Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в регионах Внутренней Азии: к постановке проблемы

Бесплатный доступ

Трансформация современного общества затронула многие сферы жизни молодого поколения. Большинство задач по модернизации общества требуют адекватного осмысления его главных тенденций. По этой причине становится важным изучение проблематики общественного сознания молодежи как более энергичной и дееспособной социальной силы. Молодежь, живущая в современных условиях трасграничья, росла в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, социальноэкономической и общественной трансформации. Именно поэтому наиболее актуальным для регионов Внутренней Азии остается вопрос о том, что представляет собой современное поколение и с какими проблемами ему приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Еще

Молодежь, ценностные ориентации, внутренняя азия, трансграничье, социокультурная среда

Короткий адрес: https://sciup.org/148317413

IDR: 148317413   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2016-4-87-90

Текст научной статьи Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в регионах Внутренней Азии: к постановке проблемы

Трансформационные процессы, происходящие в современном мировом сообществе, затрагивают многие сферы жизни молодого поколения. Адаптация молодежи к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям, активное их участие в общественно-политической жизни региона способствует развитию их творческого, интеллектуального потенциала и оказывает непосредственное влияние на процессы международной мобильности. В этих условиях актуальным становится вопрос о ценностных ориентациях молодежи, характер которых является типичным индикатором современного развития любого общества.

Категорию социальной ценности (как выражения идеи ценностного) ввел в социологию М. Вебер, который в рамках типологии социального действия выделил его ценностно-рациональный тип, «основанный на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового» [3, с. 628]. П. А. Сорокин рассматривает ценность как один из основных компонентов социального действия. Т. Парсонс подчеркивает, что социальные ценности, их общность выступают как высший принцип, на основе которого достигается всеобщее согласие. Российские исследователи считают основной принципиальной чертой социальных ценностей их осо- бую связанность с существующей системой культуры и социальной структурой общества [13, с. 160]. Система ценностей является объединяющим и дифференцирующим фактором в структуре различных дифференциальных общностей, определяя коллективный портрет любой из них, только им присущие признаки и особенности, индивидуальным проявлением которых выступают ценностные ориентации самих индивидов [10, с. 65].

Термин «ценностная ориентация» впервые был введен в научный обиход У. Томасом и Ф. Знанецким, означая социальные установки личности, под которым понималось состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности [2, с. 170]. В отечественной социологии понятие «ценностная ориентация» было разработано А. Г. Здравомысловым, З. И. Файнбургом, В. А. Ядовым и др. Ценностные ориентации связывают с установкой личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества и представляют собой важнейший компонент структуры личности. Формирование ценностных ориентаций есть не что иное как процесс становления самой личности, ее индивидуального сознания и индивидуальной психологии под воздействием непосредственно социального окружения и общих социальных условий [10, с. 65].

Современное общество предполагает равное развитие культур разных народов, проживающих в нём, вместе с тем, сосуществование представителей различных культур в одном обществе неизбежно ведет к некоторой унификации мышления и поведения молодёжи. В свете глобализационных процессов и процессов трансформации современного общества и культуры, связанных с такими явлениями, как виртуализация, визуализация, информатизация, глобализация, транснационализм, происходит нивелирование традиционных ценностей, поэтому остро встает вопрос сохранения и развития национальных культурных традиций, где особо важную роль играет молодежь, выступая транслятором культурных ценностей, норм и активным участником социально-экономических отношений. Представители молодежной социально-демографической общности -студенчества, характеризуются определенными ценностными установками. В зависимости от организации университетского социума будут различаться и индивидуальные достижения и последующая карьера студенческой молодёжи, так как существуют скрытые связи между ценностями вузов и ценностями общества. Роль университетов состоит не только в том, чтобы транслировать культурные ценности, но и быть доверительной средой их формирования. Так, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить намного больше, по сравнению с группой, не обладающей данными качествами [8]. В этом плане весьма актуальным встает вопрос исследования и осмысления социокультурных, этнокультурных процессов в городах Внутренней Азии, выявления культурных универсалий в ценностных ориентациях, национальной и этнокультурной специфики монголоязычных народов, характерной для многонационального региона и мирового сообщества, и адаптацией собственного многообразия культурно-исторических ценностей к мировой и наоборот.

Выбор региона неслучаен, поскольку восточный вектор развития политики нашей страны обусловил большой интерес научного сообщества к экономическим, социальным, демографическим, культурным, и другими процессам, происходящим в трансграничных регионах Дальнего Востока и Забайкалья - на Даль- невосточном трансграничье [3] и в Забайкальском трансграничье [12]. Республика Бурятия не имеет границы с КНР, но вместе с Монголией и Автономным районом Внутренней Монголии КНР, входит в состав историко-культурного региона – Внутренняя Азия. Указанные регионы объединены общим степным культурным наследием и на сегодняшний день активно сотрудничают в разных сферах, в том числе и в образовании. Образование – это сфера культурного влияния, в рамках которой можно производить и транслировать политические, социальные и культурные ценности. Оно формирует мировоззрение, популяризирует те или иные карьерные ориентиры и стратегии социальной мобильности [11, c. 176]. Сегодня эта отрасль также иерархично поделена по признакам престижа и социальной значимости. Как отмечают М. М. Лебедева, Ж. Фор, «достижения государства в науке привлекают студентов в эту страну именно по данным направлениям, которые сразу же становятся наиболее престижными и востребованными [9].

Таким образом, для студенческой молодежи система ценностей является главным мотиватором социального действия, оказывая влияние на потребности и интересы. Ценностные ориентации являются одной из важнейших характеристик личности, центральным и доминирующим ее компонентом, определяющим относительно устойчивое избирательное отношение субъекта к окружающей действительности и оказывающим значительное влияние на выбор формы поведения, значительное влияние на которое оказывает социокультурная ситуация как в университете, так и в обществе в целом, тогда как усиление динамики социальных и экономических противоречий обостряет вопросы ценностного самоопределения современной молодежи.

Список литературы Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в регионах Внутренней Азии: к постановке проблемы

  • Актамов И. Г. Гуманитарная география трансграничья: ценностные доминанты и модели поведения иностранных студентов // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. -№ 1-1. - С. 5-10.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. - Москва: наука, 1994. - С. 170.
  • Бляхер Л. Трансграничье [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/druzhba/2016/7/transgraniche.html (дата обращения 01.12.2016).
  • Буянтуева Г. Ц.-Д. К вопросу воспитания детей в бурятской семье // Гуманитарные исследования Внутренней Азии, 2016. - Вып. 3. - С. 67-71.
  • Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения: Пер с нем. - Москва: Прогресс, 1990. - С. 628.
Статья научная