Церковное богословие в период от Первого до Второго Вселенского Собора (325–381 гг.)

Автор: Сидоров Алексей Иванович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Церковь в период вселенских соборов

Статья в выпуске: 9-10, 2009 года.

Бесплатный доступ

В работе рассматриваются основные богословские течения в период между Первым и Вторым Вселенскими Соборами. Констатируется, что хотя этот период обычно характеризуется как «эпоха триадологических (тринитарных) споров», главным движущим моментом догматической борьбы в это время являлись вопросы христологии и сотериологии.

Богословие, триадология, христология, сотериология, метод богословия, арианство, арий, монофизитство, омии, омиусиане

Короткий адрес: https://sciup.org/140189871

IDR: 140189871

Список литературы Церковное богословие в период от Первого до Второго Вселенского Собора (325–381 гг.)

  • Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 2006.
  • Алексий (Ржаницын), архим. О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери/Сб. М., 2001. С. 22-23.
  • Амвросий Медиоланский, свт. Об обязанностях священнослужителей. Пер. Г. Прохорова. Казань, 1908.
  • Амфилохий Иконийский, свт. Слово на Великую Субботу. Пер. игум. Вассиана (Змеева)//Богословский вестник, 2005-2006, 5-6.
  • Амфилохий Иконийский, свт. Слово о женегрешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Пер. игум. Вассиана (Змеева)//Богословский вестник, 2004, 4.
  • Амфилохий Иконийский, свт. Слово о новокрещенных. Пер. игум. Вассиана (Змеева)//Богословский вестник, 2003, 3.
  • Афанасий Великий, свт. Творения. Т. II. М., 1994.
  • Афанасий Великий, свт. Творения. Т. III. М., 1994.
  • Барсов Н.И. Очерки из истории христианской проповеди. Вып. 3. Представители ораторскопрактического типа проповеди в IV в. на Востоке. Харьков, 1895.
  • Бер И., свящ. Становление христианского богословия: Путь к Никее. Тверь, 2006.
  • Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. История богословской мысли. М., 2007.
  • Болотов В.В. Собрание церковноисторических трудов. Т. I. Учение Оригена о Св. Троице. М., 1999.
  • Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. СПб., 2006.
  • Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства. СПб., 2006.
  • Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007.
  • Буткевич Т., прот. Зло, его сущность и происхождение. Т. 1. Киев, 2007.
  • Вадковский А.В. Свт. Василий Великий, его жизнь и проповеднические труды//Православный собеседник, 1872. Ч. II.
  • Василиадис Н. Таинство смерти. Сергиев Посад, 1996.
  • Василий (Кривошеин), архиеп. Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у святого Василия//Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. М., 2008. Т. 3.
  • Василий Великий, свт. Письма. М., 2007.
  • Верховский С.С. Бог и человек. Учение о Боге и Богопознании в свете Православия. М., 2004.
  • Виноградов В.П., протопр. О литературных памятниках полуарианства//Богословский вестник, 1911, 9. С. 727-761.
  • Виноградов Н., свящ. Догматическое учение святого Григория Богослова//Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 1. М., 2007.
  • Владимир (Благоразумов), иером. Св. Афанасий Александрийский. Его жизнь, ученолитературная и полемикодогматическая деятельность. Кишинев, 1895.
  • Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия. Рязань, 2004.
  • Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Ярославль, 1908.
  • Говоров А.В. Святой Григорий Богослов как христианский поэт//Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 1. М., 2007.
  • Григорий Богослов, свт. Творения. Ч. II//Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 2. М., 2007.
  • Григорий Нисский, свт. Аскетические сочинения и письма. М., 2007.
  • Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Киев, 2003.
  • Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения. Т. I. Краснодар, 2006.
  • Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения. Т. II. Краснодар, 2006.
  • Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя, или О совершенстве в добродетели. Пер. А.С. Десницкого. М., 1999.
  • Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. I. М., 1861.
  • Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. VII. М., 1865.
  • Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни песней Соломона. М., 1999.
  • Дьяконов А.П. Иоанн Ефесский и его церковноисторические труды. Типы высшей богословской школы в древней Церкви в III-IV вв. СПб., 2006.
  • Дюшен Л. История древней Церкви. Т. II. М., 1914.
  • Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. IV. М., 1880.
  • Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. V. М., 1882.
  • ИванцовПлатонов А.М., прот. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877.
  • Иероним Стридонский, блаж. Творения. Ч. 5. Киев, 1910.
  • Иларион (Троицкий), свщмч. Творения. Т. 2. М., 2004.
  • Иоанн (Митропольский), еп. История Вселенских Соборов. М., 1995.
  • Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений. Т. VIII. Кн. 1. М., 2002.
  • Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. II. Кн. 2. М., 1994.
  • Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
  • Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. М., 1996.
  • Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. М., 1995.
  • Кирилл (Лопатин), иером. Учение св. Афанасия Великаго о Св. Троице (сравнительно с учением о том же предмете в три первые века). Казань, 1894.
  • Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991.
  • Кириллов А.А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях свт. Иоанна Златоуста//Христианское чтение, 1896, 1-2. С. 26-52.
  • Кудрявцев Н.П. Евстафий Антиохийский/Отдельный оттиск из «Богословского вестника». Сергиев Посад, 1910.
  • Лебедев А.П. Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб., 2004.
  • Лебедев А.П. Из истории Вселенских Соборов IV и V веков. Полемика А.П. Лебедева с прот. А.М. ИванцовымПлатоновым. СПб., 2004.
  • Лебедев Д.А., свящ. Вопрос о происхождении арианства/Отдельный оттиск из «Богословского вестника». Сергиев Посад, 1916.
  • Леонов В., свящ. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М., 2005.
  • Ловягин Е.И. О заслугах святаго Афанасия Великаго для Церкви в борьбе с арианством. СПб., 1850.
  • Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет. СПб., 2001.
  • Лосев С. Учение свв. отцов Церкви о познаваемости Бога в опровержение арианских заблуждений//Вера и разум, 1898, 7.
  • Лосский В.Н. Богословие и боговидение. М., 2000.
  • Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  • Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология свт. Григория Нисского. М., 1999.
  • Мартынов А.В. Учение свт. Григория Нисского о природе человека: Опыт исследования в области христианской философии IV века. М., 1886.
  • Мейендорф И., протопр. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000.
  • Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории древней христианской Церкви//Странник, 1910, 9.
  • Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви (IV-III в.). Вып. 1. СПб., 1910.
  • Модест, архим. Св. Астерий Амасийский. Его жизнь и проповедническая деятельность. М., 1911.
  • Муретов М.Д. Евсевий Памфил: Возражения на книгу Н. Розанова «Евсевий Памфил епископ Кесари Палестинской». М., 1881/Отдельный оттиск из «Православного обозрения». М., 1881.
  • Несмелов В.И. Догматическая система святого Григория Нисского. Казань, 1887.
  • Овсянников Е.М., прот. Арианский спор о познаваемости Бога//Вера и Разум, 1910, 4.
  • Орлов А.П. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908.
  • Орлов А.П. Христология Илария Пиктавийскаго. Сергиев Посад, 1909.
  • Павский Г., прот. Григория Богослова догматическое учение//Христианское чтение, 1827. Ч. XXXI.
  • Пантелеимон (Успенский), иером. Три богослова: св. ап. Иоанн Богослов, свт. Григорий Богослов и прп. Симеон Новый Богослов: Общие черты их учения вообще и теории богопознания в частности//Богословский вестник, 1913, 1. С. 77-103.
  • Пономарев П.П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателейаскетов IV века. Казань, 1899.
  • Попов И.В. Труды по патрологии. Т. 1. Св. отцы II-IV вв. Сергиев Посад, 2004.
  • Пюш Э. Свт. Иоанн Златоуст и нравы его времени. СПб., 1897.
