Бурая пеночка Phylloscopus fuscatus на Западном Алтае

Автор: Щербаков Б.В.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 484 т.18, 2009 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140151294

IDR: 140151294

Текст статьи Бурая пеночка Phylloscopus fuscatus на Западном Алтае

Бурая пеночка Phylloscopus fuscatus fuscatus (Blyth, 1842) – характерный гнездящийся вид высокогорной части Западного Алтая в бассейнах Чёрной и Белой Убы в районе стыка Ивановского, Линейского и Холзунского хребтов (Щербаков 1974; Щербаков, Березовиков 2005, 2007). Впервые на Западном Алтае найдена в пограничной части с Центральным Алтаем, откуда и проникла. Нормально гнездится в долине верхнего течения Черной и Белой Убы и на примыкающих склонах Линейского и Ивановского хребтов в районе Белоубинских озёр. Отсюда к западу по северному склону Ивановского хребта доходит до кордона Босяково на речке Быструхе. Это примерно в 20 км восточнее города Лениногорска (ныне Риддер) по трассе к посёлку Поперечное. Данные местонахождения определяют западную границу её ареала в Алтайской горной области. В литературе западная граница до сих пор указывалась на Центральном Алтае (Сушкин 1938), а позднее на Южном Алтае – в верховьях Бухтармы и Кара-Кабы (Долгушин 1972).

Стации бурой пеночки у верхней границы леса и выше находятся в ерниковой тундре (2000-2200 м н.у.м.), где она экологически связана с зарослями карликовой (круглолистной) берёзки Betula rotundifolia и арктической ивы Salix arctica , а также с кедровым стлаником Pinus pumila . Названные растительные формации приурочены к межгорным долинам рек и горных ручьёв. Ущелья Гобийского Алтая, где гнездится эта пеночка, большей частью лишены воды (Козлова 1930). Вопреки мнению о том, что бурая пеночка живёт только в альпийском поясе гор (Сушкин 1938; Долгушин 1972), в районе исследований она населяет также сырые луга с кустарниковой порослью в межгорных долинах на высотах 1100-15000 м над уровнем моря. Так, по речке Быструхе она гнездится на высоте 1100 м, а в верхнем течении Чёрной Убы обычна на высотах от 1500 до 2000 м. Держится по заболоченным кустарникам с преобладанием ивы и черёмухи. Аналогичные биотопы характерны для неё и в Гобийском Алтае (Козлова 1930).

На Южном Алтае пролётных бурых пеночек отмечали 7 мая у озера Маркаколь (Долгушин 1972). В Гобийском Алтае прилёт у озера Орок-Нор отмечался 15 мая, а в Кэнтее – не ранее 26 мая (Козлова 1930).

Н.А. Зарудный добыл залётную бурую пеночку у Ташкента 12 мая (Долгушин 1972). В районе исследования у северного подножия Ивановского хребта эти пеночки впервые отмечены только 8 июня. Самцы в это время уже активно пели. Разрозненные даты появления бурых пеночек свидетельствуют об их более позднем прилёте даже в районах Азии, расположенных значительно южнее Южного Алтая. Семенники самца, добытого 8 июня 1974, достигали 5×3 и 4×4 мм, а фолликулы самки были размером с просяное семя.

Бурая пеночка, наряду с певчим сверчком Locustella certhiola и дубровником Emberiza aureola , одна из фоновых птиц и певцов заболоченных лугов и зарослей карликовых берёзок и ив. Поющие самцы усаживаются на вершины высоких кустарников или небольших деревьев, а в приводораздельных редколесьях – в верхней части кедров Pinus sibirica и лиственниц Larix sibirica . Поют в 20-30 м от своего гнезда. Во время пения держат оперение слегка распушённым, медленно передвигаются среди ветвей или подолгу сидят на одном месте. Иногда взлетают, ловят пролетающих насекомых. Песня громкая и красивая. Она постоянно прерывается относительно тихими цвиркающими вставками, за ними следуют красивые вариабельные звуки. После второго слога они резко обрываются. Песня: «плить-плить-тяв-тяв-цвирь-цвирь, чав-чив, цвирь-цвирь-чав-чав, цвирь-цвирь, тив-тив-тив-тивлив, кли-кли-трав-трав, чак-цвирь-цвирь-цвирь, тить-ти-вить-ти-твит» .

