Бронзовые птицы из жертвенных ям Саньсиндуя

Автор: Варенов Андрей Васильевич, Гирченко Екатерина Александровна

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Исследования

Статья в выпуске: 10 т.14, 2015 года.

Бесплатный доступ

Представлена одна из наиболее интересных черт культуры Саньсиндуй, относящейся к эпохе бронзы и распространенной в пров. Сычуань (КНР), - бронзовые изображения птиц, встреченные в жертвенной яме JK2 на эпонимном памятнике. Их можно объединить по внешнему виду (видовой принадлежности) в несколько групп: 1) птицы с прямым длинным клювом и пышным хохолком; 2) птицы с хищным крючковатым клювом и коротким гребнем; 3) птицы с изогнутым клювом и пышным оперением; 4)«птицы с человеческим лицом». Отдельно, вне выделенных групп, оказывается реалистичное изображение петуха. Исходя из относительной датировки предметов, на которых монтировались разные виды птиц, более ранними следует признать птиц с изогнутым клювом и пышным оперением и «птиц с человеческим лицом». Более поздними, соответствующими III и IV стадиям эволюции бронзовых сосудов и бронзовым деревьям № 2 и 1, оказываются хищные птицы с крючковатым клювом и коротким гребнем и птицы с длинным прямым клювом и пышным хохолком. По аналогии способа крепления относительно поздним должно быть и изображение петуха.

Еще

Китай, бронзовый век, культура саньсиндуй, пров. сычуань, жертвенные ямы, бронзовые изображения птиц, классификация, относительная хронология

Короткий адрес: https://sciup.org/147219258

IDR: 147219258

Текст научной статьи Бронзовые птицы из жертвенных ям Саньсиндуя

Саньсиндуй – своеобразная культура эпохи развитой бронзы на равнине Чуаньси, в окрестностях г. Чэнду, административного центра пров. Сычуань в КНР. Яркую самобытность ей придает наличие бронзовой скульптуры, в том числе антропоморфных голов, масок и мас-коидов, найденных в двух жертвенных ямах на эпонимном памятнике. Приоритетное внимание китайские и зарубежные исследователи (включая и авторов данной статьи) как раз и уделяли антропоморфным изображениям – своеобразной «визитной карточке» культуры Саньсиндуй [Варенов, Гирченко, 2012, 2013; Комиссаров, Гирченко, 2012]. Между тем зооморфные образы Саньсиндуя оставались как бы «в тени». В более ранней по времени первой жертвенной яме (JK1) встречено всего пять изображений животных: два тигра и три дракона [Варенов, Гирченко, 2014б]. В отличие от нее, во второй яме (JK2) среди зооморфных образов преобладают птицы и птицеподобные существа. Именно их рассмотрению и посвящена данная статья. Предполагается разработать классификацию и наметить относительную хронологию бронзовых изображений птиц из Саньсиндуя.

научной деятельности

Бронзовые птицы и орнитоморфные существа

Китайские исследователи при анализе материалов из жертвенных ям Саньсиндуя описывали интересующие нас изделия в категориях «птицы», «украшения в форме птиц» и индивидуально, вне категорий (фигурка петуха и очень крупная голова хищной птицы) [Саньсин-дуй…, 1999. С. 332–334]. Кроме того, в рамках иных категорий у них оказались те изображения, которые монтировались на бронзовых сосудах, моделях деревьев и других предметах, составляя с ними одно целое. Стараясь по возможности придерживаться разработанной китайскими археологами типологии, мы рассмотрим эти находки.

Птицы – 5 экз., делятся на пять типов.

Тип А [Обр. К2(3):193–1] – 1 экз. Голова крупная, с очень большим хохолком из перьев, круглый глаз, длинный и острый клюв, довольно маленькие крылья, длинный, свешивающийся хвост. Голова, шея и передняя часть грудки покрыты изображениями перьев, напоминающих чешую, внешняя сторона ноги украшена спиралями. Ноги и хвост частично повреждены. Ширина – 19,2 см, высота – 34 см (рис. 1, 1 ; 2, 1 ).

