Человекоориентированная модель развитии государственной пенсионной системы России: риски цифровизации экономики
Автор: Соловьев А.К.
Журнал: Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований @teleskop
Рубрика: Социология человекоориентированного управления
Статья в выпуске: 2, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье приведены результаты исследования влия-ния новых экономических и социальных вызовов, связанных, главным образом, с процессом цифрови-зации экономики, на формирование пенсионных прав граждан. Обоснована необходимость корректировки действующей системы обязательного пенсионного страхования в России и актуализации принятой Стра-тегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ.
Пенсия, обязательное пенсионное страхование, цифровизация, трудовой стаж, страховые взносы
Короткий адрес: https://sciup.org/142238492
IDR: 142238492 | DOI: 10.24412/1994-3776-2023-2-15-19
Текст научной статьи Человекоориентированная модель развитии государственной пенсионной системы России: риски цифровизации экономики
Институциональной основой современной государственной системы пенсионного обеспечения является солидарное страхование финансового источника на указанный период нетрудоспособности, экономический механизм которого предусматривает:
-
- с одной стороны, зависимость размера материального обеспечения от пенсионных прав работников (исходя из продолжительности трудового стажа и уплаченных страховых взносов),
-
- с другой стороны, перераспределение строго нормируемой части пенсионных прав в зависимости от страхуемых рисков: изменения демографических (продолжительности трудоспособного и нетрудоспособного периода жизни) и макроэкономических (размера заработка и трудового стажа) параметров, включая гарантию минимального уровня финансирования.
Участниками страхового экономического механизма формирования пенсионных прав являются работники (в качестве застрахованного лица), работодатели (в качестве страхователя) и государство (в качестве государственного страховщика и гаранта субсидиарной ответственности за выполнение сформированных обязательств).
В основе солидарно-страховой пенсионной системы положены макроэкономические условия и индивидуальные параметры развития национального и регионального рынка труда. Наиболее полного развития солидарно-страховая пенсионная система достигла к середине прошлого столетия, что получило отражение и нормативное закрепление в международных документах по регулированию и оценке эффективности национальных пенсионных систем (в частности, в конвенциях и рекомендациях МОТ).
Экономический механизм взаимоотношений между участниками солидарно-страховой пенсионной системы непосредственно обусловлен институциональными различиями их экономических интересов, что наиболее точно выражается в актуарно-страховой формуле (1) долгосрочной финансовой устойчивости государственной пенсионной системы:
СП х ЧП х ПВ = ЗП х ЧЗЛ х ТСВ х С (1)
где: СП - размер страховой пенсии,
ЧП - численность получателей страховой пенсии (с учетом дифференциации страхуемых пенсионных рисков),
ПВ - период выплаты страховых пенсий (с учетом нормативно-установленных особенностей государственной модели формирования пенсионных прав),
ЗП - размер заработка, который страхуется в конкретный период формирования пенсионных прав,
ЧЗЛ - численность застрахованных лиц (с учетом различий нормативно установленных условий формирования пенсионных прав),
ТСВ - размер тарифа страховых взносов,
С - продолжительность трудового стажа, в течение которого уплачивались страховые взносы
Экономический механизм солидарного страхования обеспечивает в условиях рыночнотрудовых отношениях поддержку не только долгосрочной устойчивости и реализации финансовых обязательств перед застрахованными, но и сохранять в течение всего периода выплаты пенсии ее адекватность утраченному заработку.
Методы государственного регулирования адекватности размера пенсии накопленным пенсионным правам закономерно вытекают из страховой пенсионной формулы (2):
СП = (ЗП х ТСВ) х (ЧЗЛ / ЧП) х (С / ПВ) (2)
Солидарно-страховая пенсионная формула (2) основана на непосредственной зависимости размера страховой пенсии от изменений демографических и макроэкономических условий в течение всего пенсионного цикла, который должен включать в себя период жизни двух поколений людей:
-
- первое поколение, формирующее свои будущие пенсионные права (среднестатистический трудоспособный период 35-45 лет),
-
- второе поколение, обеспечивающее реализацию сформированных предшествующим поколением пенсионных обязательств (период материального обеспечения установленных страховых случаев 25-45 лет).
Продолжительность такого пенсионно-страхового цикла должна составлять в современных условиях не менее 70-90 лет.
В течение указанной продолжительности пенсионного цикла неизбежно происходят многочисленные изменения факторов, который определяют условия функционирования государственной пенсионной системы. Поэтому страховая пенсионная модель должна учитывать риски как демографических изменений условий функционирования государственной пенсионной системы, так и объективные особенности макроэкономических процессов, присущих современному рынку труда.
В течение страхуемого периода формирования и реализации пенсионных прав государственная солидарная пенсионная система должна гарантировать:
-
- бюджетно-финансовую обеспеченность и долгосрочную устойчивость,
-
- сохранность формируемых каждым застрахованным индивидуальных пенсионных прав,
-
- поддержание эквивалентности уровня материального обеспечения каждого пенсионера в течение всего периода реализации государственных обязательств.
Страховая пенсионная модель, основанная на принципах солидарно-страхового перераспределения, позволяет регулировать указанные риски демографических и макроэкономических факторов.
Государственное регулирование страхуемых рисков осуществляется институциональными и параметрическими методами. Институциональные методы ориентированы на корректировку самой страховой пенсионной модели (например, изменение экономического механизма формирования пенсионных прав или реализации накопленных обязательств). Параметрические методы, не затрагивая экономические принципы формирования пенсионных прав, позволяют осуществлять оперативную настройку (корректировку) пенсионной системы с целью предотвращения демографических и макроэкономических рисков невыполнения целевых функций государственной пенсионной системы: бюджетную сбалансированность или снижение сформированного уровня материального обеспечения пенсионеров.
