Букер Т. Вашингтон в поиске взаимопонимания между двумя расами в США (конец XIX - начало XX вв.)

Бесплатный доступ

Статья посвящается философии и практической деятельности Букера Т. Вашингтона (1856-1915) - наиболее значительного афроамериканского лидера конца XIX - начала XX вв. Автор анализирует формирование взглядов и жизненных принципов данного деятеля, его поиск мирного взаимодействия белого и чернокожего населения, в условиях ограничения гражданских и политических прав афроамериканцев на территории южных штатов после окончания периода Реконструкции в 1879 г. Временный отказ чернокожего населения от борьбы за политическое равноправие взамен на социально-экономические возможности, являвшийся основной идеей «идеологии приспособления» Вашингтона, стала компромиссом во взаимоотношении двух рас. Особое внимание автор уделяет рассмотрению образовательной программы Вашингтона, его экономической и социальной стратегии развития чернокожего населения в условиях расовой дискриминации на Юге США, а также причинам, приведшим к неудаче «идеологии приспособления» в попытке сдержать дальнейшее наступление расистского законодательства.

Еще

Сша, букер вашингтон, афроамериканцы, межрасовые отношения

Короткий адрес: https://sciup.org/147151089

IDR: 147151089   |   DOI: 10.14529/ssh160217

Текст краткого сообщения Букер Т. Вашингтон в поиске взаимопонимания между двумя расами в США (конец XIX - начало XX вв.)

Негритянский вопрос до сих пор остается острой составляющей межнациональных и межрасовых проблем в США. Среди афроамериканцев, составляющих 14,1% населения (более 43 млн чел.), существует ряд серьезных нерешенных социальных проблем: низкий уровень образования, преступность, высокий уровень разводов и внебрачных детей, слабая конкурентоспособность на рынке труда, низкая доступность качественной медицинской помощи и проч. Афроамериканцы, в свою очередь, населяют страну четыреста лет, переняв за эти годы язык, религию, культуру англосаксонских поселенцев, пройдя тяжелый исторический путь интеграции в американское общество. Однако взаимное недоверие и стереотипное мышление во многом остается реальной картиной во взаимоотношении двух рас, что является ярким подтверждением того, что корень расовой проблемы имеет не только социальноэкономические, но и психологические причины.

Впервые данную идею сформулировал на рубеже XIX—XX вв. Букер Т. Вашингтон — один из наиболее значимых афроамериканских деятелей за всю историю. К сожалению, в отечественной историографии закрепился его сугубо отрицательной образ, как противника борьбы за политическое равенство двух рас, сторонника расовой сегрегации на Юге и всестороннего признания афроамериканцами господства белых. Вашингтон, по мнению советских исследователей, фактически выступал «пешкой в руках буржуазии», будучи послушным проводником их воли [1, с. 265]. Отойдя в сторону от свойственного для советской историографии рассмотрения вопроса с позиций классовой борьбы, данная статья ставит перед собой цель объяснить причины взлета Вашингтона, а также показать важнейшие стороны его концепции решения расового вопроса, оказавшие решающее влияние на последующие негритянские движения.

Рожденный рабом, Вашингтон в полной мере испытал всю степень тяжести положения вольноотпущенников после окончания Гражданской войны. Несмотря на все преграды, существовавшие перед молодым афроамериканцем, он сумел получить образование в институте для цветных в Хэмптоне. Стремившийся к повышению своего социального статуса, Букер ясно понимал важность умения ладить с людьми разных расы. Именно организатор хэмптонского института, генерал армии северян С. Ч. Армстронг, рекомендовал его в 1881 г., как наиболее успешного выпускника, на место управляющего в негритянский институт в небольшом городке Таскиги (штат Алабама).

Главной целью образования Вашингтон видел в социальном и культурном обучении афроамериканцев, благодаря упору на приобретение технических навыков [2, p. 28]. Будучи прагматиком, он справедливо полагал, что только техническое обучение было способно гарантировать неграм место квалифицированного работника, в отличие от ненужных знаний в роде иностранных языков или физики. Под техническими профессиями для афроамериканцев директор Таскиги имел ввиду исключительно рабочие профессии: столяров, плотников, резчиков, слесарей, строителей, механиков.