Гнёзда, по нашим наблюдениям, строят самки. За 4 ч наблюдений у одного из гнёзд самец вообще не показывался. Устраиваются гнёзда невысоко от земли среди ветвей кустарников – карликовой берёзки, смородины Ribes graveolens, кедрового стланика. Найденные нами 4 гнезда помещались в карликовых берёзках на высоте 30-70 см. Гнёзда имели шарообразную форму, были сделаны из листьев и стеблей мелких злаков и выстланы перьями алтайских белых куропаток Lagopus lagopus brevirostris. Недостроенное гнездо, найденное 1 июля 1975 на западном склоне Линейского хребта у Белоубинских озёр (2000 м), строила самка до 11 ч утром и после 17 ч вечером. На следующий день в нём появилась выстилка из перьев. Строительный материал собирался в 20-30 м от гнезда. Диаметр гнездовой камеры 10.5-12.5 и 9.314 см, глубина 8-9.5 см, высота 6.5-8.5 см. Диаметр входного отверстия 3.5-4 см. Другие два гнезда помещались в зарослях берёзки на высоте 30-80 см и ещё одно – у основания кедрового стланика в 30 см от земли. Гнездо в кусте смородины было также устроено на высоте 30 см. В гнезде, найденном 19 июля 1973, было 5 птенцов в возрасте 6-7 сут. На крыльях и хвосте у них уже были кисточки перьев. В другом гнезде, осмотренном в тот же день, находилось 5 птенцов в возрасте 3-4 сут. В третьем гнезде 22 июля содержалось 5 птенцов 6-7-сут возраста. При осмотре этого гнезда 26 июля птенцы уже выскакивали из него, а на следующий день оставили совсем. Наблюдения у трёх гнёзд показали, что птенцов кормят оба родителя, собирая корм в 30-50 м от гнезда. Самцы и самки летают порознь, в разные стороны, облавливая кустарники и одиночные деревья. Капсулы помёта уносят за 5-30 м. За прилёт приносят по 2-3 мелких гусеницы, которые и составляют основную часть диеты. Изредка приносят мелких имаго чешуекрылых и других, не определенных нами насекомых.

Вылет птенцов приходится на конец июля – начало августа. После того, как они станут самостоятельными, молодые продолжают держаться вместе. Семья из 5-6 особей в истоках Белой Убы у Белоубин-ских озёр наблюдалась 22 июля 1974. Хвосты молодых были чуть короче, чем у взрослых. Здесь же 2 августа 1971 встречены 3 выводка молодых, которых продолжали подкармливать родители. Не отличимые по размеру от взрослых молодые бурые пеночки 4 августа 1971 держались в верховьях речки Палевой на северном склоне Ивановского хребта (1850 м) и 6 августа 1972 на южном склоне Линейского хребта (1900 м) у Белоубинских озёр. С наступлением ночи птенцы собираются вместе, садятся на ветвях плотно один к другому.

У добытого 6 августа 1972 самца мелкое перо находилось в стадии интенсивной линьки. По срокам это совпадает с линькой бурой пеночки в юго-восточной части Западной Сибири, где самец в стадии интенсивной линьки добыт 7 августа (Москвитин 1970).

В конце второй – начале третьей декад августа бурые пеночки оставляют высокогорный пояс. В конце августа 1972 года в районе Бело-убинских озёр (1900-2000 м) эти пеночки уже не встречены. Ниже, по Черной Убе и речке Седянке (1700 м), 3 сентября 1972 ещё отмечались перелинявшие и поющие самцы. Это наиболее поздние даты встреч их в нашем районе. В это время в высокогорье уже начинаются резкие похолодания и выпадает снег.

Статья