Человек как элемент системы социального управления
Автор: Чабанюк О.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2 (2), 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140104585
IDR: 140104585
Текст статьи Человек как элемент системы социального управления
Всякая система социального управления, какой бы сложной она ни была, в конечном счете может быть сведена к людям ее образующим. Человек – главное звено в социальном управлении. От него исходят и к нему обращены управленческие импульсы. Поэтому важным представляется вопрос о том, какое место занимает человек в системе социального управления. Здесь возможны различные подходы и могут быть выделены различные аспекты анализа. В частности, человек в социальном управлении может быть рассмотрен в связи с материальным и идеальным планами его бытия и деятельности.
Несколько слов об идеальном и его регулятивной функции. Идеальное, понимаемое как объективное социальное явление, как форма общественночеловеческой деятельности, представляющая и выражающая всеобщую природу действительности, ее определенных аспектов (Ильенков Э.В.), является определяющим фактором, регулирующим все многообразие процессов в обществе, Эта объективная форма идеального, в отличие от идеального как субъективной реальности (Дубровский Д.И.), формируется и развивается вместе со становлением общества и составляет внутреннюю основу его функционирования: Социальные процессы – процессы взаимодетерминации материального и идеального – будучи по своей субстанциональной основе материальными, они осуществляются, имея своей сущностной управляющей детерминантой идеальное как общественновсеобщее, существующее в многообразных формах человеческой практики, ее результатах и формах сознания.
Общественно-объективная форма идеального рождается в процессе социального генезиса в ходе совместной деятельности людей как результат естественно-исторического отбора тех ее форм, которые несут на себе печать всеобщей природы данной социальной организации, закона ее существования и воспроизводства. Идеальное есть отражение материального, но не как такового, а всеобщего в нем. И при этом не абстрактно-всеобщего, но тех его конкретных сторон, которые выявляются в процессах общественно-человеческой практики и, составляя необходимый ее момент, получают различные формы представленного существования: в деятельности, языке, мышлении, продуктах труда.
Генетически первичная сфера существования общественнообъективного идеального – деятельность людей, где в особенностях ее формы отражаются всеобщие социальные отношения. Процесс развертывания деятельности имеет разнообразные каналы детерминации, это – потребности людей, предмет деятельности, внешние условия, а также вся совокупность особенностей социальной организации, ее культура. Тем самым, в деятельности получают свое представительство (репрезентацию) все эти элементы. Те из них, которые выражают всеобщую закономерность социума, регулярно воспроизводятся в виде особенностей формы деятельности и в ней получают снятую форму своего существования, не менее объективную, чем материальное бытие вещей и процессов. Но это первая, еще общественно-бессознательная ступень социальной рефлексии, на которой общественно-всеобщее получает выражение в форме деятельности, оставаясь при этом латентным, а вместе с тем «привязанным» к своим конкретным формам проявления, что характеризует ранние ступени социогенеза и фиксируется в характеристике этой фазы общественного развития как «канонизированной ритуалом» (Михайлов Ф.Т.).
Последующие этапы социальной рефлексии общественно-всеобщего, а значит и стадии развития общественно-объективной формы идеального представлены последовательным процессом все большей автономизации идеального, его «освобождения» от материального. Так что, во-первых, оно становится независимым от природы своего материального носителя (хотя всегда существует через некоторое материальное) в том смысле, что, если в форме деятельности идеальное выражает суть этой деятельности, то в дальнейшем идеальное обретает такое материальное тело, которое в общественном представлении утрачивает свои материальные характеристики, сливаясь, отождествляясь со своим функциональным предназначением, т.е. это материальное тело теперь функционирует только как именно представитель идеального, выражает собой некоторое всеобщее общественное отношение (язык, символы, деньги и т.п.). Во-вторых, получив это самостоятельное существование, идеальное открывается и для сознательной социальной рефлексии, становится предметом осмысления и специального рассмотрения, входит в социальное пространство как относительно автономный, отдельный объект, что. В частности, приводит также и к отрыву идеального от своих действительных корней, к противоречию идеального и реального.
Регулятивная функция идеального является существенной на всех стадиях общественного развития и собственно генезиса идеального. Идеальное формируется как отражение либо всеобщей закономерности организации и функционирования общества, либо той стороны природы, которая входит в социум как постоянный момент их взаимодействия, т.е. оно вырастает из непосредственно материального процесса жизни общества и репрезентирует его перманентные характеристики. Это всеобщее, получив особую форму существования (идеальное), в свою очередь, регулирует и направляет процессы общественной жизни, организует социум, поскольку в объективной идеальной форме выносится, так сказать, вовне из недр общества и сознание людей получает в этой форме ясную внешнюю опору, ориентирующую их практику.
Регулятивная функция идеального конкретно реализуется в виде различных социальных регламентаций, норм, логических, грамматических и т.п. категорий, общественных объективированных представлений, стереотипов поведения, идеологических догм, различного рода ценностных ориентиров, идеалов и т.п., короче, всего того, что составляет культуру общества в широком смысле.
