Ценностные ориентации молодежи Пермского края

Автор: Булгакова Д.А.

Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 1 (2), 2018 года.

Бесплатный доступ

В основе работы - гипотеза о наличии специфики ценностных ориентаций поколения молодежи. Анализ данных исследования, проведенного по методике «Социокультурный портрет регионов» в 2017 г. в Пермском крае, показал, что ключевые противоречия между поколениями наблюдаются в отношении таких ценностных ориентаций, как свобода, независимость, жертвенность, работа. Кроме того, интегрирующее ядро у молодежи составляют ценностные ориентации на сохранение жизни и установление хороших семейных и дружеских отношений.

Ценностные ориентации, ценности, молодежь, поколение, социокультурный портрет

Короткий адрес: https://sciup.org/147228545

IDR: 147228545

Текст научной статьи Ценностные ориентации молодежи Пермского края

Ценностные ориентации являются индикатором текущего состояния общества и дают возможность спрогнозировать характер его изменений в будущем. Именно понятие ценностных ориентаций является в социологии и социальной психологии преломлением существующих в качестве категории философии системы ценностей [см. 1]. Относительно того, что именно следует понимать под ценностными ориентациями, существуют некоторые разногласия. Мы обратимся к следующей точке зрения: ценностные ориентации – оценочное отношение личности к совокупности материальных идуховных благ, которые рассматриваются как предметы, цели и средства дляудовлетворения потребностей группы; ценностные ориентации выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности [2, с. 559, цит. по 3, с. 41].

Л.Х. Нагоева, говоря о ценностных ориентациях, отмечает, что уровень иерархизированности их структуры очень важен для

оценки уровня личностной зрелости человека. Именно способность к интериоризации ценностей и способности действовать в соответствии со своими внутренними ориентирами может свидетельствовать о высокомуровне личностного развития [см. 1]. Это обуславливает тот факт, что ценностные ориентации достаточно дифференцированы – общество в их проявлении неоднородно. Причина этого – разнообразный жизненный опыт и ситуация. Так мы приходим к представлению о том, что ценностные ориентации имеют в том числе и межпоколенные отличия.

Российский социолог Ю.Р. Вишневский дает следующую дефиницию: поколение – определенная возрастная когорта, имеющая жесткие возрастные границы; и когорта сверстников, имеющая типические особенности; и общность социальны-хусловий формирования жизненного опыта; и общность решаемых задач и реализуемых социальных ролей и функций; и общность доминирующих возрастных социально-психологических черт; и общность сознания, духа; и хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и действует данное реальное или условное поколение [4, с. 40]. Х. Беккер выделяет ряд признаков поколения, среди которых в качестве биографических характеристик рассматривает в том числе и ценностные ориентации [5, цит. по 6, с. 118].

Собственно, в социологии важным признаком поколения выступает как раз дифференциация ценностных ориентаций поколенческих групп [6, с. 118]. Как уже отмечалось ранее, ценностные ориентации создают облик общества не только настоящего, но и будущего. Так, Х. Ортега-и-Гассет говорил, что каждое новое поколение молодежи неразрывно связано со зрелыми людьми и стариками, и постепенно само превратится в зрелых людей, а затем и стариков [7, с. 64]. Поэтому особенную значимость приобретают вопросы о том, чем руководствуется молодое поколение в своих действиях.

Ослабление, трансформация связей между поколениями является отличительной чертой для современной постперестроечной России. И возникает проблема – отсутствует целостное представление относительно того, насколько эти различия кардинальны. Исследователи, с одной стороны, постулируют наличие серьезных отличий в ценностных ориентациях поколений и 404

подчеркивают, что подобная дисгармония приводит к отсутствию системности в обществе. Так, ценностные ориентации старших поколений в новом историческом контексте в подавляющем большинстве утратили практическое значение, поэтому и не заимствуются поколением молодежи. С другой стороны, например, Ю.А. Левада пишет, что нарастание межпоколенного дисбаланса является иллюзорным [8, с. 244].

Для того, чтобы приблизиться к разрешению этой проблемы, автором работы была поставлена цель – определить особенности ценностных ориентаций молодежи Пермского края, их отличия от ценностей, разделяемых старшими поколениями.

Так, летом 2017 г. в Пермском крае было проведено исследование с использованием методики «Социокультурный портрет регионов» [см., напр., 9]. Было опрошено 1014 человек, выборочная совокупность является репрезентативной (относительно половозрастной структуры населения).