Тип В [Обр. К2(3):193–2] – 1 экз. Два выпуклых круглых глаза, острый клюв, короткая шея, довольно маленькие крылья. Хвост тоже короткий, все тело покрыто изображениями перьев, напоминающих чешую, нижняя часть туловища частично повреждена. Ширина – 4,5 см, высота – 5,2 см (рис. 1, 4 ).

Тип С [Обр. К2(3):193–9] – 1 экз. Сохранилась лишь голова со свешивающимся назад гребнем, длинным изогнутым клювом с отверстием на конце, с обеих сторон гребня в макушке птичьей головы – прямоугольные прорези. Ширина – 11,4 см, высота – 7,4 см (рис. 3, 6 ).

Тип D [Обр. К2(3):301–3] – 1 экз. Приподнятая голова птицы с большим глазом и острым изогнутым клювом с круглым отверстием на его конце слегка вытянута вперед, длинные крылья и хвостовые перья задраны вверх. На спине птицы вздымается «крыло», низ которого загибается крючком, а верх разделяется на три отростка с окончаниями «в форме персика», в каждом из которых по круглому отверстию. Птица стоит на круглом полом основании с выпуклой грибообразной верхней частью и четырьмя отверстиями ниже нее. Хохолок на голове и хвост частично повреждены. Ширина – 15,4 см, высота – 27,8 см (рис. 1, 12 ; 4, 1 ).

Тип Е [Обр. К2(3):239–1] – 1 экз. Клюв острый, изогнутый, хвост задран вверх. И крылья, и хвостовые перья птицы направлены и вверх, и вниз, как будто она парит в воздухе. На голове два хохолка, длинный и короткий. Окончания перьев хохолка, крыльев и хвоста оформлены «в виде персика» с круглым отверстием в каждом. Низ тела птицы, крылья и хвост частично повреждены. Ширина – 11,6 см, высота – 7,2 см (рис. 1, 9 ).

Украшения в форме птиц – 8 экз., делятся на шесть типов, но реально к птицам из них относятся только первые два. Отличаются от категории «птицы» тем, что это не объемная скульптура, а плоские отливки с рельефом.

Тип А [Обр. К2(3):193–4] – 1 экз. Голова птицы большая, с двойным хохолком и слегка изогнутым крупным клювом, в который вставлено колечко. Острые концы крыльев крючком загнуты вперед, хвостовые перья торчат высоко вверх, по форме напоминая ножи. Одна нога и хвост частично повреждены. Ширина – 6,5 см, высота – 9 см (рис. 1, 8 ).

Тип В [Обр. К2(2):70–9] – 1 экз. Голова птицы большая, на конце крупного, загнутого вниз крючком клюва есть отверстие. На клюве, макушке головы и хвосте расположены в ряд торчащие высоко вверх ножевидные перья. Ширина – 7 см, высота – 13,1 см (рис. 1, 7 ).

Бронзовый петух на квадратном основании [Обр. К2(3):107] – 1 экз. Изображен реалистично, с высоко поднятой головой, вытянутой шеей и пышным хвостом. Ширина стороны основания – 2,5 см, длина петуха – 11,7, общая высота – 14,2 см (рис. 1, 5 ; 2, 2 ).

Крупная голова хищной птицы с узким, закручивающимся на конце вверх гребешком, большим глазом, крючковатым клювом [Обр. К2(2):141] – 1 экз. Щель изогнутого клюва и окружность глаза окрашены киноварью. У нижнего края овального в сечении изделия три круглых отверстия. Длина – 38,8 см, ширина – 19,6, общая высота – 40,3 см (рис. 3, 5 ; 5, 1 ).

Рис. 1. Бронзовые птицы Саньсиндуя: 1 – птица типа A; 2 – птица на плечике чарки цзунь ; 3 – колокольчик типа F; 4 – птица типа B; 5 – петух; 6 – птица для «дерева духов» № 3; 7 – украшение в форме птицы типа B; 8 – украшение в форме птицы типа A; 9 – птица типа E; 10 – «птица с человеческим лицом»; 11 – птица для «дерева духов» № 2; 12 – птица типа D. Все – один масштаб. Рис. 1, 3, 6 приводятся по: [Саньсиндуй…, 1999]; масштабирование рисунков и компоновка таблиц выполнены А. В. Вареновым