Весь процесс общественного функционирования и воспроизводства развертывается как постоянный взаимопереход и взаимодетерминация материального и идеального, в которых общественно-объективной форме идеального принадлежит роль ведущего регулирующего фактора.
Материальный аспект бытия человека представлен его непосредственно-наличным чувственно воспринимаемым бытием и внешними поведением и деятельностью. Человеческий организм со всеми его отправлениями и вся совокупность внешних проявлений человеческого индивида – вот характеристика человека как чисто материального объекта. Эта характеристика с точки зрения управления весьма недостаточная и требует своего уточнения и развития. Поведение и деятельность могут быть результатом управленческого процесса, но их непосредственные детерминанты содержатся и в психике и сознании людей – субъектов этих внешних проявлений.
Другими словами, именно идеальный аспект человеческого бытия, сознание и психика человека, мир смыслов, ценностей, целей, представлений и знаний, является той сферой, на которую непосредственно направлено управленческое воздействие и которой оно не может избежать, чтобы быть эффективным.
Человеческое сознание, его содержание обусловлены материальным бытием человека, совокупностью тех социальных условий, в которых он формируется и развивается. Его поведение и деятельность детерминированы этими условиями уже опосредовано. Во-первых, тем специфическим множеством представлений, норм, ценностей, интенций, которые были усвоены конкретным индивидом в процессе социализации. Во-вторых, той информацией, которой в текущий момент времени располагает индивид и которая, в частности, является управляющей им информацией. И в-третьих, результатом процессов собственного отражения индивидом окружающих условий в актуальный период времени, преломленным через совокупность его установок, взглядов, ценностей, стереотипов восприятия и поведения, а также – преломленным через анализ поступающей информации. То есть, чтобы управлять поведением и деятельностью человека, надо управлять, в первую очередь, его психикой и сознанием. В равной мере это относится и к управлению социальными группами и общностями.
На это, например, указывает Г.Шиллер в своей книге «Манипуляторы сознанием», рассматривая вопрос о создании, обработке, оперировании и контролировании массовой информации. Он исследует многообразные пути, по которым информация формирует представления и установки людей, а через них определят поведение. Как пишет Г.Шиллер, управление информацией всегда было главным и эффективным инструментом управления людьми в Северной Америке.
Все средства социального управления: предписание, убеждение, информирование – направлены на идеальный уровень функционирования человека, поскольку именно на этом уровне происходит расшифровка управленческого воздействия и принятие решения об определенной линии поведения.
Управленческое воздействие есть определенного рода информация. Управление в обществе – это по большей части, управление потоками информации. Социальная информация носит идеальный характер, поскольку без опосредования ее сознанием человека (без осознания) она не существует. Человеческое сознание раскрывает содержащийся в наборе материальных сигналов смысл, т.е., их идеальное содержание. Без и вне человека любые сообщения являются только материальным процессов, который в отношении индивида или какой-либо социальной группы не может иметь никакого управленческого результата. И только если человек воспринимает материальный процесс, несущий информацию, и переводит совокупность материальных знаков в сферу смыслов, на уровень идеального, то, становясь фантом сознания, сообщение начинает играть роль фактора, управляющего поведением индивида и группы.
Такое средство управления как предписание непосредственно направлено на управление поведением и деятельностью, тогда как убеждение и информирование – на управление психикой и сознанием. Предписание представляет собой некоторую социальную информацию и его императивность (т.е. предписание жестко определенного поведения, способа действий), может быть реализована только тогда, когда предписание субъективируется, становится внутренней осознанной реальностью для тех людей, которые выступают в роли объекта управления.
Поэтому основным требованием к управленческой информации в форме предписания является ее четкость, ясность и однозначность для объекта управления. Если это требование соблюдено и отсутствуют препятствия для исполнения предписания, оно будет выполнено.
Управление посредством предписания определенного вида действий широко распространено во всех жестких административных системах. В то же время предписание как единственное средство управления, без его поддержки другими средствами и условиями, не эффективно. Даже в таких жестких системах, как военное управление, наряду с приказами используется все многообразие других средств поддержки: убеждение и информирование воинов и воинских коллективов, формирование коллективного мнения, атмосферы взаимоуважения и взаимопомощи, духа воинского братства, используется индивидуальный подход, учет личностных особенностей, невербальное и эмоциональное воздействие и т.п.
Таким образом, управление в форме предписания эффективно только в определенных условиях, когда оно поддерживается другими средствами и базируется на развитых социальных связях. Сами эти условия достаточно разнообразны. В частности, самым простым, а в сущности – примитивным, механизмом управления, обеспечивающим выполнение предписания, является насилие или угроза применения такового. Но предписание может быть одним из средств управления и в хорошо сформированных коллективах, с развитым чувством единства убеждений, ценностей, интересов, целей у его членов. А также в случае авторитетности руководителя как лидера. Обычной же сферой применения данного средства управления являются разнообразные административно бюрократические системы.
В случае предписания на уровне сознания происходит восприятие управленческой информации объектом управления и координация его действий по осуществлению предписанного образа действий. То есть действие на идеальном уровне сводится к принятию информации и изменению поведения в соответствии с ее содержанием (уже на материальном уровне).