Вашингтон прекрасно понимал, насколько институт нуждается в разносторонней помощи местных властей. Умело используя свой гибкий ум и ораторское мастерство, он сумел добиться внимания к проблеме негритянского образования широких кругов меценатов, в том числе таких миллионеров как Дж. Рокфеллер и Э. Карнеги. Гораздо сложнее было заручиться финансовой поддержкой на Юге, так как многие белые негативно относились к идее образования для чернокожих. Однако и здесь Вашингтон сумел убедить сначала жителей города, а затем и власти штата, что в условиях явного недостатка квалифицированных работников в регионе, обучение негров техническим профессиям носило жизненно важный характер.

К началу 1890-х гг. территория института увеличилась в 5 раз (со 100 до почти 540 акров), а число студентов возросло более чем в 16 раз, достигнув полтысячи. По своим размерам институт превосходил территорию городка к которому был приписан [6, p. 71]! Институт стал успешным воплощением жизненных идеалов Вашингтона, а сам «мудрец» из Таскиги стал самым известным на Юге чернокожим общественным деятелем, знакомство с которым многие считали за честь. Образовательная программа института Таскиги быстро принесла свои плоды, позволяя многим неграм получать необходимую квалификацию и знания для дальнейшей успешной трудовой деятельности.

Становясь одной из значимых фигур в американском обществе, Вашингтон не мог обойти стороной вопрос дискриминации чернокожего населения. Действительно, спустя десятилетие после окончания Реконструкции Юга афроамериканцы оказались на положении бесправных второсортных граждан. Вашингтон одним из первых осознал, что республиканская партия не смогла интегрировать чернокожее население в южное общество, оставив чернокожее население без поддержки федерального центра. Власть демократов резко возросла вследствие принятия «законов Джима Кроу» — целого ряда законодательных мер, лишавших негров гражданских и политических прав. В условиях наступавшей сегрегации и дискриминации афроамериканцы нуждались в лидере, способном найти взаимовыгодный компромисс для обеих рас, и таким человеком суждено было стать Вашингтону.

В своих выступлениях директор Таскиги предлагал чернокожему населению сосредоточиться на экономических выгодах, посредством получения профессионального образования, что, в свою очередь, способствовало снижению уровня социальной напряженности на Юге [4, p. 135]. Эта мысль была им сформулирована в 1895 г. в ходе выступления на международной выставке в Атланте, которая прославила его по всей стране. Напомнив аудитории, что негры составляют без малого ⅓ населения Юга, Вашингтон заявил, что лишь поиск взаимопонимания между двумя расами способен предотвратить межрасовые конфликты.

За фактами принижения негров, якобы неспособных постоять за себя без помощи белого человека, скрывался главный посыл концепции Вашингтона — об обязательном предоставлении чернокожему населению равных с белыми экономических возможностей. Взамен этого, афроамериканцы должны были пойти на компромисс, признав систему расовой сегрегации при условии выполнения ее главного лозунга о «раздельном, но равном» сосуществовании: «Во всех чисто социальных отношениях, мы можем быть разделенными, как пальцы, но как вся рука, мы должны представлять единое целое во всем, что имеет существенное значение для общего прогресса нашего общества» [7], — заявил он. Прекрасно понимая, что белое сообщество Юга объективно не было готово признать социальное равенство двух рас, Вашингтон призвал негров, хотя бы на время, формально принять сегрегацию и лишение гражданских прав. Чернокожему населению следовало больше работать над самосовершенствованием, получая необходимое им техническое образование и востребованные рабочие профессии: «Возможность заработать доллар на фабрике представляет в настоящее время гораздо большую ценность, чем возможность его потратить в оперном театре» [7], — неустанно повторял директор института Таскиги.

