Юрьев: Печ. А. Гренцштейна, 1895. 200 с.
  • Тейхмюллер (1913) — Тейхмюллер Г.А. Действительный и кажущийся мир: Новое основание метафизики / Пер. с нем. Я. Красникова. Казань: Типо-лит. Ун-та, 1913. 389 с.
  • Teichmüller (1886) — Teichmüller G. Religionsphilosophie. Breslau, 1886. 558 s.
  • Teichmüller (1931) — Teichmüller G. Vorlesungen über die Philosophie des Christentums. 2 St. II. Sem. 1886 // Tennmann. 1931. P. 1-57.
  • Бердникова (2014) — БердниковаА.Ю. Густав Тейхмюллер — идейный предшественник русского лейбницеанства // Материалы международного молодежного научного форума «Ломоносов-2014» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2014/section_27_2716.htm (дата обращения: 30.08.2021).
  • Бердникова (2016a) — Бердникова А.Ю. Неолейбницианство в России: два проекта монадологии // История философии. 2016. № 1. C. 86-95.
  • Бердникова (2016b) — Бердникова А.Ю. Неолейбницианство в России. Историко-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. М., 2016. 167 с.
  • Бердникова (2017a) — БердниковаА.Ю. «Назад к Канту» или «Назад к Лейбницу»? Критический взгляд из истории русского метафизического персонализма // Кантовский сборник. 2017. Т. 36. № 2. С. 33-45. doi: 10.5922/0207-6918-2017-2-3.
  • Бердникова (2018) — Бердникова А.Ю. «Сознание Бога» («Gottesbewusstsein») в философии религии Густава Тейхмюллера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2018. Т. 22. № 3. С. 353-364. doi: 10.22363/2313-2302-2018-22-3-353-364.
  • Бердникова (2017b) — БердниковаА.Ю. Философия религии русского неолейбници-анства: Тейхмюллер, Козлов, Астафьева // Страницы: богословие, культура, образование. 2017. Т. 21. № 1. С. 37-48.
  • Бобров (1899) — Бобров Е.А. Воспоминание о Г. Тейхмюллере // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. 1899. Вып. 1. С. 25-48.
  • Бобров (1898) — Бобров Е. А. О понятии бытия. Учение Г. Тейхмюллера и А. А. Козлова. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898. 76 с.
  • Гайденко (2010) — ГайденкоП.П. Лейбниц // Большая российская энциклопедия: [в 35т.] / Гл. ред. Ю.С.Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2010. Том 17. С. 170-173.
  • Димитракопулос (1996) — Димитракопулос Я. Григорий Палама — экзистенциалист? Реконструкция подлинного значения его комментария на Исх. 3:14: «'Еум е1ц1 о wv» / Перевод с английского монаха Диодора (Ларионова) по изданию: John Demetracopoulos. Is Gregory Palamas an existentialist? The restoration of the true meaning of his comment on Exodus 3,14 "Еуш eI^i о wv". Athens: nAPOYXIA, 1996 // ESSE: Философские и теологические исследования. URL: https://esse-journal.ru/?p=5264 (дата обращения: 30.08.2021).
  • Ивлева (2011) — Ивлева М.И. Проблемы гносеологии в творчестве Г. Тейхмюллера // Вестник Академии. 2011. № 3. С. 112-115.
  • Ивлева (2019) — ИвлеваМ. И. Формирование спиритуалистической философской системы в трудах Г. Тейхмюллера // Право и практика. 2019. № 1. С. 325-328.
  • Киприан Керн (2006) — Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Киев: Общество любителей православной литературы в честь свт. Льва, папы Римского, 2006. 449 с.
  • Козлов (1894) — КозловА.А. Густав Тейхмюллер // Вопросы философии и психологии. М., 1894. Кн. 4 (24). С. 523-536; Кн. 5 (25). С. 661-681.