Рис. 2. Бронзовые птицы Саньсиндуя: 1 – птица типа A; 2 – петух. Разный масштаб Рис. 2, 4, 5 приводятся по: [Чэнь Дэань, 2000]

Рис. 3. Бронзовые птицы Саньсиндуя: 1 – птица типа A; 2 – птица для «дерева духов» № 2; 3 – птица типа D; 4 – коническое основание с птичьими лапами наверху; 5 – крупная бронзовая голова; 6 – птица типа C; 7 – «небесный чертог» из «священного алтаря». Все – один масштаб

Рис. 4. Бронзовые птицы Саньсиндуя:

1 – птица типа D; 2 – птица для «дерева духов» № 3; 3 – «птица с человеческим лицом» Все – разный масштаб

Сидящая птица для большого « дерева духов » – 1 экз. [Обр. К2(2):194–1]. У птицы хищно изогнутый крючком клюв с прорезью на конце, небольшой гребень, полая голова, задранный вверх хвост с прорезными перьями, крылья коротко обломаны. Высота 21,4 см (рис. 1, 11 ; 3, 2 ). По форме и исполнению похожа на птицу с большого «дерева духов № 2», только у той крылья расправлены [Саньсиндуй…, 1999. С. 219–221]. Такие же птицы сидят и на плодах большого «дерева духов № 1».

Плоды с сидящими на них птицами – 10 экз. На плоде [Обр. К2(2):213] закреплена птица с большой головой с тремя торчащими над ней перьями, на концах которых есть по маленькому отверстию (рис. 1, 6 ; 4, 2 ). У птицы изогнутый клюв с прорезью, в который вставлена бронзовая проволочка. Хвост распущен, вверх и вниз отходят по три пера с отверстиями на концах, в отверстия опущенных вниз перьев вдеты бронзовые проволочки, завязанные в виде восьмерки. Высота – 8 см, ширина – 4,5 см [Там же. С. 225–227].

« Птицы с человеческим лицом » – 2 экз. На плодах бронзового дерева с витыми ветвями сидят, как выразились китайские археологи, «птицы с человеческим лицом» [Там же. С. 221]. Макушка головы ровная, без хохолка, с надетым головным убором, лицо закрыто маской, квадратные щеки, большие глаза, высокий нос, оттопыренные уши. Тело птиц короткое, у них широкие крылья, перья хвоста загнуты вверх и вниз, причем верхние перья обломаны, на концах нижних перьев есть петельки (рис. 1, 10 ; 4, 3 ; 6, 2 ).

Фрагмент священного алтаря [Обр. К2(3):296]. В верхней части расположен так называемый « небесный чертог », представляющий собой прямоугольную в плане постройку под четырехскатной крышей [Там же. С. 232]. Прямо по центру ее фронтона отлита фигура с птичьим телом, «человеческим» лицом (вернее, маской) и узкими изогнутыми крыльями. В JK2 встречена целая серия крупных плоских бронзовых маскоидов, дополнявших резные или живописные изображения такого же птицечеловека на стенах реального храма, остатки которого захоронены во второй жертвенной яме [Варенов, Гирченко, 2013. С. 24–26, 29–30]. На каждом из четырех углов крыши «небесного чертога» расположено по хищной птице с загнутым крючковатым клювом, в котором прорезано маленькое отверстие. Птицы сидят, опираясь на вертикально свисающие вниз хвосты и острые когти, их крылья взметнулись вверх, а тела покрыты напоминающими чешую узорами, изображающими перья (рис. 3, 7 ; 6, 1 ).

Фрагмент плечика чарки цзунь с сидящей на нем птицей с хохолком на голове [Обр. К2(3):23]. У птицы круглые глаза с выпуклыми зрачками, длинный прямой клюв и высокая шея, украшенная волнистым орнаментом. Высота птицы – 13,3 см (рис. 1, 2 ) [Там же. С. 252].