В случае применения таких средств управления как убеждение и информирование, хотя целью управления и является обычно определенное изменение в поведении и деятельности, само управленческое воздействие адресуется непосредственно к психике и сознанию индивида.
Таким образом, в процессе применения убеждения и информирования восприятием некоторой информации управление только начинается. Затем включаются сложные механизмы осмысления поступающей информации, ее оценки, приятия или неприятия, ее адаптации к мировоззренческим, ценностным, когнитивным, эмоциональным и иным блокам в структуре личности. Этот процесс может значительно растягиваться во времени и иметь неоднозначные результаты. То есть в процессе убеждения и информирования основную роль играют те процессы, которые протекают на уровне идеального.
Если управление через предписание используется в отлаженных системах, где подобное средство управления уже имеет традиции использования, а сама система управления построена таким образом, чтобы это средство было эффективным, то убеждение и информирование, чтобы иметь желаемый результат управления должны опираться на хорошее познание объекта управления. Прежде чем убеждать или информировать, субъект управления должен иметь ясное представление о том, к кому и с какими целями он обращается, каков может быть результат направления той или иной информации к объекту, что чаще всего неоднозначно.
Например, такая сложная система управления как маркетинг предполагает безусловное и глубокое изучение потребителя, его потребностей и тенденций их развития, в том числе потенциальных потребностей. Основной целью маркетинга (целью, ради которой он осуществляется) является получение фирмой его проводящей максимальной прибыли. Эта цель должна быть достигнута через активное формирование рынка товаров, в которых заинтересован потребитель продукции. Задача убедить потребителя в необходимости для него нового товара решается уже в ходе изучения его потребностей. При появлении на рынке этого товара остается только проинформировать потребителя о новом товаре и его особенностях, т.е. сообщить потребителю о том, что на рынке появился именно тот товар, в котором он особенно нуждается и который наилучшим образом удовлетворяет его потребности. Если в результате маркетинговых исследований была получена достоверная информация о потребностях и выпущенный товар удовлетворяет этим потребностям, то будет достигнута и основная цель – получение максимальной прибыли. Ошибка в исследовании рынка и потребностей приводят к тому, что производитель не получает ожидаемую прибыль или терпит убытки, т.е. цель управления не является достигнутой.
Таким образом, важнейшим требованием к управлению посредством убеждения и информирования является глубокое изучение субъектом управления объекта, выявление в структуре объекта управляемых элементов и понимание того, как на них эффективно воздействовать для достижения поставленных целей управления. При этом убеждение сориентировано непосредственно на определенный результат управления и определенные действия по его достижению, тогда как информирование исходит из того, что при получении соответствующей информации объект управления предпримет такие действия, которые в наибольшей мере отвечают известным целям управления.
Так, в ходе предвыборной кампании каждая из участвующих в ней сторон убеждает избирателей в преимуществах собственного претендента, его программы, моральных, политических и иных достоинствах и указывает на «минусы» соперников. Если предвыборная кампания как особый случай управления мнением избирателей была проведена профессионально, т.е. избиратели были убеждены голосовать за предлагаемого им претендента, то будет достигнута и цель – он будет избран. При этом определяющую роль в процессе предвыборной кампании играет именно знание особенностей менталитета тех или иных слоев, стратов, социума в целом и адекватное целям воздействие на них.
Всякая реклама опирается на оба указанных средства – убеждение и информирование. Реклама, во-первых, информирует об определенном товаре или услуге, указывая на их особенности, возможности, фирму-изготовителя и т.п. И во-вторых, убеждает в выгодности покупки или пользования данной услугой, делая акцент на их преимуществах, выгодно отличающие их от аналогичных товаров и услуг. Таким образом, и убеждение и информирование как средства управления обращены к психике и сознанию людей, воздействуют на идеальный уровень личности.
Из рассмотренного становится ясным, что социальное управление (речь не идет об управлении в технических системах) обращено к идеальной сфере или опосредовано ею. Основные процессы в ходе управления протекают на идеальном уровне, тогда как материальная сфера служит для передачи информации между различными идеальными сферами: от субъекта управления к объекту, от объекта к субъекту, внутри субъекта и объекта, когда они представляют собой сложные социальные системы, включающие в себя ряд уровней опосредования информации, управленческих воздействий и обратных влияний.
Таким образом, человек, являясь ведущим эвеном системы управления, представляет собой материально-идеальную реальность, как совокупность внешних, материальных проявлений в поведении и деятельности и их внутренних, психических и сознательных детерминант. А всякий элемент системы социального управления содержит в себе как материальные, так и идеальные компоненты. На уровне явления система управления представлена своей материальной стороной: организацией, структурой, внешними процессами передачи информации. Сущностная сторона управления раскрывается при обращении к уровню идеального, где совершаются процессы, определяющие его содержание: познание объекта, формирование целей управления, принятие решений, разработка программ, формирование реакций на управленческие воздействия, детерминация поведения и деятельности.