Болезни Secale cereale L. в Кировской области и генетические источники устойчивости для селекции
Автор: Щеклеина Л.М., Шешегова Т.К.
Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau
Рубрика: Агрономия
Статья в выпуске: 6, 2020 года.
Бесплатный доступ
Цель исследований - поиск генетических источников устойчивости озимой ржи к основным болезням в условиях Кировской области. В условиях провокационно-инфекционного фона возбудителей снежной плесени, мучнистой росы, бурой и стеблевой ржавчины, корневых гнилей и спорыньи в ФГБНУ ФАНЦ Северо-Востока в 2018-2019 годах изучено 30 новых популяций и районированных сортов озимой ржи селекции ФАНЦ Северо-Востока и 50 образцов из мировой коллекции ВИР. Среди образцов нашего института комплексной устойчивостью к снежной плесени, бурой и стеблевой ржавчине обладают: Вятка 2, Кировская 89, Флора, Румба; к снежной плесени, мучнистой росе и корневым гнилям - Рада; к снежной плесени, мучнистой росе и бурой ржавчине - Триумф; к снежной плесени, стеблевой ржавчине и корневым гнилям - Гармония; к мучнистой росе и бурой ржавчине - Рушник; к снежной плесени и мучнистой росе - Графит; к снежной плесени и спорынье - Леда и Симфония. Комплексную устойчивость проявляют коллекционные образцы: Тринодис 4 - Минвак-139/09 НП - устойчивость к снежной плесени, мучнистой росе, бурой ржавчине и спорынье; Россиянка 2, Волжанка 2, Янтарная НП, Новая Эра НП, Красноярская универсальная НП - к снежной плесени, мучнистой росе и спорынье; Чулпан 4 и Таловская 2 - к снежной плесени, бурой ржавчине и спорынье; Чулыш и Заречанская 3 - к мучнистой росе и бурой ржавчине; Чулпан 2 - к мучнистой росе и спорынье; Подарок НП - к снежной плесени и спорынье. Обнаружено, что низкопентозановые сорта значительно меньше, чем высокопентозановые, поражаются спорыньей и снежной плесенью. В среднем по группам образцов отрастание растений после поражения снежной плесенью у низкопентазановых образцов было в 2,4 раза выше, а поражение посевов спорыньей - в 2 раза, засоренность зерновой массы склероциями спорыньи - в 4 раза.
Озимая рожь, сорт, селекция, коллекция вир, болезни, провокационно-инфекционные фоны, оценка, источники
Короткий адрес: https://sciup.org/140250664
IDR: 140250664 | DOI: 10.36718/1819-4036-2020-6-86-92
Текст научной статьи Болезни Secale cereale L. в Кировской области и генетические источники устойчивости для селекции
Введение. В настоящее время в селекции озимой ржи остро встает вопрос поиска эффективных генов многих селекционно-ценных признаков. Обновление генетического материала за счет привлечения новых исходных форм является базисом селекции любой сельскохозяйственной культуры. Для эффективного создания новых конкурентоспособных сортов необходимо располагать генетически разнообразным и комплексно изученным исходным материалом, который составляет основу селекционного улучшения растений [1]. Это особенно важно в селекции на иммунитет к экономически значимым болезням, поскольку резерв устойчивости возделываемых сортов исчерпан или почти исчерпан. Донорный фонд постоянно меняется вследствие преодоления патогенами генов устойчивости и в связи с тем, что прежние доноры морально устаревают, т.е. их хо- зяйственно полезные свойства отстают от уровня, достигнутого в отечественной и мировой селекции. Успех селекции устойчивых сортов часто зависит от приоритетов в селекции на иммунитет и насколько исходный материал обладает генетическим разнообразием, способным сдерживать развитие болезней в зоне исследований [2–6]. Ведется постоянный поиск эффективных генов устойчивости и научная проработка генетического разнообразия озимой ржи по адаптивно важным признакам среди местных популяций и сортов, селекционных сортов, относящихся к другому климатическому району, и образцов мировых коллекций. В настоящее время в 94 генбанках мира хранится 22200 образцов рода Secale озимых и яровых форм. Крупнейший генный банк (3260 образцов) находится в России, это ФИЦ «Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова» (ВИР) [7]. В различных странах имеются обширные коллекции, содержащие местные сорта из Европы, Северной Америки, Азии, Южной Америки, Африки и Ближнего Востока [8]. Чем больше и разнообразнее источников устойчивости включается в селекцию, тем больше возникает возможностей получить совершенно новые формы растений с обогащенным генофондом. Наиболее значимые коллекции ржи (1000–6500 образцов) находятся: в Санкт-Петербурге (Россия); Gatersleben (Германия); Radzików, Warsawа (Польша); Aberdeen, Idaho (США); Saskatoon, Saskatchewan (Канада) и Sadovo (Болгария) [9].
