Борьба с коррозией нефтегазопромыслового оборудования в условиях бактериального заражения
Автор: Гурбанов Г.Р., Маммадлы С.М.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 6 (15), 2018 года.
Бесплатный доступ
Исследованы бактерицидные свойства ингибитора МАРЗА-1, по отношению к двум видам Desulfovibriodesulfuricans и Desulfomicrobium сульфатредуцирующихм бактерийям. Оценивано влияние ингибитора МАРЗА- 1 на численность бактериальных клеток и образование сероводорода в питательной среде Постгейта- «Б». Показано, что ингибитор МАРЗА-1 проявляет бактериостатическое действие по отношению к сульфатредуцирующим бактериям Desulfovibriodesulfuricans и Desulfomicrobium. Выявлено, что степень подавления численности микроорганизмов Desulfovibriodesulfuricans при концентрации ингибитора МАРЗА- 1 7,0 мг/л выше, чем Desulfomicrobium. В последнем случае для достижения такого эффекта требуется 10,0 мг/л концентрации ингибитора МАРЗА- 1.
Сероводород, сульфатредуцирующие бактерии, ингибитор, численность, подавление, бактерициды, микроорганизмы, биокоррозия
Короткий адрес: https://sciup.org/140263655
IDR: 140263655
Текст научной статьи Борьба с коррозией нефтегазопромыслового оборудования в условиях бактериального заражения
Коррозия металлов их разрушение вследствие химического или электрохимического взаимодействия с окружающей средой - главный бич всех металлических конструкций и сооружений [1-4].
Увеличение хозяйственной деятельности человека привело к изменению физика-химических характеристик биосферы. В результате этого, резко возросли размеры коррозионных повреждений металлических конструкций.
Ежегодно, в результате коррозии промышленность теряет сотни тысяч тон металла. По оценкам зарубежных специалистов, коррозии наносит ущерб экономике развитых стран, составляющей 3-3,5 % от стоимости валового национального продукта. А потери металла достигают 20 % [5].
Значительная часть коррозионных разрушений металлов во многих природных и производственных средах - результат биологической коррозии. Опасность бактериальной коррозии состоит в том, что бактерии быстро размножаются и легко приспосабливаются к изменениям физических, химических и биологических условий среды. Среди образующихся бактерий наибольшей агрессией по отношению к металлическим конструкциям обладают сульфатредуцирующие бактерии, которые являются продуцентами коррозионных агентов (органических кислот, ферментов, сероводорода) [6,7]. Реакция сероводорода с металлом приводит к образованию сульфида железа и накоплению его на внутренней поверхности труб и другого оборудования [8].
Активный рост сульфатредуцирующих бактерий приводит к резкому увеличению скорости коррозии (примерно 24 раза), а наличие застойных зон к добавочному усилению активности сульфатредуцирующих бактерий, то есть, увеличению скорости локальной коррозии [9].
Микробиологическая коррозия наносит огромный ущерб народному хозяйству страны. Чрезвычайно значимы и обусловленные его потери в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Согласно данным экспертиз, подавляющее количество случаев коррозионного поражения нефтепромыслового оборудования обусловлено воздействием микробиологического фактора [10]. Проблема остается чрезвычайно острой и до сих пор.
Одном из наиболее эффективных методов борьба с этим видом коррозионного разрушения конструкционных материалов является использование ингибиторной защиты с применением универсальных замедлителей подобного процесса.
Универсализм ингибиторов характеризуется тем, что они не только снижают общую скорость коррозии и уровень локального поражения материалов, но и являются эффективными бактерицидами, прежде всего по отношению к сульфатредуцирующими бактериям. Такие добавки, уже в молях концентрации позволяют не только эффективно бороться с собственно коррозией металлического оборудования, но и с его наводороживанием [11].
Не менее опасно присутствие сульфатредуцирующих бактерий и в условиях хранения нефти и нефтепродуктов, т.к. попадающая в топливо вода, оседающая в последствие на дно резервуара, служит прекрасным местом обитания для этой группы организмом, при заражении которыми немедленно начинается развитие бактериального биоценоза, приводящее не только к значительному повышению агрессивности коррозионной среды, но и ухудшению качества нефти и нефтепродуктов. Заметное увеличение наводороживания стали в результате деятельности сульфатредуцирующих бактерий усугубляет проблему коррозии, выводя борьбу с негативным влиянием бактерий на первоочередное место [12].
Неэффективность применения катодной защиты в присутствии микроорганизмов приводит к тому, что единственно действенным методом борьбы с коррозией, вызываемой сульфатредуцирующими бактериями, является использование веществ, способных полностью подавить или значительно ослабить деятельность указанной коррозионной опасной группы микроорганизмов [13].