  • Розанов Н.П. Евсевий Памфил, еп. Кесарии Палестинской. М., 1880.
  • Сагарда Н.И. Древнецерковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета (IV-V вв.), ее главнейшие направления и характерные особенности//Феодорит Кирский, блаж. Творения. М., 2003.
  • Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века. М., 2004.
  • Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб., 2004.
  • Самуилов В.Н. История арианства на латинском Западе (353-430). СПб., 1890.
  • Сидоров А.И. Древнецерковная историческая письменность: Основные этапы становления древнецерковной историографии//Альфа и Омега, 2007, № 3 (50). С. 377-379.
  • Сидоров А.И. Прп. Макарий Египетский. Его жизнь, творения и богословие//Макарий Египетский, прп. Творения. М., 2002. С. 54-63.
  • Сидоров А.И. Святитель Василий Великий. Жизнь, церковное служение и творения//Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 3. М., 2008.
  • Сидоров А.И. Святой Лукиан Антиохийский и его ученики: К предыстории Антиохийской школы//Альфа и Омега, 2007, 1 (48). С. 36-50; 2 (49). С. 38-57.
  • Сидоров А.И. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению прп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)//Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004.
  • Сидоров А.И. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной монашеской письменности. М., 2002.
  • Сидоров А.И. Христианство как философия или любомудрие по Христу по свидетельству греческих отцов Церкви и церковных писателей II-VIII вв.: Некоторые наблюдения//Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М., 2003. С. 461-476.
  • Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV-первая половина V в.). Сергиев Посад, 2003.
  • Скурат К.Е. Учение о спасении Афанасия Великого. Сергиев Посад, 2006.
  • Соколов И.И. Лекции по истории Грековосточной Церкви. Т. I. СПб., 2005.
  • Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996.
  • Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Сергиев Посад, 1906.
  • Спасский А.А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский Собор в Никее. Исследования по истории древней Церкви. СПб., 2007.
  • Спасский А.А. Обращение императора Константина Великого в христианство. Исследования по истории древней Церкви. СПб., 2007.
  • Творения древних отцовподвижников. М., 1997.
  • Тихов А. Пастырская деятельность святого Василия Великого//Душеполезное чтение, 1898. Ч. II. С. 419.
  • Троицкий И.Е. Последние годы свт. Григория Богослова//Христианское чтение, 1863. Ч. II.
  • Троицкий С.В. Учение свт. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. Краснодар, 2002.
  • Феодорит Кирский, блаж. Церковная история. М., 1993.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Т. II. М., 1996.
  • Флоровский Г., прот. Восточные отцы Церкви. М., 2005.
  • Церковь владыки Василия (Кривошеина). Нижний Новгород, 2004.
  • Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в церковноисторическом отношении: Опыт церковноисторического исследования. Сергиев Посад, 1913.
  • Чистосердов П. Св. Петр Александрийский (его жизнь и деятельность). Харьков, 1901.
  • Эрмий Созомен Саламинский. Церковная история. СПб., 1851.
  • A Comparison between a King and a Monk/Against the Opponents of the Monastic Life. Two Treatises by John Chrysosotom. Translation and Introduction by D.H. Hunter. N.Y., 1988.
  • Abramowski L. Trinitärische und christologische Hypostasenformeln//Theologie und Philosophie, 1979, 54.
  • Balthasar von U.H. Presence and Thought. Essay on the Religious Philosophy of Gregory of Nyssa. San Francisco, 1995.
  • Barbel J. Jesus im Glauben der Kirche. Die Christologie bis zum 5. Jahrhundert. Achaffenburg, 1976.
  • Bardy G. Aux origins de l’école d’Alexandrie//Recherches de Science Religieuse, 1937, 27. P. 83-85.
  • Barnard L.W. The Antecedents of Arius//Vigiliae Christianae, 1970, 24. P. 172-188.
