Человек и его жизнедеятельность

Бесплатный доступ

По своему содержанию субстанциональные понятия «природа» и «сущность» по отношению к человеку в функциональном аспекте раскрываются в категориях «жизнедеятельность», которое обладает операционными возможностями, то есть способностью стать инструментом для конкретного изучения процесса человеческого существования. Показывается, что ограничение исследования жизнедеятельности людей только социологическим подходом, препятствует созданию всеобщей теорию образа жизни человека, которая, в свою очередь, дает возможность синтезировать концептуальные схемы различных аспектов жизнедеятельности, вырабатываемые специальными науками. Подчеркивается, что недостаточно анализируя соотношение социальных и физиологических факторов человека, ссылаться только на его биологическую природу.

Еще

Жизнедеятельность, человек, существование, деятельность, социальное, природа

Короткий адрес: https://sciup.org/170188424

IDR: 170188424   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2021-2-1-78-80

Текст научной статьи Человек и его жизнедеятельность

В человеке, как целостном субстанциальном существе, вычленяют две стороны: природную и социальную, которые в процессе его жизнедеятельности проявляются как физиологическая и социальная активность. Поэтому при анализе жизнедеятельности человека возникает проблема соотношения природы и сущности человека не только в субстанциональном, но и в функциональном аспекте.

В.П. Тугаринов отмечает, что понятие «существование» применительно к теории человека позволяет двигаться от важных, но еще абстрактных понятий природы и сущности человека к более конкретному его рассмотрению. Останавливаться на самых общих характеристиках человеческого рода нельзя, считает он, они совершенно необходимы как отправные методологические пункты исследования человека и как объективные основы конкретного [7, с. 102]. Автор соотносит понятия «сущность» и «существование» по отношению к человеку, хотя правильнее было бы говорить не о сущности и существовании, а о функционировании биосоциальной природы человека. Само понятие «существование» абстрактно и не имеет операциональной природы. Оно применимо к любому явлению действительности.

По отношению к человеку термин «существование» приобретает более конкретный, специфический характер. Интересно, что В.П. Тугаринов в дальнейшем приходит к аналогичному выводу, соглашаясь, что понятие существование применительно конкретизируется в понятии «жизнь», ибо организм не просто существует, как существует камень, но и живет. Что касается человека, то это понятие означает и его деятельность, потому что человек не только существует и не только живет, но и действует, работает, творит. Поэтому в отношении человека понятие существование уже играет различными гранями [7, с. 102].

На наш взгляд категория «жизнедеятельность» вполне может заменить понятие «существование», поскольку категория «жизнедеятельность» конкретизирует содержание термина «существование» и выражает специфику жизни.

То же самое относится и к сущности человека, которая проявляется в его деятельности, под которой понимается процессе формирования и проявления человеческой сущности. Как справедливо отмечает Т.С. Лапина – при всей неисчерпаемости и разнообразии человеческой природы, сущность человека, как и любая (даже самая многоаспектная) сущность ограничена конкретной специфической определенностью [3, с. 135]. К. Маркс, акцентируя внимание на социальности человека (в противовес антропологическому представлению о нем Л. Фейербаха и французских материалистов) [8], отмечал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [5]. В приведенном определении К. Маркса сущность человека выходит за собственные границы человеческой индивидуальности и полностью социализируется.

По своему содержанию субстанциональные понятия «природа» и «сущность» по отношению к человеку в функциональном аспекте раскрываются в категориях «жизнедеятельность» и «деятельность». Последние обладают операционными возможностями, то есть способностью стать инструментом для конкретного изучения процесса человеческого существования. Поэтому они используются во многих специальных науках. Несмотря на это категория «жизнедеятельность» еще не получила четкого определения. В специальной литературе не сложилось единого мнения по этому вопросу.