Целью данной работы - являются лабораторные исследование эффективности и универсализма нового ингибитора для защиты углеродистой стали от микробиологической коррозии.
Лабораторные исследования бактерицидных свойств ингибитора МАРЗА-1 проводились в питательной среде Постгейта «Б» [14].
Питательную среду нагревали до кипения для стерилизации и удаления растворенного кислорода, после чего быстро охлаждали до 350 С, инкубировали чистой культурой из расчета 106 живых клеток сульфатредуцирующие бактерии на 1 мл раствора, разливали по герметичным емкостям и помещали в воздушный термостат специальной конструкции (320 С), где выдерживали в течение 168 час до завершения жизненного цикла микроорганизмов [15].
В качестве сульфатредуцирующий бактерии использованы сульфатредуцирующие бактерии роди Desulfomicrobium.
Количество клеток в 1 мл исходный суспензии вычисляли по формуле
M=
а^1000
h-S
П
где: М-число клеток в 1 мл суспензии;
а - среднее число клеток в квадрате сетки;
h – глубина камеры в мм;
S- площадь квадрата сетки в мм2;
n- разведение исходной суспензии.
Коэффициент подавления числа клеток СРБ исследованными композициями, рассчитывали из соотношения
N= -^ . 1Q0% ng где: n0 и nina численность микроорганизмов соответственной в отсутствие и в присутствии ингибиторов при прочих постоянных условиях.
Эффективность действия ингибитора МАРЗА-1 определяли из величины степени подавления ими жизнедеятельности микроорганизмов.
S — • 100'% Co где: С0 и Сi концентрация биогенного сероводорода соответственно в отсутствие и в присутствии ингибиторов.
Для количественного анализа изменения концентрации сероводорода использовали коэффициент γ е, определяемый из соотношения
C(H2S)o
γ е
C(H2S)
где: C (H2s)0 -концентрация сероводорода в не ингибированной средах, C (H2s) — концентрация сероводорода в ингибированной средах.
При лабораторном исследование в качестве ингибитора исследовали МАРЗА-1.
Точный химический состав ингибитора не раскрывается производителями, поэтому при проведении эксперимента ограничились только условным названием.
МАРЗА-1 это органическое химическое вещество в молекулярной состав, которого входит атом углерода, водорода, кислорода и.т.д. В молекуле МАРЗА-1 имеется тройная ковалентная связь.
Бактерицидные свойства ингибитора МАРЗА-1 по отношению к сульфатредуцирующими бактериям исследовали в питательной среде Постгейта-«Б» (таблица).
Для исследования пользовали два вида сульфатредуцирующих бактерий под названием: Desulfovibriodesulfuricans и Desulfomicrobium.
Исследование бактерицидных свойств ингибитора МАРЗА-1 показало, что он эффективно подавляет рост числа сульфатредуцирующих бактерий в питательной среде Постгейта, т.е. в наиболее комфортных условиях для их развития и жизнедеятельности. Так как, после введение ингибитора МАРЗА-1 и повышения его концентрации в среде Постгейта снижается численность сульфатредуцирующих бактерий обоих типов.
При изменении концентрации ингибитора МАРЗА-1 от 3,0 до 10 мг/л уже в первые сутки коэффициент подавления числа клеток (N) Desulfovibriodesulfuricans возрастает с 10 до 50 % (рисунок 1), а для Desulfomicrobium не превышает 40 %.
На третьи сутки коэффициент подавления числа клеток СРБ в первом случае достигает 94% при концентрации ингибитора 10 мг/л и сохраняет это значение в течение остальных суток до завершения жизненного цикла сульфатредуцирующих бактерий на седьмые сутки.
Во втором случае, коэффициент подавления числа клеток СРБ достигает 85%, на третьи сутки при той же концентрации ингибитора МАРЗА-1 и увеличивается до 97% на шестые и седьмые сутки. Если в первом случае при концентрации ингибитора 7 мг/л на пятой-седьмой сутки достигается практически такая же величина коэффициента подавления числа клеток СРБ, что и при концентрации 10 мг/л, то во втором случае величина N достигает 86% на седьмой сутки.
Таким образом, исследуемый ингибитор МАРЗА-1 в первые трое суток более эффективно подавляет число клеток сульфатредуцирующих бактерий Desulfovibriodesulfuricans чем Desulfomicrobium, а к концу жизненного цикла бактерий величина коэффициента подавления числа клеток СРБ в обоих случаях близка при концентрации ингибитора 10 мг/л. Однако, практически такая же величина коэффициента подавления числа клеток СРБ достигается для Desulfomicrobium. Она остается на 10 % ниже, чем при концентрации ингибитора 10 мг/л.