  • Barnes T.D. Athanasius and Constantius. Theology and Politics in the Constantine Empire. Cambridge (Mass.), London, 2001.
  • Barten T. Cyrille de Jérusalem, Eusèbe d’Emése et la théologie semarienne//Revue des sciences philologiques et theologiques, 1960, 52.
  • Behr J. The Nicene Faith. Part 1. True God of True God. N. Y., 2004.
  • Bellini E. La cristologia di S. Basilio Magno//Bessarione, 1979, 1.
  • Bienert W.A. Dyonisius von Alexandrien. Zur Frage des Origenismus im dritten Jahrhundert. Berlin, N.Y., 1978.
  • Bouchet J.R. La vocabulaire de l’union et du rapport des natures chez saint Grégoire de Nysse//Revue thomiste, 1968, 68.
  • Boularand E. Aux sources de la doctrine d’Arius//Bulletin de Littérature Ecclésiastique, 1967, 68. P. 18-19.
  • Boularand E. L’héresie d’Arius et la “foi” de Nicée. Paris, 1972.
  • Boularand E. Les débuts d’Arius//Bulletin de Littérature Ecclésiastique, 1965, 65.
  • Burns P.C. The Christology in Hilary of Poitier’s Commentary of Matthews. Roma, 1981.
  • Copa G. Cristo in Sant’Ambrosio//Bessarione, 1979, 1. P. 45.
  • Daley B.E. The Hope of the Early Church. A Handbook of Patristic Eschaology. Cambridge, 1991.
  • Danielou J. Grégoire de Nysse et la philosophie//Gregor von Nyssa und die Philosophie. Zweites Internationale Kolloqium über Gregor von Nyssa. Hrsg. Von H. Dörrie, M. Altenburger, U. Schraum. Leiden, 1976.
  • Epiphanius III. Panarion haer. 65-80. De fide. Hrsg. von K. Holl und J. Dummer. Berlin, 1985.
  • Eusèbe d’Émèse. Discours conserves en latin. T. I-II. Ed. par E.M. Buytaert. Louvain, 1953-1957.
  • Fedwick P.J. A Commentary of Gregory of Nyssa or the 38th Letter of Basil of Caesarea//Orientalia Christiana Periodica, 1978, 44. P. 31-51.
  • Galtier P. Saint Hilaire de Poitiers. Le premier docteur l‘Eglise latin. Paris, 1960.
  • Geerard M. Clavis partum graecorum. V. II. Turnhout, 1974.
  • Gericke W. Marcell von Ancyra. Der LogosChristologie und Biblizist. Sein Verhältnis zur antiochenischen Theologie und zum Neuen Testament. Halle, 1940.
  • Ghellinck J., de. Patristique et Moyen Age. Étude d’histoire littéraire et doctrinale. T. III. Bruxelles, Paris, 1948.
  • Greer R.A. The Captain of our Salvation. A Study of the Patristic Exegesis of Hebrews. Tübingen, 1973.
  • Greg R.C., Groh D.E. The Centrality of Soteriology in Early Arianism//Studia Patristica, 1984, XV. Part 1. P. 305-316.
  • Gregg R.C., Groh D.E. Early Arianism -A View of Salvation. Philadelphia, 1981.
  • Grégoire de Nazianze. Lettres théologiques. Ed. Par Gallay//Sources chrétiennes. N. 208. Paris, 1971.
  • Grégoire de Nysse. Discourse catéchetique. Ed. Par R. Winling//Sources chrétiennes. N. 458. Paris, 2000.
  • Grégoire de Nysse. Lettres. Ed. Par P.Maraval//Sources chrétiennes. N. 363. Paris, 1990.
  • Gribomont J. Notes biographiques sur s. Basile le Grand//Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic. A SixteenHundredth Anniversary Symposium. Ed. By P.J. Fedwick. Toronto, 1981. P. 21-48.
  • Gwatkin H.M. The Arian Controversy. London, 1914.
  • Hanson R.P.C. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy. 318381. Edinburgh, 1993.