Проблема заключается в том, что социологи часто претендуют на абсолютное право анализа жизнедеятельности людей. Поэтому мы можем встретить в основном социологические определения «жизнедеятельности». К тому же оно отождествляется обычно с категориями «деятельность» или «социальный образ жизни». Так Н.С. Мансуров пишет, что категория «жизнедеятельность» раскрывается через категории «активность», «поведение» и т.д. В социологическом контексте жизнедеятельность следует понимать как бытие личности, то есть как совокупность всех видов ее социальной деятельности и т.п., детерминированных общественными условиями существования [4]. Ограничивая содержание «жизнедеятельность» социальными характеристиками бытия автор рассматривает эту категорию только в ряду социологических категорий. Однако, на наш взгляд, использование понятия «жизнедеятельность» как социального бытия личности некорректно, поскольку в соци- ально-философской литературе это бытие традиционно закрепляется в категории «деятельность». И это положение принято почти повсеместно.

В то же время хорошо известно, что гуманитарные и естественные науки также анализируют человеческую жизнедеятельность, например, этнография, история, культурология, физиология и т.д. [6]. И это вполне объяснимо, поскольку человек является не только субъектом общественных отношений, но и живым функционирующим организмом. Соответственно, его жизнедеятельность по своему содержанию является социально-природным процессом, включающим в себя как социальную, так и физиологическую деятельность. Иначе человек оказывается как бы бестелесным существом, феноменом, не имеющим своей естественной функциональной основы. Например, вкусовые, тактильные и иные ощущения, в данном случае, выпадают из характеристик жизнедеятельности человека. Поэтому невозможно понять жизнедеятельность человека без исследования не только социальной, но и природной сферы. Из чего следует, что проблема изучения «жизнедеятельности» требует необходимости тесных междисциплинарных контактов, синтеза различных наук: и естественных, и гуманитарных. И социальная философия, как мировоззренческая дисциплина подходит на эту роль как нельзя лучше, так как она способна интегрировать знания конкретных наук о природе человека, в том числе и о процессе ее функционирования, то есть о его жизнедеятельности. Это, в свою очередь, позволит ликвидировать существующий разрыв в данном предмете исследования между специальными науками. Действительно, для того чтобы закрыть образовавшийся пробел в предмете исследования, необходимо выделить онтологическую основу анализа в совокупности социальных и физиологических проявлений жизни людей. Таким онтологическим основанием является жизнедеятельность, дающая возможность теоретического осмысления единства процесса функционирования человека. А поскольку жизнедеятельность человека по своему содержанию является явлением социально-природным, то для его характеристики одного только социологического анализа недостаточно.

Таким образом, недостаточно анализируя соотношение социальных и физиологических факторов человека, ссылаться только на его биологическую природу как на предпосылку социального [1; 2], поскольку при этом упускается из вида взаи- мосвязь и взаимозависимость природных и социальных аспектов процесса человеческого существования. Эту связь можно выявить, только исследуя процесс функционирования универсальной природы человека, то есть его жизнедеятельность. И действительно, этимология слова «жизнедеятельность» включает в себя понятия «жизнь» и «деятельность». А смысловое значение категории «жизнедеятельность» может быть полностью раскрыто только при анализе содержания понятий «жизнь»

и «деятельность», характеризующих природные и социальные аспекты человеческого бытия.

Список литературы Человек и его жизнедеятельность

  • Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. - М.: Онега, 1994. - 256 с.
  • Гуревич П.С. Философская антропология. - М.: Знание, 1996. - 287 с.
  • Лапина Т.С. Философия культуры: вариант понимания. - М.: Профобразование, 2003. - 255 с.
  • Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки построения моделей образа жизни // Социологические исследования. - 2004. - №2. - С. 73.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // Полн. собр. соч. - М.: Политическая литература, 1955. - Т. 3. - С. 3.
  • Петрова С.И. Детерминанты культурных процессов в обществе // Вестник КрасГАУ. - 2011. - №1 (52). - С. 193-196.
  • Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. - Л.: ЛГУ, 1978. - 128 c.
  • Фейербах Л. Основные положения философии будущего / Избр. философ. произв. Т. 1. - М.: Политическая литература, 1955. - 676 с.
Статья научная