Борьба с коррупцией. Отечественный и зарубежный опыт

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142197498

IDR: 142197498

Текст статьи Борьба с коррупцией. Отечественный и зарубежный опыт

Коррупция имеет столь же древнюю историю, как и ее среда — государство. Еще во II в. до н.э. в древнеиндийских Законах Ману говорилось о том, что чиновники «бывают порочными, стремящимися к захвату чужой собственности» и «злонамеренному вымогательству денег».

Международные исследования коррупции показывают, что формы ее проявления в разных странах весьма схожи. Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновни-ки, а предприниматели.

К сожалению, ни одна страна не может считать себя застрахованной от корруп- ции. Так, в 1994 г. Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих — ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти 2 миллиона долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против пяти ревизоров-взяточников из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Затем разразилось еще два скандала.

Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане.

В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по проблемам борьбы с коррупцией. По представленным там материалам во многих крупных городах ФРГ прокуратуры заняты расследованием зафиксированных случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более тысячи, в Мюнхене — около 600, в Гамбурге — около 400, в Берлине — около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти 3 тысячи случаев взяточничества. В 1994 г. перед судом оказались почти 1,5 тысячи человек, а в 1995 — более 2 тысяч, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно незаконно «купить» право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей [3].

Время от времени мы становимся свидетелями крупных коррупционных скандалов, герои которых — лидеры ведущих держав мира и высшие руководители уважаемых международных организаций.

С начала 1990-х годов международное сообщество начало уделять этой сложной и серьезной проблеме особое внимание.

Она стала предметом региональных и межрегиональных встреч и конференций, речей в ООН, центральным вопросом избирательных и иных политических кампаний. В 1996 г. проблема специально обсуждалась на ежегодной сессии Всемирного банка и МВФ. С тех пор и в рамках отдельных стран, и на международном уровне были приняты многочисленные законодательные акты и административные меры, призванные хотя бы ограничить масштабы этого социально гибельного бедствия. В 1999 г. на октябрьской конференции министров стран «восьмерки» за коррупцией окончательно закрепился статус одной из глобальных проблем современности (наряду с загрязнением окружающей среды, углублением экономического и социального расслоения человечества, демографическим кризисом и т.п.).

В одном из своих бюллетеней международная общественная организация «Transparency International» (далее — Т1), цель которой оказание сопротивления коррупции на международном и национальных уровнях и в бизнесе, утверждала: «Она (коррупция) стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам». Исследования, проведенные национальными филиалами Т1, показали, что «коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране». Опубликованный Transparency International Индекс восприятия коррупции за 2010 год демонстрирует поразительную корреляцию. Из 178 внесенных в рейтинг стран в нижние 20% попали, среди прочих, Пакистан, Иран, Ливия, Россия, Венесуэла, Ирак и Афганистан [4].

Очень трудно провести сравнительный анализ уровня коррупции по различным странам. Фактические данные, такие как число уголовных дел или судебных приговоров, по различным странам не отражают реального уровня коррупции, они являются, скорее, показателем качества работы правоохранительных органов, судов и средств массовой информации по выявлению коррупции. Следует учитывать, что, по данным ученых, изучающих проблемы коррупции, из 22 тыс. фактов коррупции выявляется лишь один.

Задача борьбы с коррупцией является на сегодняшний день острейшей для нашего общества.

Дмитрий Медведев, вскоре после того как был выбран на пост главы государства в 2008 году, назвал коррупцию национальной проблемой. С тех пор о важности искоренения этой проблемы стали особенно много говорить на международных конференциях, признав, что она является одним из основных барьеров для привлечения в страну иностранного капитала.

Сенаторы одобрили закон, по которому за взятку полагается штрафовать вплоть до 100-кратной суммы, президент инициировал реформу МВД, в результате которой, в том числе, полиция должна была стать честной и неподкупной, а премьер-министр даже призвал "бить по морде", чтобы "ни у кого не возникло желания разевать рот на народные деньги" [3].

Однако по сравнению с 2008 годом, когда Дмитрий Медведев объявил коррупции бой, в России ситуация не сильно изменилась. Со 147-го места в 2008 году в рейтинге Transparency она даже сползла на строчку вниз.

Общественная палата, созданная в 2006 году как посредник между гражданами и органами государственной власти, обнародовала доклад об эффективности антикоррупционных мер в России.

Подводя итоги текущего года, организация констатировала, что больше всего жалоб от граждан через «горячую линию» палаты «Стоп коррупция» поступило на суды (30% обращений), прокуратуру и Следственный комитет (15%), а также на полицию (15%). 27% сообщений поступило в адрес органов местного самоуправления, 3% — на Федеральную службу исполнения наказаний; 10% жалоб попало в категорию «прочие». Основными темами обращений стали: игнорирование правоохранительными органами жалоб на коррупцию, вымогательство путем вменения несовершенных правонарушений, нарушения при распределении ограниченных ресурсов (квартиры, земля и пр.), вопросы регистрации по месту жительства, коррупция в социальной сфере (ЖКХ, образование, медицина) [5].