Для оценки ценностных ориентаций населения респондентам предлагалось высказать степень согласия по 11-балльной шкале с 14 суждениями (где значение «11» означает максимальную степень согласия), отражающими терминальные и инструментальные ценности: традиции, семья, порядок, благополучие, работа, жизнь, свобода, жертвенность, своевольность, общительность, нравственность, властность, независимость, инициативность.

Для проведения сравнительного анализа все респонденты были поделены на три возрастные группы: молодежь (18–35 лет), лица старшего трудоспособного возраста (36–59 лет), пенсионеры (60 лет и старше).

Результаты сравнительного анализа позволяют говорить о значимых отличиях ценностных ориентаций молодых жителей края, лиц старшего трудоспособного возраста и пенсионеров. Единственное суждение, оценки по которому не отличаются среди возрастных групп, описывает современную терминальную ценность свободы. Однако дальнейшее попарное сравнение демонстрирует, что при очень большой степени расхождения относительно проявления ценностной ориентации на свободу в группах молодежи и лиц в возрасте от 36 до 59 лет, статистически значимые отличия отсутствуют в группах молодежи и пенсионеров. Это крайне интересное наблюдение, поскольку более 405

схожими оказываются не близкие друг к другу поколения, а люди, представляющие разные эпохи. Впрочем, существует мнение [см. 6, с. 118], что различие поколений с точки зрения основных ценностных ориентаций нередко напоминает движение маятника, поэтому не удивительно, что молодежь оказывается в чем-то ближе к поколению пенсионного возраста.

С представителями старшего трудоспособного возраста у молодежи наблюдаются расхождения относительно таких ценностных ориентаций, как работа и жертвенность. В частности, содержательная и интересная работа важнее для молодых людей (медиана для группы = 10), чем для тех, кто уже, очевидно, имеет больший трудовой стаж – для жителей Пермского края старшего трудоспособного возраста (медиана для группы = 9). Зато жертвенность становится более значимой с возрастом: медиана для группы лиц 36–59 лет равна 8 баллам, тогда как для группы молодежи данная ценностная ориентация имеет значение в среднем на 7 баллов. Подобные выводы получали и другие исследователи: например, Ю.М. Беспалова и С.М. Герцен отмечают «распространение аномии, то есть рассогласования, размытости у части молодежи важных нравственных ценностей, нарастание неопределенности в отношении того, что считать правильным, а что – нет» [6, с. 123]. Также другими исследователями было выявлено, что снижаются ценностные ориентации на бескорыстие, трудолюбие, жизнь в ладу со своей совестью, которые прививались старшим поколениям [6, с. 123].

Пенсионеры отличаются от молодых респондентов лишь относительно такой ценностной ориентации как независимость. Несмотря на то, что для выборочной совокупности медианы равны, тест Манна–Уитни позволяет говорить о статистически значимых отличиях. На основе средних рангов можно сделать вывод о том, что ценностная ориентация сильнее проявляется у лиц в возрасте от 18 до 35 лет. Этот результат кажется вполне логичным, поскольку именно для молодежи важным является стремление к самостоятельности, личностному самоопределению и принятию собственных решений.

В результате можно говорить о том, что поколение пенсионеров несколько ближе к молодежи по ценностным ориентациям, нежели люди старшего трудоспособного возраста. В каче- 406

стве объяснения можно предложить тот факт, что лица старше 60 лет – это сейчас преимущественно те, чье детство и молодость, периоды активной социализации, пришлись на время хрущевской оттепели. В качестве научного обоснования относительной близости в ценностных ориентация представителей разных поколений можно привести теорию межпоколенной трансмиссии М. Мид, согласно которой ценности, нормы и стандарты передаются от одного поколения другому тремя способами: постфигуративно – когда дети учатся у родителей; кон-фигуративно – обучение у сверстников; префигуративно – когда старшие поколения учатся у младших. Последний тип трансмиссии – префигуративный – предполагает, что интерпретация молодежью современной ситуации отличается своей специфичностью и, поскольку, именно это поколение входит в фазу активного преобразования действительности, старшие поколения оказываются под влиянием молодежи [10, с. 322–361].

Кроме сравнения представителей различных поколений, методика позволила классифицировать ценностные ориентации относительно их значимости для респондентов в возрасте от 18 до 35 лет. Таким образом мы решили задачу описания ценностных ориентации молодежи.

Интегрирующее ядро ценностных ориентаций молодежи составляют ориентация на сохранение жизни и установление хороших семейных и дружеских отношений. Это те ценностные ориентации, относительно которых наблюдается наибольшее единодушие среди молодежи. Если безусловная ценность человеческой жизни не требует дополнительных комментариев, то включение в ядро общительности представляет интерес. В целом, общительность для молодежи является менее значимой, чем для двух других рассматриваемых возрастных категорий. Однако обозначенную ценностную ориентацию разделяют почти 90 % молодых людей. Это значит, что принадлежность к социуму, формирование социального капитала и устойчивость in-групп все же крайне важны для молодых людей.

