Богословское осмысление раскола патриархом Афанасием I Константинопольским (1289-1293; 1303-1309)

Автор: Вишняк Михаил Андреевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 3 (80), 2018 года.

Бесплатный доступ

В настоящей статье на основании письменного наследия патриарха Афанасия I Константинопольского (1289-1293; 1303-1309) уясняется его богословский взгляд на проблему раскола. Предметом осмысления для патр. Афанасия был, в основном, арсенитский раскол (1265-1310), но также и ряд других расколов его времени в Константинопольском патриархате. Наиболее оригинальная часть богословия патриарха - христологическое и экклезиологическое осмысление раскола. Смысл Боговоплощения Христа - примирение человечества в Себе, в Церкви как Своем Теле. Раскольник отторгается от Тела Христа и тем самым противится Домостроительству спасения. Патриарх прибегает к известному образу раскола как рассечения Тела Христа, которое имеет параллели в современной ему противораскольнической литературе. Но в данном случае патр. Афанасий I предстает не как отвлеченный мыслитель, а как выразитель созерцаемой мистической реальности. Значение раскола с сотериологической точки зрения, по мнению патриарха, заключается в том, что он попускается Богом к «испытанию и славе верных». Патриарх вскрывает духовные причины раскола - страсти в сердце раскольника: упорство, нераскаянность, тщеславие, властолюбие и корыстолюбие и, в конечном счете, противление Богу. Богословие свт. Афанасия содержит минимум привязок к исторической конкретике и потому остается актуальным по сей день

Еще

Патриарх афанасий i константинопольский, раскол, богословие раскола, арсениты, арсенитский раскол, противораскольническая литература, феолипт филадельфийский, церковь, византийское богословие xiii-xiv вв.

Короткий адрес: https://sciup.org/140246569

IDR: 140246569   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10061

Список литературы Богословское осмысление раскола патриархом Афанасием I Константинопольским (1289-1293; 1303-1309)

  • Вишняк М. В. Образ арсенитов в эпистолярном наследии патриарха Афанасия I Константинопольского // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2017. Т. 22. № 5.С. 16-26.
  • Пржегорлинский А. А. Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам // Мир Православия: Сборник статей. 2002. Вып. 4. С. 51-76.
  • Пржегорлинский А., свящ. Византийская Церковь на рубеже XIII-XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб.,2011.
  • Documents inédits d'ecclésiologie byzantine / Ed. J. Darrouzès. Paris,1966. (Archives de l'Orient Chrétien. 10).
  • Τοῦ σοφωτάτου καὶ λογιωτάτου καὶ οἰκουμενικοῦ πατριάρχου ΚύρουΓρηγορίου τοῦ Κυπρίου Ἐπιστολαί / Ἔκδ. Σωφρόνιος [Εὐστρατιάδης] // Ἐκκλησιαστικὸς Φᾶρος.1909. Tόμ. 4. Τεύχ. 20. Σ. 97-128.
  • Θεολήπτου Φιλαδελφίας τοῦ Ὁμολογητοῦ (1250-1322). Βίος καὶἜργα. Β' μέρος: Κριτικὸ κείμενο - σχόλια / Ἔκδ. I. Κ. Γρηγοροπούλου. Κατερίνη, 1996.
  • Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople(1289-1293;1303-1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary of Selected Unpublished Works(PhD dissertation). University of Oxford, 2004.
  • Talbot A.-M. Te Patriarch Athanasius(1289-1293;1303-1309)and the Church // Dumbarton Oaks Papers. 1973. T. 27. P. 11-28.
  • The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople: Letersto the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials / Ed., transl., comm.A.-M. M. Talbot. Washington, 1975 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. 7 [Dumbarton OaksTexts 3])
Еще
Статья научная