Ученые говорят о коррупции в современном мире как о «явлении образующего порядка». Средства массовой информации ежедневно сообщают о ее вопиющих проявлениях. Причем не в отдельно взятой стране, а во всем мире. Во взяточничестве обвиняются бывшие премьер-министры и даже президенты ряда стран. Коррупционные скандалы разразились и в Международном олимпийском комитете. Коррупция — проблема межнациональная. Она свойственна всем странам, независимо от политического устройства и уровня экономического развития. Разница лишь в масштабах…

Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно и на всех уровнях.

С первого июля 2011 года в Великобритании в силу вступил Bribery Act (закон "О борьбе со взяточничеством"), по которому британские компании, а также иностранные фирмы, работающие в Великобритании, не имеют права брать или давать взятку. Взяточничество считается уголовно-наказуемым преступлением. Размер штрафа для признанных виновными - безграничен. Максимальный срок заключения - 10 лет.

Деятельность американских компаний регулируется законом "О борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности" от 1977 года. По нему американские компании, а также иностранные компании, работающие в США, не имеют права давать взятку официальному лицу. Закон определяет понятие "официального лица", под которое, например, подпадают и врачи, работающие в государственных клиниках.

С 1 мая 2011 года в Китае были приняты поправки к закону, по которому взя- точничество, как и в британском законодательстве, считается уголовно-наказуемым преступлением, за которое можно получить реальный срок на 10 лет. Ранее под рассмотрение Уголовного кодекса в Китае попадали только случаи подкупа китайских официальных лиц. 10 лет тюрьмы -это еще не самое строгое наказание за взяточничество в Китае. Когда речь идет о крупных суммах или о пособничестве в контрабанде, то обвиняемого могут приговорить к смертной казни [3].

Международная торговая палата (ІСС) разработала правила по борьбе с коррупцией в ответ на призыв большой двадцатки (G20) искоренить это явление. Новые правила определят ряд норм, которыми должны будут руководствоваться компании для прекращения взяточничества и вымогательства.

По оценкам Всемирного банка, коррупция приводит к снижению ежегодного экономического роста почти на 1%, в то время как МВФ сообщает, что инвестиции в коррумпированных странах снижаются минимум на 5% по сравнению со странами, которые являются относительно свободными от коррупции [5].

Большая двадцатка настаивает на необходимости ратификации Конвенции ООН против коррупции (UNCAC) и принятии других законов, направленных на прекращение взяточничества и коррупции, а также усилении корпоративных усилий в борьбе с этим негативным социальным явлением. ICC призывает лидеров большой двадцатки сотрудничать со странами, не входящими в ее состав, и содействовать ратификации и введению в действие UNCAC на их территории.

Правила ІСС по борьбе с коррупцией, подготовленные комиссией ІСС по ответственности юридических лиц и борьбе с коррупцией, вводят единые правила для бизнеса в борьбе с коррупцией, которые отвечают всем требованиям UNCAC.

Универсальные правила могут использоваться бизнесом как метод саморегуляции вместе с уже существующими национальными законами и международными конвенциями. Последняя редакция правил состоит из 3 частей: первая содержит общие вопросы (определение взяточничества, подкупа и т.д.); вторая часть касается корпоративных правил относительно политических взносов, подарков и гостеприимства, вознаграждений за упрощение формальностей; третья - очерчивает главные элементы программы корпоративного регулирования.

К сожалению, абсолютная победа над коррупцией невозможна. На фоне развивающейся коррупции развивается в обществе ненависть к стране, неповиновение законам, аморальность, неуважение окружающих к своей работе, недоверие партнеров, соответственно растет количество уголовно наказуемых преступлений.

Именно поэтому борьба с коррупцией сегодня является приоритетной задачей во всем мире. Надо подойти к решению этой проблемы комплексно, сделать ее общенациональной культурой всех и каждого. Нужно, чтобы каждый из нас перестроил свое мышление, начал жить, руководствуясь цивилизованными принципами. Ведь законы будут эффективно работать только тогда, когда мы будем готовы их исполнять.

Список литературы Борьба с коррупцией. Отечественный и зарубежный опыт

  • Бунич А.П. и др. Теневая экономика. -М.: Экономика, 2007.
  • Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. -М.: МОНФ, 2005.
  • http://www.bbc.co.uk/russian/business/2011/11/11>.
  • http://www.kommersant.ua/news.
Статья