Церковное древлехранилище как музей (на примере Симбирского древлехранилища)
Автор: Чапланова Мария Александровна
Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu
Рубрика: Философия и культурология
Статья в выпуске: 3 (9), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье освещается история создания церковных обществ и древлехранилищ при них. Особое внимание уделено региональному компоненту. Впервые исследуется история образования и пополнения коллекции Симбирского Церковного Древлехранилища, его деятельности, выявлены функции Древлехранилища. Автор приходит к выводу, что Церковное Древлехранище Симбирска можно назвать церковным музеем.
Древлехранилище, древности, музей, церковный музей, церковная старина
Короткий адрес: https://sciup.org/14219445
IDR: 14219445
Текст научной статьи Церковное древлехранилище как музей (на примере Симбирского древлехранилища)
Интерес к древности и старине возник в обществе в период правления императора Николая I (1825 —1855). Именно в годы его правления в 1839г. было создано Одесское общество истории и древностей, в 1846г. возникло Археолого-нумизматическое общество в Петербурге (с 1851г. — Императорское Русское археологическое общество).
Общественный подъём и ощущение общей ответственности за судьбы страны в эпоху Александра Освободителя (1855 —1881) способствовали активизации интереса к памятникам истории и культуры и созданию новых архивных и археологических организаций в столицах и губерниях.
В 1864г. в Москве графом Алексеем Уваровым было создано Императорское Московское археологическое общество. С 1884г. в губерниях повсеместно стали возникать учёные архивные комиссии, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения. Изучение русской церковной старины занимало в деятельности обществ и комиссий одно из главных мест, что вызывало одобрение церковной общественности. «Церковный вестник» писал, что «всякий, честно и искренно относящийся к интересам церковной археологии, должен только радоваться, что археологические общества заботятся об изучении и сохранении церковных древностей» в отсутствие «ведом- ственных» специалистов. Особенно отмечалась коллегиальность, по сути дела, соборность в деятельности подобных обществ [9].
Охрана памятников церковной старины требовала музеефикации литургических памятников, материальное состояние которых не позволяло использовать их в повседневном богослужении. На организации церковных музеев настаивал еще Ф. Буслаев во время I Археологического съезда в Москве в 1869 г., в чем его поддержали Д. Струков, П. Казанский и Н. Лошкарев. На II Археологическом съезде в Петербурге (1871г.) уже были предложены конкретные проекты образования церковно-археологических музеев при Духовных академиях (Н. Лошкарев) и при епархиальных управлениях (П. Савваитов). Насущная необходимость создания церковно-археологических обществ и музеев была поддержана профессором Московской Духовной академии И. Мансветовым в 1872г.
В итоге, были созданы музеи при Духовных академиях — Киевской (1872г., преобразован в 1881г.), Петербургской (1878г.) и Московской (1880г.). Вместе с тем развитие церковно-археологической сферы несколько отставало от общественных потребностей: VIII Археологический съезд в Москве (1890) вновь ходатайствовал перед Синодом о преподавании археологии в Духовных семинариях и о создании епархиальных музеев.
Лишь к концу XIX в. началось массовое возникновение церковных учреждений в виде обществ, епархиальных комитетов и древлехранилищ и повышение их научного потенциала. В это время инициатива создания подобных организаций начала переходить от мирян и академической профессуры к епископату. Успех или неуспех церковно-археологических начинаний в епархии стал зависеть от внимания или равнодушия архиерея к этому начинанию.
Церковные музеи создавались при церквях, монастырях, религиозных объединениях. Они возникали как музеи исторического профиля и своей целью имели собирание и сохранение памятников церковной старины. Появление церковных музеев было также определено введением курса церковной археологии в программу духовных академий, который, в свою очередь, требовал наглядности. Основу коллекция церковных музеев составляли коллекции древлехранилищ, включавшие собрания церковной утвари, облачений, книг.
В конце XIX — начале XX в. создаются музеи по инициативе церковно-археологических обществ и комитетов. Так же музеи церковных древностей открылись в Ростове (1883 г.), Туле (1885 г.), Архангельске (1886 г.), Подольске (1890 г.), Ставрополе (1894 г.), Воронеже (1901 г.), Кишинёве (1904 г.), Орле (1905 г.).
Церковные музеи открывались и благодаря деятельности светских лиц. Примерами могут служить церковные музеи в Вологде (1888 г.), Тифлисе (1888г.), Витебске (1893 г.), Могилёве (1897 г.)
На предварительном съезде деятелей музеев в Москве (1912 г.), созванном для обсуждения назревших вопросов в области музейного дела, группа представителей церковно-археологических музеев была одной из самых значительных. К этому времени в России было около 50 церковных музеев [6].
По примеру других городов в Симбирске в январе 1914 г. было образовано Симбирское Епархиальное Церковное Археологическое Общество, одной из общих целей учреждения Общества, согласно 1 параграфу устава, утвержденного Священным Синодом, стало «изучение церковно-религиозной жизни Симбирского края в прошлом и настоящем, сохранение и изучение памятников церковной старины Симбирской епархии и образование церковно-археологического древлехранилища из письменных и вещественных памятников церковной старины» [7, с. 3]. Был избран Комитет Общества, в состав которого вошли следующие лица: инспектор духовной семинарии А. К. Яхонтов, председатель Комитета при решении текущих дел Общества А. Ф. Жуков, секретарь Общества С. Д. Со-тин, казначей священник Владимирской церкви Владимир Садовский. В течение всего года Комитет принимал необходимые меры для устройства библиотеки и Древлехранилища: приобрел необходимое количество шкафов, витрин, рам и проч.