Историческая практика реализации солидарно-страховой пенсионной системы в зарубежных странах показывает многочисленные примеры институциональной и параметрической корректировки страховых пенсионных систем в зависимости от изменения демографических и макроэкономических факторов (как успешных, так и недостаточно эффективных). Наиболее известными институциональными изменениям и системы обязательного пенсионного страхования являются переход от модели солидарно-страхового перераспределения пенсионных прав на индивидуально-накопительную модель.
Новый этап пенсионной реформы требует учитывать институциональные и параметрические особенности и определить ее место в историческом процессе формирования принципиально новой системы реализации рыночно-страховых пенсионных прав населения в условиях глобальных вызовов. Особую актуальность данному исследованию придает начавшийся процесс радикальной перестройки организационной системы государственного управления пенсионным и иными видами социального страхования.
Методология исследования ориентирована на комплексное рассмотрение современных проблем отечественной пенсионной системы в отличие от традиционной постановки задач по решению проблемы бедности и социальной справедливости пенсионного обеспечения, либо проблемы «снижения нагрузки на бизнес», либо финансовой устойчивости бюджета Фонда в отрыве друг от друга. Благодаря комплексному подходу к анализу результатов пенсионной реформы выявлены две группы факторов, которые являются первопричинами этих проблем и определяют их сохранение: внешние (демографические и макроэкономические) и внутренние (институциональные и параметрические).
Учитывая определяющее воздействие внешних факторов на все составляющие пенсионной системы, с одной стороны, и долгосрочный характер формирования и выполнения пенсионных обязательств для достижения целевых ориентиров правительственной пенсионной Стратегии 2030 [2], необходимо адаптировать ее параметрические характеристики к этим воздействиям. Причем, не в краткосрочном – бюджетном – периоде, а в долгосрочной перспективе.
Комплексный анализ результатов реализации Стратегии 2030 [2] показал, что хотя все основные мероприятия правительственного плана были выполнены в установленные сроки, целевые ориентиры по снижению бедности пенсионеров и сокращению финансовой зависимости бюджета ПФР от федерального бюджета достигнуты не были. При этом, как показывают прогнозные расчеты авторов, в долгосрочной перспективе не будут достигнуты
Одной из основных причин торможения является недоучет синергетических последствий и односторонний характер проводимых мероприятий с ориентацией на краткосрочный результат в течение планово-бюджетного периода. Сюда следует отнести ограничение прав работающих пенсионеров, незавершенность реформы накопительной пенсии, половинчатость реформы тарифной политики как в части самозанятых категорий населения, так и в части всех досрочных и льготных пенсий, расширение практики целевых «нестраховых» (социальных) выплат пенсионерам, сохранение многочисленных льгот отдельным видам работодателей и др.
Обобщая результаты комплексного анализа пенсионной Стратегии 2030 [2] с точки зрения оценки и выработки рекомендаций и конкретных предложений по достижению поставленных целей, следует отметить, что все намеченные в ней направления полностью сохраняют свою актуальность также на долгосрочную перспективу. Однако они должны быть нормативно-адаптированы к демографическим и макроэкономическим условиям в долгосрочной перспективе.
В основном это требует перенастройки институциональных основ пенсионной системы под влиянием «нового» цифрового фактора, который кардинально трансформирует формы взаимодействия пенсионной системы с традиционными факторами (макро- и демографическими).
Непосредственный учет новых проблем долгосрочного развития пенсионной системы уже получил отражение в очередном этапе реформирования пенсионной и всей социальной системы путем интеграции всех социальных функций государства, что было обосновано в ходе исследования.
Для обоснования оптимизационных параметров развития пенсионной системы в исследовании предложено обоснование методического инструментария, основанного на многолетнем опыте применения актуарно-статистических расчетов в процессе необязательного оценивания деятельности Фонда в бюджетный и стратегический периоды – получил практическое признание и нормативное подтверждение.
Новый этап пенсионной реформы, определенный нормативными актами, которые регламентируют порядок и условия объединения ПФР и ФСС в 2023 г. (Федеральный закон № 236-ФЗ [3]), направлен на реализацию одной из приоритетных целей Стратегии – 2030 [2] по совершенствованию сложившейся государственной системы управления обязательным пенсионным страхованием путем ее синхронизации с другими весьма многочисленными видами обязательного социального страхования на принципиально новых как институциональных, так и параметрических условиях.
Список литературы Человекоориентированная модель развитии государственной пенсионной системы России: риски цифровизации экономики
- Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-Р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103010045 / (дата обращения: 12.04.2023).
- О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р (с изменениями и дополнениями).
- О Фонде пенсионного и социального страхования РФ. [Текст]: федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
- Цифровая экономика в Российской Федерации [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708030016/ (дата обращения: 27.04.2023).
- Капелюшников Р.И. Универсальный базовый доход: есть ли у него будущее? [Текст]: препринт WP3/2020/04 / Р. И. Капелюшников; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - (Серия WP3 "Проблемы рынка труда"). - 52 с.
- Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия: аналитический доклад / О. В. Синявская и д.р.; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 978-5-7598-2494-7.
- ISBN: 978-5-7598-2494-7
- Соловьев А.К. Пенсионные права застрахованных лиц. Проблемы формирования и риски реализации. Монография, 2020. С. 326.
- Соловьев А.К. Повышение пенсионного возраста в условиях цифровой экономики: социальные и экономические последствия // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XVIII Международной научной конференции. Уфа: РИК УГАТУ, 2018. С. 250-252.