"Цели и средства" в системе ценностных ориентаций философии кантианства и прагматизма Дж. Дьюи
Автор: Мешков И.М.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 1-2 (76), 2023 года.
Бесплатный доступ
Одним из существенных аспектов ценностных ориентаций являются определения «целей и средств» как указателей направлений деятельности человека. Такого рода определения представляются одними из ключевых в аксиологии, так как по И. Канту «царство целей и есть обитель ценностей». «Цели и средства» имеют свои цены, зачастую измеримые моралью, рассматривая человека в качестве цели, или средства к цели. Представленная постановка проблемы указывает на выяснение того, что считать целью, а что средством, учитывая их чередование по Дж. Дьюи. Анализ концепций кантианства и прагматизма определил чередование «целей и средств» в рамках соотнесения ценности с предметом, человеком и идеей. В данной системе отношений выяснено, что предметы-ценности по И. Канту являются средствами, не обладая разумом. Если воспринимать вещи как цели для человека, то они могут быть предметами культуры в качестве результата деятельности. Вместе с тем установлено, что сам человек с позиции И. Канта воспринимается как цель с наивысшей ценой в «царстве целей» именуемой достоинством, являясь средоточием нравственных ценностей. Тем не менее, в ходе исследования было показано также и то, что в кантианской концепции Г. Риккерта происходит «отход» от гуманизма, где человек как средство указывает на то, что его жизнь служит более высоким трансцендентальным идеям-ценностям. Характеристика идей-ценностей как «сверхцелей» подводит к умозаключениям о том, что они нереализуемы, непостижимы по своей полноте, «точки в бесконечности» куда направлены пути опыта. Для человека познание идей является бесконечной задачей, и «культура» - горизонт, к которому устремлено всё человечество. В заключении отмечается рассуждение А.И. Введенского о том, что жизнь - поле существования целей и средств, и если в ней нет «абсолютных ценностей целей», то нет и «относительных ценностей средств».
Ценностная ориентация, цель, средство, вещь, достоинство, «предметная ценность свершения», идея, культура, цена, жизнь, оценка, «трансцендентальные духовные объекты»
Короткий адрес: https://sciup.org/170198152
IDR: 170198152 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-2-134-139
Список литературы "Цели и средства" в системе ценностных ориентаций философии кантианства и прагматизма Дж. Дьюи
- Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 5. - M.: MbiG№, 1965. - 329 с.
- Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4, ч. 1. - M.: MbiG№, 1965. - 478 с.
- Dewey J. Human Nature and Conduct. N.Y. 1939. P. 34. f.
- Dewey J. Theory of Valuation // International Encyclopedia of Unified Science. Chicago, 1939. № 4. P. 34.
- Кант И. Трактаты и письма. - M.: Наука, 1980. - 712 с.
- Цели и средства [подборка работ Л.Д.Троцкого, Дж.Дьюи, Ж.П.Сартра, комментарии A.A.Гусейнова]. - В сб.: Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - M.: Республика, 1992. - 446 с.
- Нарский И. С. О роли «вещи в себе» и «ноумена» в кантовской гносеологии // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. - Калининград, 1979. - Вып. 4. - С. 16.
- Natorp P. Platos Ideenlehre. - 2 Aufl. - Leipzig, 1921. - 473 s.
- Юркевич П. Д. Идея // Философские произведения. - M.: Изд-во «Правда», 1990. -672 с.
- Лотце Р. Г. Mикрокосм. Mbiora о естественной и бытовой истории. Опыт антропологии. В 3 ч. Ч. 2. Жизнь. - M.: К. Солдатенков, 1866. - 620 с.
- Кант И. Сочинение. В 6 т. Т. 3. - M.: Mысль, 1965. - 441 с.
- Степун Ф. Трагедия творчества (Фридрих Шлегель) // Логос. - M.: Тип. Рус. Т-ва, 1910. - Кн. 1. - С. 171-196.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре; пер. С. И. Гессен. - M.: Республика, 1992. - 128 с.
- Cohen H. Astetic des Gefuhls. - Berlin: Erster Band., 1912. - 225 s.
- Риккерт Г. Философия жизни. - К.: Ника-центр, 1998. - 512 с.
- Риккерт Г. О понятии философии // Логос. - M.: Тип. Рус. Товарищества, 1910. -Кн. 1. - С. 33.
- Введенский A. И. Философские очерки. Прага, 1924. - 213 c.