Буддийский сюжет из музея Хельсинки: средневековая поясная накладка (Минусинская котловина)

Автор: Король Г.Г.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Проблемы и материалы

Статья в выпуске: 260, 2020 года.

Бесплатный доступ

Вводится в научный оборот ременная концевая накладка, изготовленная из бронзы, с позолотой, хранящаяся в Музейном ведомстве Финляндии (Хельсинки) в составе коллекции древностей из Минусинской котловины И. П. Товостина. Предмет уникален декором - сюжетным изображением буддийского мифологического содержания. Аналогии сюжету неизвестны. Рассмотрены аналогии иконографическим деталям изображения, приведены интерпретации смыслового наполнения символических образов. Сюжет носит благопожелательный характер, изначально, возможно, имел и более глубокий религиозный смысл. На основе особенностей технологии изготовления предмет отнесен к изделиям киданьского круга (империя Ляо) и условно датирован X - началом XI в.

Еще

Средневековье, минусинская котловина, коллекция товостина, поясная накладка, декор, буддийский сюжет, символы, енисейские кыргызы, кидани

Короткий адрес: https://sciup.org/143173165

IDR: 143173165   |   DOI: 10.25681/IARAS.0130-2620.260.59-73

Список литературы Буддийский сюжет из музея Хельсинки: средневековая поясная накладка (Минусинская котловина)

  • Буддизм: словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской и др. М.: Республика, 1992. 287 с.
  • Вдовин А. С., Дэвлет М. А., Кузьминых С. В., 2015. Коллекционирование древностей Енисея как социально-культурный феномен // Очерки истории отечественной археологии. Вып. IV / Отв. ред.: П. Г. Гайдуков, И. В. Тункина. М.: ИА РАН. С. 64-96.
  • Вэньу. 1980. № 12. (На кит. яз.)
  • Дмитриев С. В., 2011. Пещерный комплекс Дуньхуан. История и изучение // ВОСТОК (ORIENS). № 4. С. 108-115.
  • Завитухина М. П., 1983. Древнее искусство на Енисее (скифское время): Публикация одной коллекции. Л.: Искусство. 96 с., 47 л.
  • Каогу. 2015. № 1. (На кит. яз.)
  • Киселев С. В., 1949. Древняя история Южной Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 364 с. (МИА; № 9.) Кореняко В. А., 2013. Об изображениях на серебряных пластинах из Ноин-Улы // Текст. Контекст.
  • Подтекст: сб. в честь М. Н. Погребовой / Отв. ред. Г. Ю. Колганова. М.: Ин-т востоковедения РАН. С. 86-100, 249-251.
  • Король Г. Г., 2008. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат. 332 с. (Труды Сибирской Ассоциация исследователей первобытного искусства; вып. V.)
  • Король Г. Г., 2009. Декор ременных украшений средневековых кочевников востока евразийских степей: синтез культурных традиций // Декоративно-прикладное искусство Восточной Азии: символика и культурные традиции / Отв. ред., сост. И. С. Жущиховская. Владивосток: Даль-наука. С. 7-31.
  • Король Г. Г., 2015. Культурные влияния в ЦентРАльной Азии и на сопредельных территориях рубежа I-II тыс. н. э. (по материалам торевтики малых форм) // РА. № 4. С. 64-77.
  • Король Г. Г., Конькова Л. В., 2009. Средневековые ременные украшения из Минусинской котловины: собрания XIX в. в коллекциях Эрмитажа // Теория и практика археологических исследований. Вып. 5 / Отв. ред. А. А. Тишкин. Барнаул: Азбука. С. 139-149.
  • Король Г. Г., Наумова О. Б., 2020. А кто же мастер? (Проблемы изучения художественной металлообработки у раннесредневековых кочевников Центральной Азии) // Теория и практика археологических исследований. № 3 (31). С. 33-38.
  • Король Г. Г., Фокин С. В., 2020. Новые варианты буддийского мотива в средневековом декоре (Средний Енисей) // РА. № 3. С. 63-78.
  • Кравцова М. Е., 2004. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учебное пособие. СПб.: Лань: ТРИАНА. 960 с.
  • Крадин Н. Н., Ивлиев А. Л., 2019. Гл. 13. Империя Ляо // Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики / Отв. ред.: Б. В. Базаров, Н. Н. Крадин. М.: Вост. лит. С. 233-251.
  • Кузьминых С. В., Вдовин А. С., Гален Г., 2016. Из истории российских археологических коллекций за рубежом: собрание И. П. Товостина в Музейном ведомстве Финляндии // Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения): материалы междунар. конф. / Ред. В. В. Бобров. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 36-39.
  • Кызласов Л. Р., 1969. История Тувы в Средние века. М.: Изд-во МГУ. 211 с.
  • Кызласов Л. Р., 1981. Тюхтятская культура древних хакасов IX-X вв. // Степи Евразии в эпоху Средневековья / Отв. ред. С. А. Плетнева. М.: Наука. С. 54-59. (Археология СССР.)
  • Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Рос. энцикл., 1994. 2 т. (671 + 719 с.).
  • Пиков Г. Г., 1980. Буддизм в государстве киданей // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук. Вып. 1. С. 149-155.
  • Пиков Г. Г., 1989. Западные кидани. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. 191 с.
  • Рерих Н. К., 1995. Химават. Самара: Агни. 256 с.
  • Цыбиков Г. Ц., 1919 (обл. 1918). Буддист паломник у святынь Тибета. Пг.: Рус. геогр. о-во. 472 с.
  • Цыбиков Г. Ц., 2013. Буддист-паломник у святынь Тибета. М.: Эксмо. 480 с. (Великие русские путешественники.)
  • Central Asian Art from the Museum of Indian Art, Berlin, SMPK: Exhibition Catalogue. Tokyo: Asahi Shimbun, 1991. 226 p. (In Japanese, English.)
  • Gordon A. K., 1967. The Iconography of Tibetan Lamaism. New York: Paragon Book Reprint Corp. XXXI, 131 p.
  • Gyllensvard B., 1957. T'ang Gold and Silver. Stockholm: Elander. 370 p.
  • Jisl L., Sis V., Vanis J., 1958. Tibetische Kunst. Prag: Artia. 48 p. + 111 il.
  • Stein A., 1921a. Serindia. Vol. IV. Oxford. CLXXV pl.
  • Stein A., 1921b. The Thousand Buddhas. London: Bernard Quaritch, Ltd. XII, 65 p. + XLVIII pl.
  • Tallgren A. M., 1917. Collection Tovostine des antiquites prehistoriques de Minossinsk concervies chez le Dr. Kare Hedman a Vasa. Helsingfors. 93 p., XII pl.
  • Williams C. A., 1960. Encyclopedia of Chinese Symbolism and art Motives.New-York: JulianPress. XXI, 468 p.
Еще
Статья научная