Брачный договор в семейном законодательстве России и Израиля: сравнительно-правовой анализ
Автор: Белкин И.Я.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Гражданско-правовое регулирование общественных отношений
Статья в выпуске: 1 (19), 2011 года.
Бесплатный доступ
Семейные отношения, их правовое регулирование является одной из важных функций любого государства. В рекомендуемой статье дается сравнительно-правовой анализ семейного законодательства о брачном договоре в Российской Федерации и Израиле, а также их особенности.
Регулирование семейных отношений, брачный договор, имущественные отношения супругов
Короткий адрес: https://sciup.org/142178551
IDR: 142178551
Текст научной статьи Брачный договор в семейном законодательстве России и Израиля: сравнительно-правовой анализ
Правовое регулирование семейных отношений является одной из функций любого государства.
В Российской Федерации нормы права, связанные с семейными отношениями, объединены в Семейном кодексе Российской Федерации (далее – СК РФ) [1]. В Израиле не только семейные отношения, но и другие отрасли права не кодифицированы. Особенность регулирования семейных отношений в Израиле состоит в том, что здесь «существуют две параллельные системы права – религиозное и светское право. Религиозное право – это еврейская, мусульманская и христианская системы религиозных правил, действующих в отношении представителей соответствующих религиозных конфессий. Светское право – законы, правила и судебные прецеденты, созданные государственными органами Израиля» [2].
Что же касается имущественных отношений между супругами, а также правил, относящихся к брачному договору, то Кнессетом (законодательный орган государства Израиль, парламент) в 1973 г. принят специальный закон «Об имущественных отношениях между супругами» (далее – Закон Израиля) [3].
В настоящей статье сделана попытка дать некоторый сравнительно-правовой анализ Российского и Израильского законодательств о брачном договоре.
В СК РФ нормы, регулирующие брачный договор, закреплены в гл. 8, именуемой «Договорный режим имущества супругов». Из анализа норм СК РФ, а также норм Закона Израиля можно сделать вывод о целях брачного договора, а именно: целью брачного договора является закрепление в нем имущественных прав и обязанностей супругов в период брака и, кроме того, избежание споров о разделе имущества в случае его расторжения.
Преимущество оформления брачного договора (имеется в виду перед парами, находящимися в браке, но не заключившими брачный договор) состоит в том, что, как правило, он составляется тогда, когда брачующиеся хорошо относятся друг к другу, а в будущем он помогает им избежать многих проблем.
По правилам СК РФ и Закона Израиля брачный договор может быть оформлен как до заключения брака, так и в любое время в период брака (ст. 41 СК РФ, ст.1–2 Закона Израиля).
В соответствии с п. 2 ст. 41 СК РФ брачный договор, заключенный как до государственной регистрации, так и в период брачных отношений, оформляется в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Следует отметить, что брачный договор, заключенный до регистрации брака, вступает в силу со дня государственной регистрации брака (п. 1, абз. 2 ст. 41 СК РФ).
Отличительной особенностью норм Закона Израиля (от норм СК РФ) в отношении лиц, уже состоящих в браке, является то, что брачный договор должен быть оформлен не только в письменной форме, но и утвержден судом по семейным делам или раввинатским (религиозным) судом (п. 1 ст. 2 Закона Израиля). Присутствие сторон в суде при рассмотрении брачного договора является обязательным. Суд должен убедиться, что договор является результатом свободного волеизъявления сторон и что супруги понимают его смысл и юридические последствия (п. 2 ст. 2 Закона Израиля).
Брачный договор, составленный перед вступлением в брак или непосредственно в момент заключения брака, может быть утвержден также лицом, осуществляющим регистрацию брака (например, раввином). В этом случае полномочия раввина приравниваются к полномочиям суда.
Брачный договор, оформленный перед вступлением в брак, может быть заверен нотариусом в соответствии с законом о нотариате. В данном случае нотариус исполняет функции суда и обязан удостовериться, что лица, вступающие в брачные отношения, понимают содержание договора и заключают его по обоюдному согласию (п. 3 ст. 2 Закона Израиля).
Закон Израиля «Об имущественных отношениях между супругами» прежде всего регулирует имущественные отношения супругов, вступивших в брак после 1 января 1974 г. Его основу составляют правила о том, что все имущество супругов, приобретенное ими в период совместного проживания, считается их совместным имуществом, принадлежащим им в равных долях.
Этим правом на получение половины совместно нажитого имущества супруги могут воспользоваться только в момент прекращения брака вследствие развода или смерти одного из супругов (ст. 4, 5, 6 Закона Израиля). Ст. 4 Закона Израиля гласит, что заключение брака или его существование само по себе не является основанием для раздела имущества. Правом на получение половины всего совместно нажитого имущества каждый из супругов может воспользоваться только в случае развода (ст. 5 Закона Израиля). Сам же порядок раздела имущества (его оценка) определен ст. 6 Закона Израиля.
В брачном договоре будущие или уже состоящие в браке супруги вправе отступить от общих правил Закона Израиля. В нем они могут определить порядок управления и пользования и имеющимся имуществом, и тем, которое появится у них в будущем, а также порядок извлечения и распределения доходов от имущества и их другой деятельности.
Брачный договор не статичен, он может быть изменен либо дополнен по обоюдному согласию сторон. Изменение либо дополнение должно быть утверждено судом по семейным делам.