Для более успешного и скорого образования при Обществе церковного Древлехранилища из письменных и вещественных памятников церковной старины в первое же свое заседание Комитетом Общества постановлено просить духовную консисторию сообщить об организации Симбирского Церковного Археологического Общества на предмет привлечения к деятельному участию к задачам этого общества как их самих, так и причтов и церковных старост, подведомственных им церквей. С той же целью Комитет неоднократно печатал в «Епархиальных Ведомостях» обращение к епархиальному духовенству с просьбой о доставление в Древлехранилище Общества вышедших из употребления «церковных предметов и бумаг, имеющих характер давности, с указанием, по возможности, исторических и других сведений о доставляемых памятниках церковной старины» [7, с. 5].
Начало коллекции предметов Древлехранилища было положено духовной консисторией, которая прислала в Комитет Общества «зимнюю шапочку», ручную медную кадильницу и псалтирь бывшего Бор-тсурманского священника отца Алексея Гневушева, жившего в начале XIX в. Затем Древлехранилище пополнилось «железными веригами» бывшего монаха Покровского монастыря, пожертвованные Его Преосвященством, шелковой ризой из села Собакина, сохранившейся со времен царицы Марфы (Собакиной), третьей супруги царя Ивана Васильевича Грозного. Поступили в Древлехранилище и древние бумаги по истории края, Библия XVIII в., редкая в библиографическом отношении книга «Требник Петра
Могилы» 1644г. Плащаница XVII в. из церкви с. Березовки Карсунского уезда, старинные брачные венцы церкви с. Ляховки, деревянная дарохранительница церкви с. Березовки, резные Царские двери XVIII в. из церкви с. Беденьги, с. Сосновки, резные деревянные изображения Спасителя «в темнице», Моисея, Аарона. Письменные памятники — копии с церковных описей сел Шумовки, Ишеевки, Беденьги, Тетюшской Слободы — доказывают, что в нашей епархии в XVIIIв. существовала собственная школа иконописцев, резчиков, позолотчиков. Из церкви села Подгородной Каменки был передан литой медный крест — точное воспроизведение креста, составляющего часть жезла, врученного Святым Иоанном Богословом преподобному Авраамию Ростовскому для сокрушения идола Велеса. Хранились в Древлехранилище и фамильными бумагами графов Толстых. [7, с. 5,6]
Призыв о пополнении коллекции Церковного Древлехранилища был услышан, и количество поступивших предметов было настолько велико, что к концу первого года существования, Комитет Общества ставит вопрос об издании каталога поступивших предметов с подробным их описанием.
У Церковного Древлехранилища, так же как и других музеев Симбирска, была проблема в отсутствии не только своего помещения, но и даже съемного, которое в условиях военного времени найти было сложно. Поэтому предметы временно были размещены в центральном помещении Симбирской Духовной семинарии по ул.Большой Саратовской. Затем Древлехранилище перемещается с помещения на центральной улице города в помещение на ул. Нижней Чебоксарской. «Согласно постановлению Симбирского Епархиального Съезда от духовенства и церковных старост от 12 июня сего года...с августа месяца сего года из временного помещения при духовной семинарии Симбирское Епархиальное Древлехранилище переведено в деревянный Епархиальный дом». [1, л.12] По этому адресу музей находился некоторое время. Однако накануне объединения в единый Народный музей в 1918г., «помещался где-то на частной квартире». [1, л. 12]
Примечательно, Симбирское Древлехранилище не было закрытым собранием. Его посещали частные лица, городское и сельское духовенство, преподаватели духовно-учебных заведений. Так же часто бывали воспитанники духовной семинарии (группами и в отдельности), занимались изучением памятников родной старины при руководстве и объяснениях Председателя Комитета Общества. Осматривал Древлехранилище и Преосвященный Владыка Вениамин. По свидетельству А. Ю. Тихоновой привлечение местного населения к исследованию древней истории культуры своего края обеспечивает не только популяризацию, но и сохранность музейных коллекций [8, с. 109].
Таким образом, Симбирское Древлехранилище было создано в 1914г. по инициативе Симбирского Епархиального Церковного Археологического Общества. Несмотря на сложный период Первой мировой войны, коллекция Древлехранилища активно пополнялась. Образованное Древлехранилище выпол- няло традиционные музейные функции: занималось не только собиранием, сохранением предметов церковного обихода, но и изучением собранных коллекций, а также их популяризацией. Потому Симбирское Древлехранилище можем назвать Симбирским Церковным музеем, чья коллекция в последствие вошла в коллекцию образованного в 1918 г. Народного музея в Симбирске.
Список литературы Церковное древлехранилище как музей (на примере Симбирского древлехранилища)
- ГАУО. Р-968. Оп. 1. Д. 6. Л. 12-13.
- Мусин А. Е. Церковная старина в современной России. Петербургское Востоковедение, 2010.
- Объявление..//Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № № 3-4, 8-9, 11, 20, 21.
- Объявление..//Симбирские епархиальные ведомости. 1915. № № 6, 7, 18, 19, 24.
- Объявление..//Симбирские епархиальные ведомости. 1917. № 3.
- Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, 2001.
- Сведения о деятельности и состоянии Симбирского Епархиального Церковного Археологического Общества//Симбирская Церковная Старина. 1915. Вып. 2. С. 1-8.
- Тихонова А. Ю. Историография изучения культуры региона с XVIII до начала ХХ в.//Традиция и модернизация в развитии регионов: философия, политика, социология, история: сб.науч.ст./Под ред. А. И. Сухарева, В. В. Козина/НИИ регионологии. Саранск, 2006. (Прил.№ 7 к журн. «Регионология»). С. 104-117.
- Церковный вестник. 1885. № 30.