Частные военные компании как инструмент продвижения геополитических интересов
Автор: Букреева Т.Н.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 10, 2024 года.
Бесплатный доступ
Частные военные компании сегодня все чаще являются предметом внимания различных средств массовой информации, а еще 20-30 лет назад они представлялись чем-то экзотическим. Раскрытие деятельности подобных структур привело к формированию целого сегмента суждений - от их всесильности до модного течения, не представляющего особого интереса для общественности. Однако геополитические проблемы, нарастание напряженности в мире и активизация функционирования частных военных компаний не могут являться случайными. При этом и сами эти образования не являются однородными, а выполняют целый спектр работ и услуг, что позволяет разделить их по сфере и географии деятельности, то есть классифицировать. Особый интерес представляет деятельность частных военных компаний по продвижению геополитических и экономических интересов стран и транснациональных компаний. В этом аспекте интересны причины обращения государств к использованию подобных структур взамен регулярных национальных воинских формирований, а также перспективы обращения к их услугам представителей бизнеса.
Частная военная компания, геополитика, международные отношения, охранная деятельность, военные действия, наемничество
Короткий адрес: https://sciup.org/149146635
IDR: 149146635 | DOI: 10.24158/pep.2024.10.5
Текст научной статьи Частные военные компании как инструмент продвижения геополитических интересов
Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, ,
,
причин социально-экономического и технико-технологического характера, привела к росту неопределенности и изменениям позиций акторов международных отношений. В частности, во второй половине XX в. значительно возросла роль транснациональных банков (ТНБ) и компаний (ТНК), финансовое обеспечение которых в ряде случаев было сравнимо по объему с государственным бюджетом небольшой страны. В результате их влияние на мировые процессы значительно выросло, а роль национальных государств, напротив, несколько снизилась (это можно наблюдать по первым лицам ряда стран, которые уже даже не скрывают уровень своей некомпетентности). Некоторые эксперты связывают эти процессы с переходным периодом мировой системы (отмечается спектр мнений от завершения «эпохи капитализма» и следующего за ним посткапитализма до различных вариантов глобализации, трансгуманизма или, напротив, архаики), но в настоящее время можно выделить ряд тенденций, среди которых: существенное снижение уровня образования, рост неравенства при развитии технологий и доступности информации, развитие транснациональных видов деятельности без учета государственных интересов; расширение масштабов деятельности террористических и экстремистских организаций; использование частных военизированных структур для решения геополитических и экономических вопросов не только коммерческими компаниями, но и национальными государствами.
Цель исследования – рассмотреть деятельность частных военных компаний (ЧВК) в качестве инструмента продвижения геополитических интересов.
В работе использовались методы синтеза и анализа, в том числе сравнительного, дедукции и индукции.
Информационной базой выступили результаты исследований российских и зарубежных ученых и экспертов, материалы «фабрик мыслей» и аналитических агентств, а также нормативно-правовые документы международного и национального уровней.
Особенности деятельности частных военных компаний . Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что ЧВК играют все большую роль в политике, экономике и военной сфере разных стран мира. На сегодняшний день их общее количество составляет несколько сотен при совокупной численности сотрудников более миллиона человек. ЧВК осуществляют свою деятельность более чем в 110 странах мира. Резкий рост их количества начался после окончания холодной войны, когда завершилось противостояние СССР и США. Это привело к тому, что, во-первых, оказалось без работы большое количество военных специалистов. Во-вторых, в регионах (например, в Африке), где до этого разворачивалась активная борьба между державами за перетягивание стран в свой лагерь, а внешняя военная поддержка являлась главным фактором обеспечения стабильности, образовался вакуум силы, что создало спрос на частные военные услуги (Вагнер, 2023: 221–222).
Согласно ежегодному отчету SIPRI 2023, в настоящее время главными акторами на международном рынке частных военных компаний являются США, Великобритания, Китай и Южно-Африканская Республика, на долю которых приходится около 70 % всего сектора услуг безопасности1. Основными потребителями услуг ЧВК выступают транснациональные компании и государственные учреждения США, Великобритании и Франции2. В этой связи в указанных странах занимаются активными исследованиями роли частных военных компаний во внешнеполитической деятельности государств, а вопрос о месте подобных образований в реализации внешнеполитических целей становится приоритетным направлением исследований центров, занимающихся изучением войн, терроризма, конфликтов и т.д. Так, Центр стратегических и международных исследований (США), анализируя расширение деятельности китайских частных охранных компаний за рубежом, выделяет четыре основных преимущества ЧВК перед регулярной армией для достижения государствами внешнеполитических целей3. Рассмотрим их.
-
1. Отрицание вовлеченности в конфликт на национальном уровне. ЧВК выступают своеобразным инструментом для контроля общественного мнения среди населения по вопросу участия страны в конфликтах на территории других стран: ЧВК служит для сокрытия от граждан в целом этого факта или степени задействования, что позволяет занижать данные о потерях среди военнослужащих регулярной армии.