Оценка устойчивости к болезням и поиск генетических источников эффективны лишь в условиях естественных или искусственных эпифитотий. Моделирование фитопатоценозов в ФАНЦ Северо-Востока проводится с включением в патологический процесс искусственных или природных популяций возбудителей снежной плесени ( Microdochium nivale (Fr.) Samuels Hallete), фуза-риоза колоса и корневых гнилей ( Fusarium Link.: F. culmorum (W.G.Sm.) Sacc, F. sporotrichioides Sherb. Fusarium graminearum Schwabe., F. avenaceum (Fr.) Sacc., F. poae (Peck) Wollenw и др. ), спорыньи (Claviceps purpurea (Fr.) Tul.), мучнистой росы ( Blumeria graminis (DC.) Speer f. sp. secalis Marchal.), бурой ржавчины ( Puccinia dispersa Eriks. et. Henn.) и стеблевой ржавчины (Puccinia graminis Pers. f. sp. secalis Eriks. et.).
Озимая рожь – вторая хлебная и наиболее ценная кормовая культура, которую возделывают прежде всего в России, Германии, Польше, Беларуси, Украине, Скандинавии, Китае, Канаде и США. Посевные площади, отведенные под выращивание ржи, сокращаются. Во всех зонах возделывания рожь заслужила репутацию наиболее приспособленной к климатическим условиям страховой культуры низкого экономического риска. Для Кировской области, занимающей четвертую по величине посевную площадь озимой ржи в Российской Федерации, вопросы устойчивости к болезням являются первостепенными. На фоне постоянного удорожания пестицидов и экологической нестабильности особое значение приобретает поиск и создание новых эффективных источников устойчивости для селекции. Поэтому мы активно изучаем в наших агроэкологических условиях коллекцию генетических ресурсов ржи, созданную В.Д. Кобылянским на основе эффективных доноров групповой устойчивости ржи, обладающих ценными селекционными признаками.
Цель исследований. Поиск генетических источников устойчивости озимой ржи к основным болезням в условиях Кировской области.
Условия, материал и методы исследований. Исследования проводили на фитопатологическом участке ФГБНУ ФАНЦ Северо-Востока в 2018–2019 гг. Объектами исследования являлись 30 популяций и районированных сортов озимой ржи селекции ФАНЦ Северо-Востока и 50 образцов из мировой коллекции ФИЦ «Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова» (ВИР). Изучение исходного материала проводили на естественном (без заражения) и инфекционном (искусственная инокуляция) фоне возбудителей грибных болезней: снежной плесени, мучнистой росы, бурой и стеблевой ржавчины, корневых гнилей, спорыньи. При создании искусственных инфекционных фонов и учетов поражения использовали общеизвестные методики: М.Ф. Григорье-ва1 (1976); В.Д. Кобылянского, Л.А. Королевой2 (1977); В.К. Неофитовой3 (1976); [10–12].