Рис. 5. Бронзовые птицы Саньсиндуя:

1 – крупная бронзовая голова; 2 – колокольчик типа F Разный масштаб

Рис. 6. Бронзовые птицы Саньсиндуя:

1 – «небесный чертог» из «священного алтаря»; 2 – «птица с человеческим лицом» Все – один масштаб

Колокольчики – 43 экз., делятся на девять типов, в том числе тип F в виде птицы [Обр. К2(2):103–8] – 1 экз. Тело колокольчика оформлено как голова и покрытые узором перьев крылья хищной птицы. У нее крючковатый клюв, большой глаз, маленький хохолок, на макушке округлая петелька для подвешивания, в которую вдета цепочка в виде восьмерки. Ширина колокольчика – 8,1 см, высота – 14 см (рис. 1, 3 ; 5, 2 ) [Саньсиндуй…, 1999. С. 293].

Классификация и относительная хронологияптиц Саньсиндуя

Все рассмотренные бронзовые изображения птиц из жертвенной ямы JK2 можно объединить по внешнему виду (видовой принадлежности) в несколько групп: 1) птицы с прямым длинным клювом и пышным хохолком (тип A, тип B и птица на плечике сосуда цзунь ); 2) птицы с хищным крючковатым клювом и коротким гребнем (тип C, птицы с «больших деревьев духов», колокольчик типа F и крупная бронзовая голова хищной птицы); 3) птицы с изогнутым клювом и пышным оперением (тип D, тип E, сидящие на цветах птицы и украшения в форме птиц типов A и B); 4) «птицы с человеческим лицом» («малое дерево духов» с витыми ветвями и «небесный чертог» в священном алтаре). Отдельно, вне выделенных групп, оказывается реалистичное изображение петуха.

Почти все фигурки птиц (может быть, кроме колокольчика типа F) первоначально входили в состав каких-то композиций. Ноги птицы типа A с прямым клювом и пышным хохолком обломаны (рис. 3, 1 ), однако среди находок из второй жертвенной ямы Саньсиндуя встречено коническое основание в виде колокольчика [Обр. К2(3):55], к которому она могла бы крепиться (рис. 3, 4 ). В середине верхней части основания («ручки» колокольчика) – круглая выпуклая втулка. Выше втулки – плод с четырьмя лепестками, украшенными поясками меандров. На расположенном в центре композиции плоде – остатки птичьих лап с когтями. Диаметр основания – 22,8 см, сохранившаяся высота – 34 см. Следует подчеркнуть, что все другие относительно крупные изображения птиц из JK2, соответствующие по размерам данному основанию, сохранили свои лапы на месте (рис. 3, 2 , 3 ).

Птицы с хищным крючковатым клювом и коротким хохолком крепились на «больших деревьях духов». Всего на первом «дереве» смонтировано девять птиц, на ветвях второго – одна, и еще одна найдена отдельно. Если считать, что на ветвях второго «дерева духов» хищных птиц было тоже девять, то как минимум семь из них полностью или частично утрачены. Обломанная голова (птица типа C) – просто фрагмент одной из них (ср. рис. 3, 2 и 3, 6 ). Отлитая отдельно голова хищной птицы являлась бронзовой накладной деталью крупной, скорее всего, ростовой скульптуры на деревянной основе, так же как и бронзовые антропоморфные головы, о чем свидетельствует сопоставимость их абсолютных размеров [Варенов, Гирченко, 2012. С. 18]. В пользу данного предположения говорят и небольшие круглые отверстия у основания птичьей головы, служившие для фиксации ее на месте штифтами.

Небольшие птицы с изогнутым клювом и пышным оперением сидят на плодах, которые служили накладными бронзовыми деталями «большого дерева духов» № 3, выполненного на деревянной основе. Аналогичным образом использовались и сидящие на плодах «птицы с человеческим лицом», только в их случае бронзовые ветви сохранились почти целиком, являясь частью гипотетически реконструируемого «дерева духов» № 3 [Варенов, Гирченко, 2015. С. 18–20].

Птица типа D с изогнутым клювом и пышным оперением стоит на грибовидном навершии с внешним диаметром по низу около 5 см и с четырьмя отверстиями для фиксации, которое могло венчать как ствол одного из больших бронзовых деревьев, так и специальную подставку, конструктивно аналогичную рассмотренному выше коническому основанию. Например, внешний диаметр нижней части ствола дерева № 2, в конструкции которого широко применялись отверстия для соединительных штифтов, составлял чуть меньше 8 см, а значит, внутренний диаметр был порядка 6 см, и должен был сужаться к не сохранившейся верхней части ствола.