Степень подавления продуцирования H 2 S (S, %) сульфатредуцирующими бактериями Desulfovibriodesulfuricans при концентрации ингибитора МАРЗА-1 7 и 10 мг/л, оказывается практически одинаковой на 5-7 сутки и близки к 97 %. Для Desulfomicrobium такая же величина S достигается на пятые сутки увеличиваясь до 99 % на седьмые сутки при концентрации ингибитора 10 мг/л или на 1% ниже при 7 мг/л концентрации. Однако, на третьи сутки более эффективно подавляется продуцирование сероводорода бактериями Desulfovibriodesulfuricans (S=95%), чем Desulfomicrobium (S=85%) при тех же концентрациях ингибитора МАРЗА-1.
Таким образом, ингибитор МАРЗА-1 эффективнее подавляет продуцирование сероводорода на третьи сутки в первом случае, но характеризуется более низкий величиной степени подавления продуцирования сероводорода к окончанию цикла жизнедеятельности бактерий, чем во втором.
Итак, ингибитор МАРЗА-1 в питательной среде Постгейта-«Б» в присутствие сульфатредуцирующих бактерий Desulfovibriodesulfuricans и Desulfomicrobium снижает количество биогенного сероводорода, но не останавливает процесс сульфат редукции полностью. Очевидно, что ингибитор МАРЗА-1 препятствуя размножению СРБ в питательной среде, не может полностью прекратить процессы их метаболизма
Список литературы Борьба с коррозией нефтегазопромыслового оборудования в условиях бактериального заражения
- Семенова. И.В., Флорианович Г.М., Хорошилов А.В. Коррозия и зашита от коррозии. М. Физматлит., 2002, с.335.
- Вигдорович В.И., Шаль Н.В., Крылова А.Г. Особенности атмосферной коррозии металлов Вестник Тамбоского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2001. Т.6. №3. С.279-289
- Семенов С.А., Гумаргалиева К.З., Зайков Г.Е. Характеристики процессов и особенности повреждения материалов техники микроорганизмами в условиях эксплуатации. / Вестник МИТХТ им. М.В.Ломоносова 2008. Т.3. №2. С.1-21
- Алехова Т.А., Александрова А.В., Загустина Н.А., Новожилова Т.Ю., Романов С.Ю. Микроскопические грибы на российском сегменте международной космической станции // Микология и фитопатология. 2009. Т.43. № 5. С.377.
- Герасименко А.А., Матюша Г.В., Андрюшенко Т.А. Микробная коррозия и защита от нее //Коррозия: материалы и защита. 2003.№1. с.37-41
- Гоник А.А. Динамика и предупреждение нарастания коррозийности сульфатсодержащей пластовой жидкости в ходе разработки нефтяных месторождений. // М.: Защита металлов. 1998. Т.34. № 6. С.656-600.
- Гориденко Н.Н. Влияние физико-химических факторов на биокоррозию стали в присутствии накопительной культуры сульфатвосстанавливающих бактерий // Дис.канд.тех.наук. М.: АТИ им. И.М.Губкина. 1994. 128 С.
- Morris W., Foster Rase, Ethnicity and Genomics Social Classifications as Proxies of Biological Heterogeneity Genome Res / W.Morris and R.Richard // Microbiol.2002.V.12.P.844-850.
- Martens C.S. Berner Methane production in the interstitial waters of sulfatedepleted marine sediments/C.S.Martens and R.A.Berner // Science.1974. V.185. P.167-169.
- Липович Р.Н., Низамов К.Р., Асфандияров Ф.С., Гоник А.А., Гетманский М.Д. Методы борьбы с образованием сероводорода нефтяных пластах и микробиологической коррозией. // Методы определения биостойкости материалов. М.: ВНИИСТ. 1979. С.60.
- Дубинская Е.В., Вигдорович В.И., Цыганкович Л.Е. Ингибиторная защита стали в сероводородных средах// Вестник ТГУ, Т.18. вып.5.2013. с.2814-2822.
- Литвиненко С.Н. Защита нефтепродуктов от действия микроорганизмов. М.: Химия, 1977. 143 с.
- Козлова И.А., Контева Ж.П., Пурин Л.М., Андреюк Е.И., Погребова И., Туовинен О.Х. Микробная коррозия и защита подземных металлических сооружений // Практика противокор-розионной защиты.1999. № 3. С. 21-27.
- Postgate J.R. The sulphate reducing bacteria/ Postgate L.R. - 2nd.ed.Cambridge: CambridgeUniversity Press.1984/-9/1208
- Цыганкова Л.Е. Бактерицидное действие ингибитора коррозии ИНКОРГАЗ-ИТД по отношению к сульфатредуцирующим бактериям // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т.17. №4. С.1138-1142.