Вашингтон неспроста ставил во главе угла улучшение экономического положения чернокожего общества. Экономический кризис 1893—1897 гг. нанес серьезный удар по материальному положению и без того бедных чернокожих жителей сельских районов, столь сильно зависевших от уровня цен на хлопок. «Негру необходимо понять, что все народы, которые встали на ноги, сделали это во многом благодаря тому, что сумели заложить экономический фундамент» [8, p. 16], — писал в своих работах Вашингтон. Обладание техническим образованием, по его мнению, являлось для негра своего рода твердой опорой, которая помогла бы ему сделать первый шаг к материальному благополучию. В то же время Вашингтон осознавал и первостепенную важность высшего образования, говоря о том, что в условиях сегрегации афроамериканцам требуются собственные учителя, адвокаты, ученые и профессионалы всех видов [9, p. 25]. Считая жизненно важным для любой расы иметь сильный «средний» класс, способный двигать расу вперед, он вместе с тем называл высшее образование для основной массы населения ненужной роскошью. Только «встав на ноги», афро-мериканец мог позволить дать своим детям любое высшее образование, будь то профессия музыканта или юриста [10, p. 145].

Образовательная деятельность Вашингтона тесно переплеталась с развитием негритянской самопомощи. С этой целью для чернокожих жителей аграрных районов создавались тренировочные центры, проводившие семинары по обучению ведению сельского хозяйства, а также велись разъяснительные работы, как можно было держаться в стороне от аренды под высокие проценты. Более того, чтобы помочь негритянским аграриям покончить с земельной зависимостью, Вашингтон организовал специальный банк, выкупавший участки и перепродававший их чернокожим издольщикам по более низким ценам. Для развития предпринимательства в негритянской среде в условиях сегрегационной системы в 1900 г. при его содействии была создана Негритянская лига бизнесменов, в 1903 г. Негритянская национальная адвокатская ассоциация, в 1906 г. — Национальная негритянская банковская ассоциация, а в 1913 г. — Национальная негритянская ассоциация розничных торговцев, имевших филиалы во всех крупных городах страны. Для деловых кругов данные организации оказалась эффективным средством для получения практической информации о деятельности бизнеса в стране, финансовой поддержки негритянской общины, а также помощи в рекламе предприятий через местную прессу.

Подобные успехи негритянской расы в экономической сфере были во многом достигнуты взамен фактического отказа от политической борьбы и согласия на расовую сегрегацию. Вашингтон верил, что политические и гражданские права придут со временем: «Через жертвенность, образование и христианские добродетели негр получит реальные конституционные права, когда сам будет соответствовать американским стандартам морали и материального благополучия. Нет сомнения, что человек

Д. Н. Воробьев образованный и добродетельный, имеющий лучший земельный участок в стране, не будет обделен должным уважением и вниманием» [3, p. 340]. Именно поэтому Вашингтон, со склонным ему элитизмом, поддерживал идею ограничения избирательного права при помощи введения цензов на грамотность и собственность при условии их равного применения ко всем гражданам, вне зависимости от цвета кожи. «Как негр может голосовать, когда у него даже нет своей земли. Когда столь большое количество людей находится в зависимости, живет в домах других людей, ест пищу других людей, носит одежду, которая досталась бесплатно, довольно трудно сказать, как они собираются голосовать» [5], — указывал Вашингтон. По мнению директора Таскиги, начав с низа социальной иерархии, с тяжелой работы, афроамериканцы шаг за шагом смогли бы достичь некоего материального благополучия и добиться, тем самым, социального равенства.

Тем не менее, Вашингтон старался не затрагивать вопрос о гражданском равноправии двух рас на Юге, опасаясь открыто обнародовать свое мнение и заявлять о непротивлении сегрегации. Не желая отпугнуть от себя белое население, «мудрец» из Таскиги предпочитал бороться тайно против принятия расистских законов, ущемлявших права чернокожего населения, потратив немало средств, как своих, так и полученных от меценатов, на судебные разбирательства. Своей практической деятельностью негритянский лидер стремился показать возможность диалога между двумя расами: «Мои друзья, мы составляем единое целое этой страны. Вопрос о гражданских правах и образовании — это проблема 10 млн моих людей и более 60 млн ваших… Когда вы сильны, тогда и мы и сильны, когда же слабы мы, слабы и вы. Нет силы, которая может разделить нашу судьбу» [5], — говорил он.