Схема закладки фитопитомников следующая: стандарт → (сорт, рекомендованный Го- сударственной комиссией по сортоиспытанию) → индикаторные сорта (наиболее устойчивый и восприимчивый) → опытные образцы. Повторность в полевых опытах 2-кратная при систематическом размещении делянок со смещением. Площадь делянок 1 м2. Диагностику и учеты развития болезней проводили в период максимального их проявления. К источникам устойчивости относили сорта или образцы, сохраняющие иммунитет или высокую устойчивость (6–9 баллов) в течение не менее 2 лет изучения в условиях жесткого инфекционного (провокационного) фона.
Для обработки результатов исследований применяли пакет селекционно-ориентированных и биометрико-генетических программ AGROS, версия 2.07 и пакет прикладных программ Microsoft Exсel.
Результаты исследований и их обсуждение. Изучение новых популяций и районированных сортов озимой ржи селекции ФАНЦ Северо-Востока в условиях провокационно-инфекционных фонов выявило широкую дифференциацию генофонда по восприимчивости к основным грибным болезням. Большинство сортов характеризуются высокой регенерационной способностью после поражения снежной плесенью, которая составила в среднем 70 % (от 50 до 100 %). Наилучшее состояние признака (от 70 до 100 %) выявлено у 15 популяций и селекционных образцов ржи: Графит, Румба, Вятка 2, Кировская 89, Флора, Рада, Триумф, Гармония, Кипрез, Садко, Леда, Симфония, Сармат, Ниоба и Сара (табл. 1).
Развитие мучнистой росы у большинства сортов было средним (около 23 %). Устойчивость к мучнисторосяной инфекции проявили 5 из них (Рада, Графит, Триумф, Графиня, Рушник), степень поражения которых была на уровне 15 %.
Нарастание ржавчинной инфекции в исследуемые годы имело относительно медленные темпы из-за недостатка эффективных температур в период «выход в трубку–цветение». Развитие стеблевой формы ржавчины было слабым (не более 25 %) из-за пониженного температурного фона. Максимальное количество пустул патогена (5 %) отмечено у сортов: Вятка 2, Кировская 89, Кировская 89, Флора, Снежана,
Румба, Гармония и Перепел. Относительно меньшее проявление болезни (40–45 %) было у сортов Вятка 2, Кировская 89, Снежана, Рушник, Флора, Румба и Триумф.
Высокую устойчивость к фузириозным корневым гнилям (развитие болезни до 10,0 %) проявили 16 изучаемых сортов ржи. Среди них наименьшее развитие болезни выявлено у 5 образцов: Рада (3,2 %), Фаленская 4 (3,5 %), Гармония (3,7 %), Снежана (3,9 %), Перепел (4,9 %) при значении признака у индикаторного сорта 23,0 %.
Поражение сортов спорыньей при искусственной инокуляции цветков конидиями C.
purpurea было высоким и изменялось от 19,2 % (Симфония) до 78,5 % (Ниоба). Хотя все сорта на этом фоне характеризуются как восприимчивые к спорынье, относительно меньшее (14,2– 35,7 %) проявление болезни было у сортов Леда, Симфония, Гармония и Румба. Засоренность зерновой массы склероциями спорыньи была на уровне от 0,7 до 7,7 % от веса зерна. По двум показателям, относительно в меньшей степени поразились спорыньей лишь два сорта озимой ржи: Леда (поражение 14,2 %, засоренность 0,7 %) и Симфония (поражение 19,3 %, засоренность 1,3 %).
