Частота артериальной гипертонии в выборке пациентов с комбинированной гиперлипидемией у пациентов Московской липидной клиники при амбулаторных консультациях по обращаемости

Автор: Зубарева М.Ю., Рожкова Т.А., Амелюшкина В.А., Каминная В.И.

Журнал: Евразийский кардиологический журнал @eurasian-cardiology-journal

Рубрика: Артериальная гипертензия и метаболический синдом

Статья в выпуске: S2, 2019 года.

Бесплатный доступ

Гиперлипидемия (ГЛП) и артериальная гипертония (АГ) являются основными факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Среди лиц с диагнозом ГЛП существует большая группа больных с комбинированным нарушением липидного обмена: гиперхолестеринемия в сочетании с гипертриглицеридемией. Частота встречаемости комбинированной гиперлипидемии (КГЛП) у лиц с нарушениями липидного обмена может достигать 30-50 %. Изучение частоты сочетания АГ и КГЛП как факторов риска ССЗ позволит проводить более адекватную оценку риска сердечно-сосудистых осложнений (ССО) и коррекции терапии у пациентов данной категории. 105 Цель. Оценить частоту встречаемости АГ как дополнительного фактора риска ССЗ у пациентов с КГЛП (МКБ-10 Е78.2) и сопутствующими заболеваниями.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/143170067

IDR: 143170067

Текст статьи Частота артериальной гипертонии в выборке пациентов с комбинированной гиперлипидемией у пациентов Московской липидной клиники при амбулаторных консультациях по обращаемости

Материал и методы. Обследованы 50 больных с ГБ II стадии, находившихся на стационарном этапе обследования и лечения в возрасте от 40 до 72 лет (мужчин – 20, женщин – 30). Все больные получали комбинированную антигипертензивную терапию. Проводилось общеклиническое обследование и анкетирование по выявлению ФР. В зависимости от выраженности церебральных расстройств все пациенты были разделены на 2 группы: 1 составили 25 больных АГ без церебральных нарушений (возраст 55,5 ± 2,8 лет) и 2-ю – 25 больных (возраст 57,7 ± 1,43 лет) АГ с церебральными нарушениями. Среди больных 2 группы начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга (НПНКМ) были у 10 человек, дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭ) I стадии – у 10 человек, ДЭ II стадии – у 5 человек.

Результаты. У больных 1 группы уровень АД был: САД – 138,3 ± 5,9 мм рт.ст., ДАД – 89,3 ± 4,1 мм рт. ст.; избыточная масса тела и ожирение (ИМТ – 31,2 ± 1,8 кг/м²) выявлялась у 15 (60 %), табакокурение – у 12 (48 %), злоупотребление алкоголем – у 4 (16 %), малоподвижный образ жизни – у 10 (40 %), отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям (инсульт, инфаркт миокарда или артериальная гипертония у ближайших родственников)

– у 17 (68 %), гиперхолестеринемия (уровень общего холестерина плазмы крови 5,66 ± 0,2 ммоль/л) – у 7(28 %) обследованных, сахарный диабет и нарушение толерантности к глюкозе выявленого у 2 (8 %). У больных 2 группы уровень АД был: САД – 149,3 ± 3,2 мм рт.ст., ДАД – 97,1 ± 2,2 мм рт.ст. В отличие от больных 1 группы выявлялось увеличение частоты избыточной массы тела и ожирения (ИМТ – 33,3 ± 0,5 кг/м²), которое регистрировалось – у 18 (72 %), малоподвижного образа жизни – у 12 (48 %), отягощенной наследственности по сердечно-сосудистым заболеваниям (инсульт, инфаркт миокарда или артериальная гипертония у ближайших родственников) – у 18 (72 %), а также снижалась частота гиперхолестеринемии (уровень общего холестерина 5,48 ± 0,5 ммоль/л; p < 0,001) – у 5 (20 %), курение табака – у 11 (44 %), злоупотребление алкоголем – у 1 (4 %). В этой группе у 7 (28 %) больных выявлялся сахарный диабет (уровень глюкозы крови – 7,8 ± 0,9 ммоль/л) и нарушенная толерантность к глюкозе.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о том, что среди больных ГБ как 1, так и 2 групп имели распространение модифицируемые факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, среди больных 2 группы – ожирение, сахарный диабет и нарушенная толерантность к глюкозе, а также отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям встречались чаще. Выявление факторов риска необходимо учитывать при проведении индивидуальных профилактических мероприятий, основная цель которых – предотвращение грозных осложнений ГБ и повышение качества жизни.

Введение. Гиперлипидемия (ГЛП) и артериальная гипертония (АГ) являются основными факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Среди лиц с диагнозом ГЛП существует большая группа больных с комбинированным нарушением липидного обмена: гиперхолестеринемия в сочетании с гипертриглицеридемией. Ча- стота встречаемости комбинированной гиперлипидемии (КГЛП) у лиц с нарушениями липидного обмена может достигать 30–50 %. Изучение частоты сочетания АГ и КГЛП как факторов риска ССЗ позволит проводить более адекватную оценку риска сердечно-сосудистых осложнений (ССО) и коррекции терапии у пациентов данной категории.