-
2. Отрицание участия в военных действиях по геополитическим причинам. В зависимости от конкретной ситуации персонал ЧВК может пополнять контингент вооруженных сил либо своим
-
3. Обход правовых запретов. Правительства также используют ЧВК для соблюдения юридических ограничений на использование национальной военной силы за границей, налагаемых внутренним или международным законодательством. Например, в КНР строго регламентируется использование сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и Народной вооруженной полиции (НВП). В частности, «Закон о борьбе с терроризмом Китайской Народной Республики» от 27.12.2015 г.1 допускает участие национальных вооруженных сил страны в контртеррористических операциях на чужой территории, если речь идет о сопредельных государствах. В то же время частные охранные компании дают правительству Китая больше свободы для проецирования силы за границу, прежде всего для защиты стратегических инвестиций и эвакуации китайских граждан из зон конфликтов.
-
4. Экономия средств. В отдельных случаях для правительства страны ЧВК может быть экономически эффективным решением и альтернативой, позволяющей выполнять задачи по обеспечению безопасности и проведения военных операций без высокозатратных инвестиций в оборону и финансирования регулярных армейских подразделений и правоохранительных органов. Так, в 2016 г. в Ираке и Афганистане каждый четвертый американский военнослужащий относился к персоналу ЧВК2, что позволило говорить о «войне на аутсорсинге».
присутствием полностью «освободить» правительство от развертывания в зоне конфликта регулярной армии, тем самым создавая видимость отсутствия официальной поддержки одной из сторон конфликта и не привлекая внимания своих внешнеполитических оппонентов к реализуемым задачам.
Несомненно, использование услуг подобных структур имеет определенный комплекс преимуществ и недостатков в зависимости от конкретной ситуации. Явными представляются экономические плюсы ЧВК, а также достоинства организационного характера, к которым эксперты относят гибкое боевое управление и быстрое наращивание возможностей. В то же время зачастую остается сомнительным контингент ЧВК, а разные условия службы между военными в коммерческих структурах и регулярных подразделениях могут спровоцировать конфликты (Вагнер, 2023: 252). Так, известны факты вербовки американскими ЧВК для участия в военных действиях на Украине членов мексиканских и колумбийских наркокартелей, отбывающих наказание в США3. Тем не менее сам рынок частных военных услуг обладает тенденцией к расширению.
Согласно С. Луценко, основными функциями иностранных коммерческих военных образований являются следующие4:
-
1) участие в миротворческих операциях по линии международных организаций;
-
2) оказание военной помощи другим странам без ввода на их территорию солдат иностранных государств;
-
3) защита жизни и здоровья граждан своей страны за рубежом;
-
4) охрана имущества физических и юридических лиц за пределами границ государства;
-
5) обеспечение безопасности важных объектов как на территории своей страны, так и за рубежом.
В зависимости от выполняемых функций И.П. Коновалов условно подразделяет частные военные компании на четыре типа: военных услуг, консалтинговые, логистические, частные охранные (ЧОК) (Коновалов, 2023: 11).
Таким образом, ЧВК выполняют достаточно широкий, но специфический спектр функций, зачастую, помимо коммерческих интересов, преследуя геополитические цели стран и ТНК.
Частные военные компании в качестве инструмента реализации геополитических и геоэкономических интересов государств и ТНК. Лидером в привлечении ЧВК для защиты своих геополитических интересов являются США, которые в стремлении скрыть участие государства в ряде операций при установлении контроля над чем-либо в других странах стали активно использовать ресурсы частных военных компаний. Так, Blackwater вела свою деятельность в Ираке и Афганистане в 2000-х гг., она же в 2004 г. в рамках программы «Страж Каспия» поднимала военный потенциал Азербайджана и т.д. (Скейхилл, 2024: 204). Та же Blackwater и Dyncorp стали одними из бенефициаров событий 11.09.2001 г., получив крупные контракты от Пентагона (Hartung, 2021: 5). В некоторых случаях необходимость проведения ряда операций правительству США довольно затруднительно обосновать гражданам, поэтому задействование регулярных вооруженных сил чревато политическими и социальными рисками. В то же время использование ЧВК переводит в плоскость взаимодействия двух хозяйствующих субъектов (порой, интересантами деятельности ЧВК являются ТНК, которые могут являться заказчиками напрямую либо через органы власти). При этом не стоит забывать и о широком круге интересов как политического образования, так и экономических субъектов в форме компаний.
Таким образом, можно отметить, что взаимодействие представителей национальных государств (в данном случае – США) и ЧВК является взаимовыгодным, что легко обнаружить на примере операций, проведенных США после событий 11.09.2001 г.
Великобритания и Франция как бывшие колониальные державы и, несмотря на деколонизацию, например, Африки, всегда стремились де-факто сохранять контроль над бывшими территориями, для чего активно использовали наемников, а в дальнейшем и ЧВК. В настоящее время британские коммерческие военные структуры трансформировались в корпорации, имеющие прочные связи с общественностью и маркетинговые команды (Яковлев, 2024: 37). При этом также не следует сбрасывать со счетов и деятельность ТНК этих государств, которые активно использовали военные компании в целях реализации своих интересов (при этом не всегда являясь «прямым» заказчиком).