Таблица 1
Патоген |
Образцы с высоким уровнем неспецифической устойчивости |
Снежная плесень |
Вятка 2, Кировская 89, Флора, Рада, Графит, Румба, Триумф, Гармония, Кипрез, Садко, Леда, Симфония, Сармат, Ниоба, Сара |
Мучнистая роса |
Рада, Графит, Триумф, Графиня, Рушник |
Бурая ржавчина |
Вятка 2, Кировская 89, Снежана, Рушник, Флора, Румба, Триумф |
Стеблевая ржавчина |
Вятка 2, Кировская 89, Снежана, Флора, Румба, Гармония, Перепел |
Корневые гнили |
Рада, Фаленская 4, Гармония, Снежана, Перепел |
Спорынья |
Леда, Симфония |
Источники с высоким уровнем неспецифической устойчивости к грибным болезням озимой ржи селекции ФАНЦ Северо-Востока
Среди выделенных новых популяций и районированных сортов селекции ФАНЦ Северо-Востока с групповой устойчивостью к трем и более болезням характеризуются следующие: Вятка 2, Кировская 89, Флора, Румба к снежной плесени, бурой и стеблевой ржавчине; Рада к снежной плесени, мучнистой росе и корневым гнилям; Триумф к снежной плесени, мучнистой росе и бурой ржавчине; Гармония к снежной плесени, стеблевой ржавчине и корневым гнилям; Рушник к мучнистой росе и бурой ржавчине; Графит к снежной плесени и мучнистой росе; Леда и Симфония к снежной плесени и спорынье.
На провокационно-инфекционных фонах изучали также образцы озимой ржи из мировой коллекции ВИР, среди которых были и низкопентоза-новые сорта (НП) универсального использования. Основной их недостаток – они плохо зимуют и в условиях Кировской области сильно поражаются снежной плесенью. Исследования показали, что наиболее высокой выносливостью к снежной плесени (50–60 %) отличаются 10 образцов: Россиянка 2, Таловская 2, Волжанка 2, Янтарная НП, Новая Эра НП, Подарок НП, Красноярская универсальная НП, Берегиня НП, Московская ВИР-12-244/16 НП, Тринодис 4 – Минвак-139/09 НП (табл. 2).
Комплексно-устойчивые образцы озимой ржи из мировой коллекции ВИР (провокационно-инфекционные фоны)
Таблица 2
Каталог ВИР |
Образец |
Снежная плесень |
Спорынья |
Мучнистая роса |
Бурая ржавчина |
||
Поражение, % |
Засоренность зерновой массы склероциями, % |
Степень поражения, % |
|||||
Поражение, % |
Отрастание, % |
||||||
Фаленская 4 – стандарт |
100,0 |
100,0 |
40,7 |
3,5 |
10,0 |
15,0 |
|
11856 |
Тринодис 4 – Минвак-139/09 НП |
100,0 |
50,0 |
16,6 |
0,6 |
10,0 |
15,0 |
11671 |
Россиянка 2 |
70,0 |
50,0 |
17,6 |
0,9 |
15,0 |
30,0 |
11682 |
Волжанка 2 |
80,0 |
50,0 |
33,3 |
1,7 |
5,0 |
30,0 |
11804 |
Янтарная НП |
80,0 |
60,0 |
43,7 |
1,9 |
15,0 |
20,0 |
11814 |
Новая Эра НП |
80,0 |
60,0 |
25,0 |
2,4 |
15,0 |
40,0 |
11816 |
Подарок НП |
80,0 |
50,0 |
5,8 |
0,3 |
20,0 |
60,0 |
11818 |
Красноярская универсальная НП |
80,0 |
50,0 |
18,7 |
0,8 |
5,0 |
40,0 |
11378 |
Чулпан 4 |
100,0 |
40,0 |
31,2 |
1,4 |
5,0 |
15,0 |
11674 |
Таловская 2 |
60,0 |
50,0 |
25,0 |
1,9 |
20,0 |
15,0 |
11677 |
Чулпан 2 |
80,0 |
40,0 |
14,2 |
0,6 |
5,0 |
30,0 |
11493 |
Чулыш |
100,0 |
10,0 |
22,2 |
11,2 |
5,0 |
10,0 |
11451 |
Заречанская 3 |
90,0 |
5,0 |
50,0 |
2,6 |
5,0 |
5,0 |
Индикаторные сорта: |
|||||||
11820 |
Рушник 2 НП |
100,0 |
- |
- |
- |
50,0 |
60,0 |
11513 |
Компус |
- |
5,0 |
- |
37,0 |
- |
- |
11489 |
Беняконская 2 |
- |
- |
100,0 |
- |
- |
- |
Большинство образцов слабо поразились мучнистой росой (0–15 %) и относительно меньше, чем сорта селекции нашего института, – бурой ржавчиной.
