Булава из Старой Рязани

Автор: Артамкин А.Н., Стрикалов И.Ю.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Археология средневековья и нового времени

Статья в выпуске: 245-2, 2016 года.

Бесплатный доступ

Заметка посвящена публикации новой случайной находки предмета вооружения - древнерусской бронзовой булавы начала XIII в., обнаруженной на городище Старая Рязань. рассматриваются обстоятельства находки и особенности ее формы и технологии изготовления, проводится сравнительный анализ с аналогичными изделиями, известными на территории Древней Руси.

Древнерусское оружие, булава, старая рязань, монгольское нашествие

Короткий адрес: https://sciup.org/14328378

IDR: 14328378

Текст научной статьи Булава из Старой Рязани

В 2016 г. Старорязанской археологической экспедицией после покоса территории Южного городища Старой Рязани, при расчистке от травы музеефициро-ванных фундаментов Спасского собора в 20 м к востоку от апсид собора (рис. 1) был найден довольно редкий образец вооружения – бронзовая булава. Находка была выпахана техникой из-под дерна и, таким образом, связана с верхним пахотным горизонтом культурного слоя, сформировавшегося в начале XIII в. и подвергавшегося впоследствии перепашке.

Этот предмет представляет собой ударное оружие с четырьмя большими центральными и восемью малыми крайними шипами (четыре сверху, четыре снизу). Пространство между шипами украшено двумя рядами ложной зерни. Пространство между малыми шипами дополнительно украшено литыми шариками (рис. 2).

Высота булавы 5,5 см, ширина (без учета шипов) – 3,8 см. Шипы пирамидальной формы с основанием в виде ромба (у центральных) и равностороннего треугольника (у крайних шипов). Размеры центральных шипов: длина основания около 1,7 см, высота около 2 см. Размеры крайних шипов: длина основания около 1,5 см, высота около 1,7 см. Диаметр шариков между крайними шипами 0,6 см. Диаметр отверстия для древка 1,6–2 см.

На верхней части булавы, на одном из шариков и крае отверстия видны следы от сточенного технологического шва, продолжение которого читается на нижнем шарике. Следы еще одного шва читаются на противоположной стороне булавы.

Для шипов характерна асимметрия, четче всего проявляющаяся на верхних шипах. Один из шипов отклонен вершиной кверху примерно на 15°. Следующий за ним по часовой стрелке шип целиком смещен вверх примерно на 0,2 см.

Рис. 1. Место находки булавы на плане Старорязанского городища

В нижних шипах асимметрия проявляется меньше. Шип, который расположен под отклоненным кверху, слегка выкручен по часовой стрелке, если смотреть анфас.

На боковой стороне булавы, между двумя наиболее искаженными шипами, справа от нижнего шипа расположено не два (как везде), а три ряда ложной зерни.

Подобная разновидность булав была описана А. Н. Кирпичниковым в работе «Древнерусское оружие» ( Кирпичников , 1966. С. 52) и относится к типу IV (рис. 3).

Аналогичные экземпляры встречены в большинстве случаев на юге Руси в полосе от среднего Поднепровья до Закарпатья. Причем, по данным А. Н. Кирпичникова, половина из них приходилась на киевские земли, что дало основания

Рис. 2. Булава из Старой Рязани

1 – шип, отклоненный вверх; 2 – шип, целиком смещенный вверх; 3 – шип, повернутый по часовой стрелке; 4 – три ряда ложной зерни; 5 – следы технологического шва

высказать гипотезу о центре производства подобных булав в Киеве. Часто такие навершия находят на территории городов, пострадавших от татаро-монгольского нашествия, что позволило А. Н. Кирпичникову датировать этот тип XII – первой половиной XIII в. Одной из характерных особенностей данного типа является то, что они выполнялись исключительно из бронзы.

Таким образом, булава из Старой Рязани соответствует основным характерным особенностям типа IV. Она выполнена из бронзы хорошего качества – на это указывает слабая коррозированность предмета. Найдена (как и многие другие булавы этого типа) в городе, разрушенном в ходе нашествия Батыя и находящемся на юге Руси.

Процесс производства этого типа оружия был реконструирован А. Н. Кирпичниковым следующим образом. Навершие булавы отливалось в двусторонней форме. На многих экземплярах сохранились следы швов в местах соединения двух половинок. Судя по сериям одинаковых предметов, формы могли использоваться многократно.

А. Н. Кирпичников выделяет несколько серий совершенно тождественных экземпляров булав типа IV. Однако булава со Старой Рязани не повторяет ни один из известных ранее вариантов. Более того, она имеет некоторые отличия от всех приведенных А. Н. Кирпичниковым наверший данного типа, в первую очередь в декоре. В основном булавы этого типа имеют более сложный орнамент (зачастую

Рис. 3. Булава типа IV по А. Н. Кирпичникову

они дополнены шариками между центральными шипами). При этом порой даже менее выразительные экземпляры имеют больше элементов орнамента (например, булава из Колодяжина – Гончаров , 1952. С. 49). С другой стороны, известны и образцы без декоративных обводок вокруг шипов вообще ( Кирпичников , 1966. С. 52). Старорязанский экземпляр лишен орнамента по краям втулки и шариков между центральными шипами, что не отличает его принципиально от остальных образцов этого типа, но позволяет выделить в самостоятельную серию.

Некоторые особенности внешнего вида булавы из Старой Рязани позволяют внести ясность и в технологию ее изготовления. Наличие следов двух технологических швов напротив друг друга и асимметрия шипов говорят о том, что для производства половинок литейной формы использовались отдельные модели, отличающиеся в деталях. Асимметрия в изделии могла появиться как на этапе изготовления модели (что несомненно в отношении трех рядов зерни), так и при оттиске с нее формы, как случайное отклонение от модели, что более вероятно для нарушения симметрии в положении шипов. Следует отметить также, что все искажения расположены на одной из технологических половинок изделия.

Незначительные искажения, тем не менее, не умаляют изящества найденного образца, который, определенно, являлся статусным оружием и принадлежал, скорее всего, представителю городской знати, возможно воеводе.

Место находки – практически на поверхности городища у стен Спасского собора – с большой долей вероятности позволяет предположить, что булава оказалась в земле в момент обороны Старой Рязани от войск Батыя в декабре 1237 г. и является свидетельством последнего акта трагедии – уличных боев защитников города.

Список литературы Булава из Старой Рязани

  • Гончаров В. К., 1951. Древний Колодяжин//КСИИМК. Вып. XLI. С. 49-53.
  • Кирпичников А. Н., 1966. Древнерусское оружие. Т. 2: Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени IX-XIII вв. М.; Л.: Наука. 147 с. (САИ; вып. Е1-36.)
Статья научная