  • Лейбниц (1982) — ЛейбницГ.В. Монадология (пер. с франц. Б.П. Боброва) // Лейб-ницГ.В. Сочинения: в 4 т. / [Редкол.: Б.Э. Быховский, Г.Г. Майоров, И.С. Нарский и др.]. М.: Мысль, 1982-1989. Т. 1. С. 413-429.
  • Лосский (2012) — ЛосскийВ.Н.. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2012. 586 с.
  • Мефодий Зинковский (2012) — Мефодий (Зинковский), иером. Анализ представлений о личности у Христоса Яннараса // Развитие личности. 2012. № 3. С. 175-198.
  • Мефодий Зинковский (2015) — Мефодий (Зинковский), иером. Ипостасно-природный характер понятия «знание» и теология образования // Вестник РХГА. 2015. Т. 16. Вып. 3. С. 29-38.
  • Мефодий Зинковский (2014) — Мефодий (Зинковский), иером. Опыт систематического изложения свойств человеческой личности // Мефодий (Зинковский), иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2014. С. 173-220.
  • Мефодий Зинковский (2018) — Мефодий (Зинковский), иером. Соотношение понятий «личность», «сущность» и «общение» в богословии митрополита Иоанна Зизиуласа // Вестник РХГА. 2018. Т. 19. Вып. 1. С. 73-90.
  • Румер (1914) — Румер И.Б. К вопросу о философии Густава Тейхмюллера // Вопросы философии и психологии. М., 1914. Кн. 124. С. 384-399.
  • Румер (1915) — Румер И.Б. Пантеизм и теизм в философии Тейхмюллера // Вопросы философии и психологии. М., 1915. Кн. 126. С. 62-105.
  • Сатухин (2017) — Сатухин В. И. Традиции персонализма в России: философская антропология П.А. Некрасова: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. СПб., 2017. 179 с.
  • Таубе (1912) — Таубе М. Ф. Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства. Пг.: Тип. М. И. Акинфиева, 1912. 234 с.
  • Федотова (2014) — Федотова Л. Г. Понятие бытия в учениях Г. Тейхмюллера и А. Козлова // Научное обеспечение агропромышленного производства (материалы Международной научно-практической конференции, 29-31 января 2014 г., г. Курск, ч. 1). Курск: Изд-во Курской гос. с.-х. академии, 2014. С. 341-344.
  • Шванке (2009) — Шванке Х. Теория познания как основа онтологии. Новый взгляд на философию Густава Тейхмюллера / Пер. с нем. А. Б. Григорьева // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2006-2007 г. / Под ред. М. А. Колерова и Н. С. Плотникова. М.: Модест Колеров, 2009. С. 211-239.
  • Эзри (2018a) — ЭзриГ.К. Философия Лотце и Тейхмюллера и русская религиозная философия «всеединства»: общность подходов в онтологии и антропологии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №11-2. С. 122-126. doi: 10.24411/2500-1000-2018-10209.
  • Эзри (2018b) — ЭзриГ.К. Философия Тейхмюллера и Бердяева: общность подходов в онтологии и антропологии // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты. Сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. №10 (11). Новосибирск: Изд-во АНС «СибАК», 2018. С. 65-69.
  • Gottfried (2015) — Gottfried G. Gustav Teichmüller and the Systematic Significance of Studying the History of Concepts. // Studia Philosophica Estonica. 2015. № 8 (2). P. 129-140.
  • Ryzhkova (2013) — Ryzhkova G. S. Gustav Teichmuller, a German-born founder of Russian personalism // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 6. № 2. С. 284-290.
  • Schwenke (2016) — Schwenke H. «A Star of the First Magnitude within the Philosophical World»: Introduction to Life and Work of Gustav Teichmüller // Studia Philosophica Estonica. 2016. №8 (2). P. 104-128.
  • Schwenke (2006) — Schwenke H. Zurück zur Wirklichkeit: Bewusstsein und Erkenntnis bei Gustav Teichmüller. Basel: Schwabe, 2006. 348 s.
Еще
Статья научная