  • Hay C. St John Chrysostom and the Integrity of the Human Nature of Christ//Franciscan Studies, 1959, 19. P. 290-317.
  • Haykin M.A.G. And Who is the Spirit? Basil of Caesarea’s Letters to the Church of Tarsus//Vigiliae Christianae, 1987, 41. P. 377-385.
  • Hefele Ch.J. Histoire des conciles d’après les documents originaux. T. I. Pt. 2. Paris, 1907.
  • Hilaire de Poitiers. La Trinité. T. I//Sources chrétiennes. N. 443. Paris, 1999.
  • Hilaire de Poitiers. La Trinité. T. II//Sources chrétiennes. N. 448. Paris, 2000.
  • Holl K. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältnis zu den grossen Kappadoziern. TübingenLeipzig, 1904.
  • Hübner R.M. Die Einheit des Leibes Christi bei Gregor von Nyssa. Untersuchungen zum Ursprung des “physischen” Erlösungslehre. Leiden, 1974.
  • Jaeger W. Gregor von Nyssa’s Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966.
  • Juzek J.H. Die Christologie des hl. Johannes Chrysostomus. Zugleich ein Beitrag zur Dogmatik der Antiochener. Breslau, 1912. S. 19-53.
  • Kannengiesser Ch. Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity. Leiden, 2006.
  • Kannengiesser Ch. Holy Scripture and Hellenistic Hermeneutics in Alexandrian Christology: The Arian Crisis. Berkeley, 1982.
  • Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. London, 1960.
  • Kelly J.N.D. Golden Mouth. The Story of John Chrysosotom -Ascetic, Preacher, Bishop. Duchworth, 1995.
  • Khaled A. Athanasius. The Coherence of his Thought. London, N.Y., 1998.
  • Kopeček Th.A. A History of NeoArianism. Cambridge (Mass.), 1979.
  • Lenz J. Jesus Christus nach der Lehre des hl. Gregor von Nyssa. Eine dogmengeschichtliche Studie. Trier, 1925.
  • Leys R. L’image de Dieu chez Saint Grégoire de Nysse. Paris, 1951.
  • Leys R. La théologie spirituelle de Grégoire de Nysse//Studia Patristica, 1957. V. II. Pt. 2. P. 497.
  • Liébaert J. Christologie von der Apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalcedon (451)//Handbuch der Dogmengeschichte. Hrsg. von M. Schmaus und A. Grillmeier. Bd.III, 1. Freiburg, Basel, Wien, 1965.
  • Lienhard J.T. Contra Marcellum. Marcellus of Ancyra and the Fourth-Century Theology. Washington, 1999.
  • Lorenz R. Arius judaizanz? Untersuchungen zur dogmengeschichtliche Einordnung des Arius. Göttingen, 1979.
  • Lorenz R. Die Christusseele im arianischen Streit//Zeitschrift für Kirchengeschichte, 1983, Bd. 94.
  • Luibheid C. Finding Arius//The Irish Theological Quarterly, 1978, 45.
  • Madec G. Saint Ambroise et la philosophie. Paris, 1974.
  • Malingrey A.M. “Philosophia”. Etude d’un groupe de mots dans la literature grecque des presocratiques au IV siècle. Paris, 1981.
  • Marcellus von Ankyra. Die Fragmente. der Brief an Julius von Rom. Herausgeben, eigeleite und ubersetzt von M.Vinzent. Leiden, N.Y., 1997. S. XIII-XXV.
  • Markschies C. Alta Trinità Beata. Gesammelte Studien zur altkirchlichen Trinitätstheologie. Tübingen, 2000.
  • Meslin M. Hilaire et la crise arienne//Hilaire et son temps. Actes du Colloque de Poitiers 29 september 3 octobre 1968. Paris, 1969.
  • Newlandes G.M. Hilary of Poitiers: A Study in Theological Method. Bern, 1978.
  • Pelikan J. Christianity and Classical Culture. The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. New Haven-London, 1993.