Важным правилом Закона Израиля является то, что в брачном договоре будущие супруги и лица, уже вступившие в брак, вправе определить размер раздела совместно нажитого имущества только на случай прекращения брака вследствие развода. Причем размер определен как половина совместно нажитого имущества.
В соответствии с абз. 3 ст. 42 СК РФ супруги вправе в брачном договоре самостоятельно определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Иными словами, закон не предписывает супругам определять в брачном договоре объем (размер) имущества, который каждая из сторон может получить при расторжении брака (как это закреплено в Законе Израиля). Это право предоставлено самим сторонам.
Кроме правила о разделе имущества в случае развода, в брачном договоре супруги могут: решить вопрос как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества; определить свои права и обязанности по взаимному содержанию имущества; определить способы участия в доходах друг друга; установить порядок несения каждым из них семейных расходов; включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений сторон.
Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, стороны имеют право ограничить определенными сроками или ставить их в зависимость от наступления определенных условий (абз. 2, 3, а также п. 2 ст. 42 СК РФ).
Как по СК РФ, так и по Закону Израиля брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению сторон. Причем соглашение об изменении или расторжении брачного договора должно быть совершено в том же порядке и в той же форме, что и сам брачный договор.
Весьма заметным явлением в Израиле в последние годы можно считать распространение так называемого фактического супружества [4]. Также супружеские отношения в Израиле именуются еще как «гражданские супруги» (или дословно «супруги, известные в обществе») [5].
Независимо от названия, это лица, проживающие вместе, но не желающие оформить брак по религиозным законам и традициям, признаваемым государством, а также не имеющие возможности зарегистрировать брак в пределах государства, что, как правило, касается смешанных пар (отсутствует законодательная база). Сущность такого супружества, как пишет А. Аптекман, определил в прецедентном решении Верховного суда Израиля судья Берензон, а именно: «Имеются тут два основных элемента: супружеская жизнь и ведение совместного домашнего хозяйства. Первый элемент состоит из интимных отношений мужа и жены, привязан-
Брачный договор в семейном законодательстве России и Израиля: сравнительно-правовой анализ ности и верности, показывающих, что они связали судьбы друг с другом. Второй элемент – ведение совместного домашнего хозяйства, причем не просто ведение совместного хозяйства для удобства или личных нужд, а ведение совместного хозяйства, естественно проистекающего из семейной жизни мужа и жены, связавших свои жизни…» [6].
При фактическом супружестве нередко возникает вопрос о режиме совместно нажитого или раздельного имущества. В сложившейся ситуации судебная практика Израиля идет по пути расширения прав фактического супружества в имущественных отношениях: «…Одним из вариантов такого рода отношений является договор между фактическими супругами, … который должен быть утвержден судом…» [7].
Заключив такой договор, утвержденный судом, фактические супруги имеют полную возможность избежать споров по поводу имущества, а также избежать в будущем судебных дел.
Российским семейным законодательством признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Закон запрещает любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 2 и 4 СК РФ). Названные правовые нормы свидетельствуют о том, что государство правовыми средствами создает благоприятные условия для создания семьи. Несмотря на это в России около половины всех пар проживают в гражданском браке [8].
Судебная практика при рассмотрении имущественных споров лиц, состоящих в гражданском браке, твердо придерживается норм закона о том, что только зарегистрированный брак порождает юридические последствия. Поэтому в случае споров этих лиц о совместно нажитом имуществе суды не признают никакие договоры (письменные или устные), а также свидетельские показания, и отказывают в исках.
Как было сказано, прецедентное решение Верховного Суда Израиля создало правовую основу, открывающую возможность лицам, состоящим в фактических брачных отношениях и заключивших имущественный договор (утвержденный судом), в необходимых случаях регулировать имущественные отношения как самостоятельно, так и через суд.
В связи с тем что правовая система России не базируется на прецедентных решениях Верховного Суда РФ, законодателю (Государственной Думе РФ) придется в будущем решать вопрос об имущественных отношениях лиц, состоящих продолжительное время в гражданском браке.
-
1. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2008.
-
2. Аптекман Н. Семейное право в Израиле. Герцлия, 2007. С. 4.
-
3. Свод Законов Израиля // Бюллетень №712. 1973. Ст. 267.
-
4. Канер И., Альтман А. Брачный контракт. Правовые аспекты // Независимый еженедельник «Мост». 2004. №246.
-
5. Аптекман А. Семейное право в Израиле. Герцлия, 2007. С. 14–15.
-
6. Там же. С. 14–15.
-
7. Канер И., Альтман А. Указ. соч.
-
8. Милованова А., Колесниченко А. Новые вести. Без фаты и колец // Луч. 2009. 13 апр. С. 95.
Список литературы Брачный договор в семейном законодательстве России и Израиля: сравнительно-правовой анализ
- Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2008.
- Аптекман Н. Семейное право в Израиле. Герцлия, 2007. С. 4.
- Свод Законов Израиля//Бюллетень №712. 1973. Ст. 267.
- Канер И., Альтман А. Брачный контракт. Правовые аспекты//Независимый еженедельник «Мост». 2004. №246.
- Аптекман А. Семейное право в Израиле. Герцлия, 2007. С. 14-15.
- Аптекман А.//Там же. С. 14-15.
- Канер И., Альтман А.//Указ. соч.
- Милованова А., Колесниченко А. Новые вести. Без фаты и колец//Луч. 2009. 13 апр. С. 95.