Поражение спорыньей изменялось в значительных пределах – от 5,8 до 100 %. Относительно меньшее проявление болезни (от 5,8 до 25 %) выявлено у образцов: Подарок НП, Чулпан 2, Вавиловская НП, Тринодис 4 – Минвак-139/09 НП, Россиянка 2, Красноярская универсальная НП, Чулыш, Таловская 2 и Новая Эра НП. Засоренность зерновой массы склероциями изменялась от 0,3 % (Подарок НП) до 37,0 % (Компус). По двум показателям наименьшая восприимчивость к спорынье у следующих образцов: Подарок НП (поражение 5,8 % и засоренность 0,3 %), Чулпан 2 (14,2 и 0,6 %), Трино-дис 4 – Минвак-139/09 НП (16,6 и 0,6 %), Россиянка 2 (17,6 и 0,9 %), Красноярская универсальная НП (18,7 и 0,8 %) и Вавиловская НП (15,3 и 1,0 %).
Лучшие коллекционные образцы с групповой устойчивостью к четырем и более болезням можно характеризовать следующим: Тринодис 4 – Минвак-139/09 НП – устойчивость к снежной плесени, мучнистой росе, бурой ржавчине и спорынье; Россиянка 2, Волжанка 2, Янтарная НП, Новая Эра НП, Красноярская универсальная НП – к снежной плесени, мучнистой росе и спорынье; Чулпан 4 и Таловская 2 – к снежной плесени, бурой ржавчине и спорынье; Чулпан 2 – к мучнистой росе и спорынье; Подарок НП – к снежной плесени и спорынье; Чулыш и Заре-чанская 3 – к мучнистой росе и бурой ржавчине. Данные образцы перспективны для использования в селекционных программах по повышению фитоиммунитета.
В ходе иммунологического анализа обнаружено, что низкопентозановые сорта тестируемых коллекционных образцов значительно меньше, чем высокопентозановые, поражаются спорыньей и снежной плесенью (табл. 3). По признаку
«поражение» она составила 27,1 %, по «засоренности зерновой массы склероциями» – 1,6 %, у другой группы образцов соответственно 53,5 и 6,4 %. Низкопентозановые сорта также более выносливы к снежной плесени: отрастание после поражения составило 45,6 %, у другой группы – 18,7 %. В среднем по группам образцов отрастание растений после поражения снежной плесе- нью у низкопентозановых сортов было в 2,4 раза выше, поражение посевов спорыньей – в 2 раза, засоренность зерновой массы склероциями спорыньи – в 4 раза. Выявленная тенденция предполагает возможность более широкого использования низкопентозановых сортов, пригодных для кормовой промышленности, особенно в регионах, где данные болезни наиболее актуальны.
Таблица 3
Болезнь |
Низкопентозановые сорта |
Высокопентозановые сорта |
||
lim признака |
В среднем |
lim признака |
В среднем |
|
Снежная плесень: |
||||
поражение |
50,0–100 |
82,2 |
60,0–100 |
88,3 |
отрастание |
20,0–60,0 |
45,6 |
5,0–50,0 |
18,7 |
Мучнистая роса: |
||||
степень поражения |
5,0–50,0 |
26,1 |
0–20,0 |
7,8 |
Бурая ржавчина: |
||||
степень поражения |
15,0–60,0 |
40,6 |
5,0–50,0 |
21,9 |
Спорынья: |
||||
поражение |
5,8–41,1 |
27,1 |
14,2–100 |
53,5 |
засоренность зерновой массы склероциями |
0,3–3,0 |
1,6 |
0,6–37,0 |
6,4 |
Примечание: достоверно к стандарту Фаленская 4 при P ≥ 095.