Однако проводимый Вашингтоном курс на межрасовый компромисс не мог, в конечном счете, не дать сбоя: белые власти Юга видели в его политике признание, в первую очередь, превосходства белой расы. Постепенно они перешли к дальнейшему законодательному наступлению на гражданские и политические права негритянского населения, утвердив сегрегацию мест общественного пользования, и одобрив так называемые «дедовские статьи», лишавшие права голоса всех, чьи предки не обладали избирательными правами до начала Гражданской войны. В 1901 г. после обеда с президентом Т. Рузвельтом в Белом доме, Вашингтон и сам оказался объектом расистских нападок. Некогда казавшаяся невозможной серьезная критика в его адрес со стороны негритянской общественности становилась реальностью.

Тем не менее, Вашингтон, все еще веривший в достижение прогресса путем «пассивного сопротивления», считал неприемлемым изменение собственной стратегии. Он всячески подавлял оппозиционные силы при помощи послушных ему негритянской прессы и организаций, получивших образное название «машина Таскиги». Авторитаризм Вашингтона и его желание всеобщего контроля над негритянским сообществом наталкивались на все большее количество сторонников свободы слова. Это привело к открытому конфликту между Вашингтоном и постепенно набирающей силу оппозицией. Успехи протестного движения заставили Вашингтона открыто выступить против существовавшей сегрегации и расовой дискриминации, отказавшись от пассивной формы борьбы. Однако в 1915 г. «мудреца» из Таскиги не стало. Эпоха Вашингтона подошла к концу в годы Первой мировой войны после массовой миграцией негров с Юга в промышленные города Северо-Востока и Среднего Запада, нуждавшихся в рабочих руках из-за сокращения потока переселенцев из-за океана. С 1910 по 1930 гг. с Юга выехало 1,6 млн афроамериканцев, отправившихся на поиски лучшей жизни. Негритянская проблема из сугубо южной превратилась в общеамериканскую, требуя активного вмешательства федеральных властей в ее разрешении.

Идеология приспособления ушла в историю, как прошедший, но необходимый этап развития негритянского движения. Этот период, длившийся несколько десятилетий после окончания Реконструкции, позволил негритянскому сообществу перевести дух и дождаться того часа, когда можно было с наименьшими потерями продолжить начатую борьбу против расовой дискриминации. При поддержке общенациональных демократических сил негритянское протестное движение приступило к постепенному отвоеванию гражданских и политических прав, дарованных Конституцией США. Философия Вашингтона не была забыта и в более позднее время — многие идеи «мудреца» из Таскиги, такие как самопомощь и вера в равенство всех американцев вне зависимости от цвета кожи, были использованы негритянским движением за гражданские права в 1960-е гг. во главе с Мартином Лютером Кингом.

Список литературы Букер Т. Вашингтон в поиске взаимопонимания между двумя расами в США (конец XIX - начало XX вв.)

  • Нитобург, Э. Л. Негры США: XVII -начало XX в./Э. Л. Нитобург. -М., 1979. -С. 200-285.
  • Manning, M. Black Leadership/M. Manning. -New York, 1998. -pp. 23-41.
  • Meier, A. Negro Thought in America,1880 -1915: Racial Ideologies in the Age of Booker T. Washington/A. Meier//Ann Arbor Paperbacks, 1964, 340 p.
  • Neyland, J. Booker T. Washington: Educator/J. Neyland Los Angeles, 1992. -192 p.
  • On «Democracy and Education»//Selected Speeches by Dr. Washington. September 30, 1896. -URL: http://www.btwsociety.org.
  • Schroeder, A. Booker T. Washington: Educator and Racial Spokesman/A. Schroeder. -New York, 1988. -143 p.
  • The Atlanta Exposition speech//Selected Speeches by Dr. Washington. September 18, 1895. -URL: http://www.btwsociety.org.
  • Washington T. B. Industrial Education for Negro//The Negro Problem: A Series of Articles by Representative American Negroes of Today. James Pott, 1903. -pp. 9-30.
  • Washington T. B. The Negro in Business. Hertel, Jenkins & Company, 1907 -379 p.
  • Washington T. B. Up From Slavery. -New York, 1901. -330 p.
Краткое сообщение