  • Philippou A.J. The Doctrine of Evil in St. Gregory of Nyssa//Studia Patristica, 1966. V. IX. Pt.3. P. 254-255.
  • Plaignieux J. Saint Grégoire de Nazianz théologien. Paris, 1952.
  • Quasten J. Patrology. V.III. Utrecht, Antwerp, 1975. P. 198-200.
  • Radford L.R. Three Teachers of Alexandria: Theognostus, Pierius and Peter. A Study in the Early History of Origenism. Cambridge, 1908.
  • Ricken F. Zur Rezeption platonische Ontologie bei Eusebios von Kaisareia, Areios und Athanasios//Theologie und Philosophie, 1978, 53. S. 337-343.
  • Roldanus J. Le Christ et l’homme dans la théologie d’Athanase d’Alexandrie. Étude de la conjunction de sa conception de l’homme avec sa christologie. Leiden, 1977. P. 356
  • Rousseau Ph. Basil of Caesarea. Berkeley-Los Angeles-London, 1998.
  • Ruether R.R. Gregory of Nazianz. Rhetor and Philosopher. Oxford, 1969.
  • Schwerdt P.K. Studien zur Lehre des Heiligen Ambrosius von der Person Christi. Bückeburbg, 1937.
  • Sellers R.V. Eustathius of Antioch and his Place in the Early History of Christian Doctrine. Cambridge, 1928.
  • Sellers R.V. Two Ancient Christologies. A Study in the Christological Thought of Schools of Alexandria and Antioch in the Early History of Christian Doctrine. London, 1940.
  • Simonetti M. Genesi e sviluppo della dottrina trinitaria di Basilio di Cesarea//Basilio di Cesarea. La sua eta, la sua opera e lie basilianismo in Sicilia/Atti del Congresso Internationale. Messina, 1983. P. 169-197.
  • Simonetti M. La crisi ariano nel IV secolo. Roma, 1975.
  • Spoerl K.M. Apollinarian Christology and the AntiMarcellian Tradition//Journal of Theological Studies, 1994, 45. P. 545-568.
  • Stephenson A.A. St Cyril of Jerusalem’s Trinitarian Theology//Studia Patristica, 1972. V. XI. Pt. 2.
  • Szymusiak J.M. Grégoire de Nazianze et le péché//Studia Patristica, 1966, IX. Pt. 3.
  • The Panarion of Epiphanius of Salamis. Book I. Transl. by F. Williams. Leiden, 1987.
  • Torrance Th.E. Divine Meaning. Studies in Patristic Hermeneutics. Edinburgh, 1995.
  • Urbina I O., de. Nicée et Consantinople//Histoire des conciles oecuméniques. T. I. Paris, 1962.
  • Vivian T. St. Peter of Alexandria. Bishop and Martyr. Philadelphia, 1988.
  • Weigl E. Christologie vom Tode des Athanasius bis zum Ausbruch des nestorianischen Streites (373-429). München, 1925.
  • Wiles M. Archetypal Heresy. Arianism through the Centuries. Oxford, 1996.
  • Williams R. Arius. Heresy and Tradition. London, 2001.
  • Winn R.E. The Church of Virgins and Martyrs: Ecclesiastical Identity in the Sermons of Eusebius of Emesa//Journal of Early Christian Studies, 2003, 11.
  • Winslow D.F. Christology and Exegesis in the Cappadocians//Church History, 1971, 40.
  • Winslow D.F. The Dynamics of Salvation. A Study in Gregory of Nazianzus. Cambridge (Mass.), 1979.
  • Young F.M. From Nicaea to Chalcedon. A Guide to the Literature and its Background. London, 1996.
  • Βασίλειος ο Μέγας. Επιστολαί/Βιβλιοθήκη Ελλήνων Πατέρων και Εκκλησιαστικών Συγγραφέων. Τ. 55. Αθήνα, 1975.
Еще
Статья научная