Характер проявления грибных болезней у низкопентозановых и высокопентозановых сортов озимой ржи (в среднем по группам), %
Выводы. Таким образом, выявленные устойчивые формы в селекционном и коллекционном генофонде озимой ржи могут быть использованы в качестве генетических источников в программах по повышению устойчивости к этим болезням. Выявлена более высокая устойчивость к спорынье у низкопентозановых сортов по сравнению с высокопентозановыми. Кроме того, они более выносливы к основному заболеванию озимой ржи в нашей зоне – снежной плесени, что делает их достаточно перспективными для селекции ржи на Северо-Востоке Нечерноземной зоны Российской Федерации.
Список литературы Болезни Secale cereale L. в Кировской области и генетические источники устойчивости для селекции
- Пономарева М.Л., Пономарев С.Н., Маннапова Г.С. Исходный материал для селекции озимой ржи (SECALE CEREALE L.) // Вестник КрасГАУ. 2018. № 3. С. 19-24.
- Каширкин А.Д., Макаров А.А. Метод предварительной оценки полевой устойчивости к бурой ржавчине // Вестник защиты растений. 2011. № 1. С. 27-33.
- Бабаянц О.В., Сауляк Н.I., Бабаянц Л.Т. [и др.]. Новый исходный материал для селекции пшеницы (Triticum aestivum L.) на групповую устойчивость к фитопатогенам // Збiрник наукових праць Селекцiйно-генетичного iнституту-Нацiонального центру насiннезнавства та сортовивчення. 2016. № 28. С. 68-75.
- Пономарев С.Н., Пономарева М.Л., Маннапова Г.С. Болезни озимой ржи в Северном Повольжье и генетические источники устойчивости // Успехи современной науки. 2017. № 10. Т. 1. С. 130-138.
- Пономарева М.Л., Пономарев С.Н., Маннапова, Г.С. [и др.]. Фитосанитарный мониторинг наиболее вредоносных болезней озимой ржи в Республике Татарстан // Вестник КрасГАУ. 2019. № 9. С. 27-34.
- Щеклеина Л.М., Шешегова Т.К. Иммунологическая оценка коллекционных образцов озимой ржи в условиях Кировской области // Методы и технологии в селекции растений и растениеводстве: мат-лы V междунар. НПК. Киров: НИИСХ Северо-Востока, 2019. С. 180-183.
- Сафонова И.В., Аниськов Н.И., Кобылянский В.Д. База данных генетических ресурсов коллекции озимой ржи ВИР как средство классификации генетического разнообразия, анализа истории коллекции и эффективного изучения и сохранения // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2019. № 23(6). С. 780-786.
- DOI: 10.18699/VJ19.552
- Шлегель Р. Селекция гибридных форм как стимул развития молекулярно-генетических исследований у ржи // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2015. Т. 19(5). С. 589-603.
- DOI: 10.18699/VJ15.076
- Schlegel Rolf H.J. Rye: genetics, breeding and cultivation. CRC Press Taylor & Francis Group. 2013. 359 p.
- Кобылянский В.Д., Сафонова И.В., Солодухина О.В. [и др.]. Изучение и сохранению мировой коллекции ржи: метод. указания. СПб.: ВИР, 2015. C. 44.
- Шешегова Т.К., Щеклеина Л.М., Кедрова Л.И. [и др.]. Селекция озимой ржи на устойчивость к спорынье: метод. пособие. Киров: Вятская ГСХА, 2018. 27 с.
- Miedane T., Mirdita V., Rodeman B., Drobeck T., Rentel D. Genetic variation of winter rye cultivars for their ergot (Claviceps. purpurea) reaction tested in a field design with minimized interplot interference. Plant Breed. 2010. 129. 58-62.
- DOI: 10.1007/s10681-009-0083-5