Таблица 1. Структура ценностных ориентаций молодого поколения Пермского края

Ценностная ориентация

Процент разделяющих среди молодежи

Среднее арифметическое (по 5-ти балльной шкале)

Интегрирующее ядро

Жизнь

91

4,72

Общительность

87

4,50

Интегрирующий резерв

Порядок

84

4,38

Независимость

80

4,26

Благополучие

79

4,26

Работа

78

4,20

Свобода

77

4,28

Семья

76

4,22

Дифференцирующий резерв

Инициативность

69

3,99

Традиция

63

3,81

Нравственность

54

3,55

Жертвенность

46

3,47

Дифференцирующее ядро

Своевольность

32

2,74

Властность

26

2,80

Интегрирующий резерв – это те ценностные ориентации, которые в перспективе могут выступать в качестве факторов объединения общества, построения идеологии, отражаться в менталитете. В эту группу вошли шесть ценностных ориентаций. Порядок – соблюдение законов и гарантии безопасности – может войти в ядро в ближайшем будущем. Такая тенденция позволяет предположить, что относительно немногочисленна в Пермском крае группа радикально настроенной молодежи. Независимость – оценка результатов собственных усилий, благополучие и забота о своем здоровье, работа, свобода и семья также входят в интегрирующий резерв. Опасение вызывает тот факт, что ценностная ориентация на создание и заботу о семье находится достаточно близко к ценностям дифференцирующим. Ее разделяют лишь три четверти среди опрошенной молодежи. В целом, это сообразно наблюдающимся сегодня тенденциям ослабления институтов брака и семьи.

Гораздо менее согласованы оценки молодежи относительно инициативности, традиций, нравственности, жертвенности, своевольности, властности. Большинство этих ценностей являются инструментальными, поэтому не удивительно, что наблюдается разобщенность в их оценках. Инструментальные ценности – ценности-средства. Поэтому проявление подобных ценностных ориентаций характеризует то, какой способ достижения цели ближе индивиду. Так, принятие решения означает выбор из возможных вариантов, которые необходимо рассмотреть и оценить. И дальнейший выбор осуществляется уже на основании сформировавшихся ценностных ориентаций. Однако, еслиценности еще иерархически не упорядочились для индивида, они постоянно испытываются практикой его поведения и поступками окружающих. Иными словами, при общем сходстве терминальных ценностей, означающих разную степень значимости тех или иных сфер жизни, способы достижения желаемого состояния по этим направлениям – инструментальные ценности – могут быть отличны.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ценностные ориентации различных поколений действительно могут иметь свою специфику. Так, интегрирующими для молодежи являются ориентации на жизнь и общительность, активное включение в социум. Но, в то же время, не наблюдается категоричного расхождения между молодыми и старшими поколениями. Для молодежи важнее независимость, содержательная и интересная работа. Зато несколько утрачивает для представителей молодого поколения свою значимость такая ценность, как жер-ственность. Кроме того, ориентация на семью у молодежи тоже оказывается недостаточно сильной. И, если вспоминать о том, что система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношения личности к действительности, выступает важным фактором действий и поступков, развития личности [1, с. 3]

и общества, то можно предположить, что подобные тенденции окажут влияние на то, каким предстанет социум некоторое время спустя: ориентированным на построение карьеры и социальную активность, но уделяющим все меньше внимания нравственности, традициям и семье.

Список литературы Ценностные ориентации молодежи Пермского края

  • Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. № 4. С. 286-289.
  • Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Academia, 2008. 606 с.
  • Кошарная Г.Б., Афанасьева Ю.Л. Ценностные ориентации современной Российской молодежи // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2008. № 4. С. 41-52.
  • Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учеб. пособие. Екатеринбург; Н. Тагил, 1995. 311 с.
  • Беккер Х. Человеческий капитал. США: ЭПИ, 1993. С. 147-159.
  • Беспалова Ю.М., Герцен С.М. Ценностные ориентации молодежи современной России (межпоколенный подход) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. № 4. С. 117-126.
  • Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука, 1991. 408 с.
  • Ядов В.А. и др. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России // Серия: Библиотека журнала «Неприкосновенный Запас». М.: Новое лит. обозрение, 2005. 328 с.
  • Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте // сост. и общ. ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. М.: Academia, 2009. 807 с.
  • Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; сост. ипослесловие И. С. Кона. М.: Наука, 1988. 429 с.
Еще
Статья научная