Китай, обладающий одной из передовых экономик мира, уже на протяжении 10–15 лет отстаивает свои экономические и политические интересы практически по всему миру, реализуя проекты регионального и глобального масштаба. Развитие страны и выход с инвестициями на внешние рубежи потребовали обеспечения защиты финансовых вложений. В итоге постепенно рынок частных военных и охранных услуг получил импульс к развитию. Следует отметить, что крупные китайские частные охранные компании (ЧОК), осуществляющие свою деятельность за рубежом, тесно связаны с национальным правительством, что косвенным образом свидетельствует о том, что подобные организации являются одним из инструментов реализации национальных геополитических интересов. Активную деятельность национальных ЧОК можно проследить по географии осуществления крупных проектов с участием «китайского» капитала.
В Российской Федерации рынок частных военных и охранных услуг формируется с 1990-х гг., насыщенный избытком профессиональных специалистов различных силовых ведомств бывшего СССР и первоначально сформировавшийся как частные охранные предприятия (ЧОП), порой с наличием криминальной составляющей. Однако уже с 2010-х гг. начался процесс постепенного формирования рынка военных услуг, притом что национальное законодательство не предусматривало возможности легализации подобных структур, к тому же власти России обращают внимание на сложности с контролем за оборотом оружия. В итоге в 2013 г. в Гонконге была зарегистрирована ЧВК «Славянский корпус», состоящая из бывших российских военных. В настоящее время подобные структуры выполняют задачи как в рамках специальной военной операции на Украине (СВО), на африканском континенте (Мали, Центрально-Африканская Республика (ЦАР), Судан, Ливия и т.д.), так и в Ближневосточном регионе (Сирия). Многие средства массовой информации (СМИ) связывают территории их деятельности с геополитическими интересами страны, а также реализацией проектов крупного российского бизнеса. При этом ряд отечественных исследователей отмечает трудности развития частного военного бизнеса в нашей стране, связывая это с отсутствием соответствующей законодательной базы (Феномен частных военных компаний в военно-силовой политике государств в XXI в. …, 2017: 138). Исследователи подчеркивают, что в этом вопросе сдерживающим фактором во многом является непроработанный терминологический аппарат, в котором не предполагается четкое разграничение между наемничеством и деятельностью частных военных компаний. Однако Россия принимает активное участие в подготовке международного законодательства (в частности, в разработке и продвижении проекта Конвенции о частных военных и охранных компаниях).
Многие эксперты отмечают перспективность рынка рассматриваемых услуг, так как их спектр достаточно широк (от логистической и охранной деятельности до участия в миротворческих операциях и вооруженных конфликтах). При этом неурегулированность правовых вопросов остается сдерживающим фактором развития предложения на рынке, так как, например, зачастую участники ЧВК подвергаются уголовному преследованию в стране проживания по статьям о наемничестве.
Заключение. Роль частных военных компаний в условиях возрастания нестабильности в мире постепенно увеличивается, однако, во-первых, правовой статус их деятельности не урегулирован на международном и национальных уровнях; во-вторых, использование подобных структур в качестве инструмента достижения геополитических целей отдельных стран или ТНК может привести к дестабилизации ситуации как в конкретной стране, так и в отдельном регионе. Второе утверждение тем более актуально, так как ЧВК может себе позволить не каждая страна, а преимущественно те государства, которые имеют обоснованные геополитические интересы и соответствующие средства для их достижения.
Тем не менее рынок предоставляемых частными военными компаниями услуг имеет тенденцию к дальнейшему росту, а сами такие коммерческие образования, несмотря на юридические затруднения, находят возможность осуществлять свою деятельность. Это означает, что в перспективе высока вероятность ее расширения в контексте отстаивания геополитических и экономических интересов акторов международной политики.
Список литературы Частные военные компании как инструмент продвижения геополитических интересов
- Вагнер Р. ЧВК. История и современность. Горе побеждённым! М., 2023. 228 с.
- Коновалов И.П. История современного наёмничества: "Дикие гуси" и частные военные компании. М., 2023. 304 с.
- Скейхилл Д. Blackwater: самая могущественная наемная армия в мире. М., 2024. 480 с.
- Феномен частных военных компаний в военно-силовой политике государств в XXI в. / К.П. Курылев [и др.] // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12, № 4. С. 130-149. DOI: 10.17323/1996-7845-2017-04-130 EDN: YNZHWO
- Яковлев М.М. Частные военные компании и частные разведкомпании: Прошлое, настоящее, будущее. М., 2024. 116 с.
- Hartung W.D. Profits of War: Corporate Beneficiaries of the Post-9/11. A Cost of War Research Series. Rhode Island, 2021. 23 p.