Что касается способа размещения фигурки бронзового петуха, то в литературе уже высказывалось мнение о возможности ее крепления на верхушке одного из «больших деревьев духов» [Комиссаров, 2010. С. 127], равно как и сомнения в правомерности такой реконструк- ции [Варенов, Гирченко, 2009. С. 247–248; 2015. С. 21]. Хотелось бы обратить внимание на то, что петух стоит на квадратном основании со стороной около 2,5 см, что значительно меньше внутреннего диаметра круглого в сечении ствола дерева № 2 (см. рис. 1, 5). Использованный способ монтировки сильно напоминает крепление хищных птиц к ветвям (даже не к плодам!) того же большого дерева № 2 (см. рис. 1, 11). Будучи уникальным, а не серийным изделием, петух вполне мог венчать и специальную подставку, как и птица типа A.

Птица на плечике сосуда цзунь , напротив, далеко не единична. Такие фигурки (только без хохолка, который весьма редко получается при отливке массивных изделий) на III стадии технологической эволюции бронзовых сосудов Саньсиндуя маркировали места расположения литейных швов в районе плечиков чарок цзунь , а на IV стадии размещались еще и на лбу прилитых к плечикам сосудов бычьих (или бараньих) голов. На IV стадии птицы в местах расположения литейных швов появляются и на вазах лэй [Варенов, Гирченко, 2014а. С. 33–35]. Принципиальная технологическая разница между двумя категориями сосудов заключалась в том, что чарки цзунь отливались в трехсегментных формах, а вазы лэй – в четырехсегментных. Это означает, что на III стадии эволюции на каждой чарке цзунь размещалось по три птицы, а на IV – по шесть. На вазах лэй IV стадии оказывалось по четыре птицы (еще четыре могло быть на крышке).

Исходя из относительной датировки предметов, на которых монтировались разные виды птиц Саньсиндуя, более ранними следует признать птиц с изогнутым клювом и пышным оперением и «птиц с человеческим лицом». Более поздними, соответствующими III и IV стадиям эволюции бронзовых сосудов и бронзовым деревьям № 2 и 1, являлись хищные птицы с крючковатым клювом и коротким гребнем и птицы с длинным прямым клювом и пышным хохолком. По аналогии способа крепления с хищными птицами с «деревьев духов», относительно поздним должно быть и изображение петуха.

Список литературы Бронзовые птицы из жертвенных ям Саньсиндуя

  • Варенов А. В., Гирченко Е. А. Культовые бронзы Саньсиндуя и пути их семантической интерпретации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. Т. 15. С. 246-251.
  • Варенов А. В., Гирченко Е. А. Бронзовые головы из жертвенных ям Саньсиндуя и реконструкция деталей интерьера древних храмов // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 4: Востоковедение. С. 10-19.
  • Варенов А. В., Гирченко Е. А. Бронзовые маски, маскоиды и личины из жертвенных ям Саньсиндуя // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 4: Востоковедение. С. 19-30.
  • Варенов А. В., Гирченко Е. А. Бронзовые сосуды из жертвенных ям Саньсиндуя // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014а. Т. 13, вып. 4: Востоковедение. С. 26-39.
  • Варенов А. В., Гирченко Е. А. Зооморфные изображения в бронзах Саньсиндуя (по материалам изделий из жертвенной ямы № 1) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014б. Т. 20. С. 134-137.
  • Варенов А. В., Гирченко Е. А. Бронзовые деревья из жертвенных ям Саньсиндуя // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 4: Востоковедение. С. 13-23.
  • Комиссаров С. А. Мифы, воплощенные в бронзе (Об интерпретации археологических памятников культуры Саньсиндуй) // Китай и окрестности: Мифология, фольклор, литература. М.: РГГУ, 2010. С. 121-136.
  • Комиссаров С. А., Гирченко Е. А. Саньсиндуй: земля бронзовых исполинов // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 7: Археология и этнография. С. 82-90.
  • Саньсиндуй цзисыкэн [三星堆祭祀坑 ]. Жертвенные ямы Саньсиндуя. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1999. 628 с.
Еще
Статья научная