Цель. Оценить частоту встречаемости АГ как дополнительного фактора риска ССЗ у пациентов с КГЛП (МКБ-10 Е78.2) и сопутствующими заболеваниями.

Материал и методы. Пациенты, проживающие преимущественно в г. Москве и Московской области, с ГЛП, направленные на консультацию ли-пидолога в НМИЦ кардиологии МЗ РФ. Проведен ретроспективный статистический анализ данных амбулаторного приема по обращаемости пациентов с наличием ГЛП в 2010–2017 гг. Проведены стандартные клинико-биохимические и инструментальные обследования пациентов для диагностики фенотипа ГЛП. КГЛП определяли в данной выборке по уровню общего холестерина плазмы крови выше 260 мг/дл (6,7 ммоль/л) и уровня триглицеридов выше 200 мг/дл (2,3 ммоль/л). Таким образом, диагноз КГЛП был установлен у лиц с гиперлипидемией II б, III и V фенотипов. Возраст обследованных составил от 18 до 84 лет. В анализ были включены пациенты с ГЛП и различными сопутствующими заболеваниями вне обострения (n = 1173).

Результаты. Указанным критериям КГЛП в группе лиц с ГЛП соответствовали 380 человек (32,4 %) из них мужчин 44,5 %. При этом наиболее часто диа- гноз КГЛП был установлен у пациентов в возрастных группах 41–50 лет (25,5 %) и 51–60 лет (34,5 %). В группе лиц с КГЛП пациентов с сопутствующей АГ выявлено 70 %, с ИБС – 38,4 %, с атеросклерозом брахиоцефальных артерий разной степени выраженности – 41,1 %. В качестве медикаментозной гиполи-пидемической терапии пациенты принимали препараты из групп статинов (55,5 %) и фибратов (13,7 %). Гипотензивную терапию пациенты с КГЛП и АГ принимали в 89 % случаев.

Заключение. У пациентов с КГЛП (Е78.2) артериальная гипертония является наиболее частым сопутствующим заболеванием, что значительно повышает риск ССО. Гиполипидемическую терапию с применением препаратов из группы статинов принимала, в среднем, только половина обратившихся в клинику пациентов с КГЛП. В то же время, лечение фибратами, являющимся патогенетическим для данной группы, получали лишь 13,7 % пациентов. Следовательно, повышенный риск ССО у пациентов с КГЛП должен определять более активное назначение в амбулаторной практике комбинированной гиполипидемической (статины и фибраты) и гипотензивной терапии с обязательным контролем безопасности и эффективности.

АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПОТЕНЗИЯ У ЖЕНЩИН: ЗАВИСИМОСТЬ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВОТОКА ОТ СОСТОЯНИЯ АВТОНОМНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ИГУМНОВА О.А. , АГАФОНОВА Т.Ю., БАЕВ В.М., ДУСАКОВА Р.Ш.

ФГБОУ ВО ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера Миндзрава РФ, ООО «РадРост». Россия

Цель исследования. Поиск зависимости периферического кровотока от состояния автономной нервной системы (АНС) у молодых женщин с идиопатической артериальной гипотензией (ИАГ).

Материал и методы. Тип исследования – одномоментный. Объект исследования – молодые (16–35 лет) женщины с ИАГ. Объем исследования – 210 женщин. Предмет исследования – структурно-функциональные параметры периферических сосудов и состояние АНС. Критерии включения: добровольцы женского пола в возрасте от 18 до 35 лет с ИАГ. Критерием ИАГ считали уровень систолического артериального давления 98 мм рт.ст. и ниже. Критерии исключения: синдромы Марфана, Элерса – Данло, несовершенный остеогенез, онкологические заболевания, сахарный диабет, гипотиреоз, недостаточность коры надпочечников, ревматические болезни, анемии, врожденные заболевания сердца и сосудов, оперированные сердце и сосуды, наркомания, острые инфекционные заболевания, ожирение, беременность. Артериальное давление измеряли после 5-минутного отдыха двукратно на правом плече в положении сидя (предплечье на уровне сердца) с интервалом 106

в 3 минуты, регистрировался средний результат. Использовался автоматический осциллометрический тонометр A&D UA-777. Преобладание симпатического или парасимпатического отдела АНС в состоянии покоя определяли по вегетативному индексу Kérdö I. (ВИ). Положительные значения индекса, включая нулевые, трактовались как преобладание симпатического отдела АНС, отрицательные – парасимпатического отдела. В зависимости от преобладания симпатического и парасимпатического отделов АНС у женщин с ИАГ, сформированы две группы: 1 гр. – 60 человек с преобладанием активности симпатического отдела АНС (ВИ составил +14(6– +21) и 2 гр. –150 человек с пара-симпатикотонией (ВИ – 7(–14– –4). Ангиоскопия артерий (позвоночная артерия (ПзА); внутренняя сонная артерия (ВСА); плечевая артерия (ПлА); лучевая артерия (ЛуА); бедренная артерия (БА)) и вен (большая подкожная вена (БПВ); общая бедренная вена (ОБВ); задняя большеберцовая вена (ЗББВ); перфорантные вены голени Коккета (ПВК); нижняя полая вена (НПВ) выполняли в положении лежа после 15-ти минутного отдыха с помощью ультразвукового сканера SonoScape S6. Этические

Статья