Чем интересен музей-усадьба для современного человека? К вопросу об истории музеев-усадеб в России

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам музееведения и туризма. Рассматривается проблематика зарож- дения и развития литературных музеев-усадеб, в т. ч. в контексте мемориального музея. Про- водится историческая и аналитическая оценка значения усадьбы для поэтов и прозаиков в XIX в. Прослеживается идея усадебной культуры от основания традиции в конце XVII в., ее функций в XVIII в. и до представления в произведениях «золотого века» русской литературы. В статье систематизируется структура усадебного комплекса, прослеживается ее эволюция с XVIII и до нач. ХХ в. Приводится характеристика разных видов усадеб, их историческая и современная ак- туальность. Деятельность музея-усадьбы и музея-заповедника представляет собой целый комплекс задач, которые ставят перед собой и решают хранители музея, аниматоры и экскурсоводы. Особую ценность представляют программы досуга для одиночных посетителей и семейных групп. В статье дается характеристика и отмечаются основные особенности литературной усадь- бы. Показаны основные черты подмосковной усадьбы «Мураново» как уникального памятника усадебной европейской культуры.

Еще

Усадьба, литературный музей, мемориальный музей, музейный комплекс и его деятельность

Короткий адрес: https://sciup.org/140206397

IDR: 140206397   |   DOI: 10.12737/11400

Текст научной статьи Чем интересен музей-усадьба для современного человека? К вопросу об истории музеев-усадеб в России

Усадьба и усадебная культура имеет не столь и долгую, но знаменательную историю – всего около 400 лет (от XVII до нач. XX вв.). Этот период ознаменован европейской ориентацией России, когда знания в архитектуре, агрокультуре и ландшафтном дизайне обрели форму не только функциональную, но и репрезентативную. При Петре I дворяне получали земли под поместье для того, чтобы построить не только дом (согласно древней традиции), высадить там не одно дерево, а целый сад и парк, и вырастить наследников, но и показать, что владельцы усадьбы – носители новой культуры, быта, понимания роли человека в геополитике своей страны. Все это проявилось в усадебных проектах – как архитектурных, так и ландшафтных. Стремления Петра Великого к сближению с Европой отразились и в становлении усадебной культуры в последующие столетия.

Заметны влияния европейской культуры на уклад жизни и образ мыслей русской аристократии XIX в. Но именно в усадьбах сохранялись и патриархальные традиции. Молодой дворянин, как правило, воспитывался и приобретал значительные познания в своём родовом усадебном «гнезде», а порой, как например А. С. Пушкин, пребывал в деревенской глуши, как в ссылке. Обширные усадебные библиотеки, заграничные учителя, пример старшего поколения, постоянное общение с природой способствовали полноценному и гармоничному развитию личности. Романтический дух русской усадьбы второй четверти XIX ст. побуждал поэтов и прозаиков воспевать её в стихах, романах и повестях.

История термина «усадьба» восходит еще к древней традиции использования слов «сад», «садить», «усадить». Для современного понимания эти слова не потеряли своего прямого значения с точки зрения семантики и морфологии этого слова. «Сад» означает результат, состояние; «садить» как глагол несовершенного вида означает действие в его развитии; а «усадить» – значит окончательно поставить, разместить, утвердить в определенном положении. Таким образом, усадьба – это определённая стабильность, надёжный оплот. Все три значения и составляют особенности субкультуры аристократии XIX в. Исторически XIX в. – это век осмысления цивилизаций в современной культуре, понимания эволюции, которую прошло человечество от культуры Древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья, Возрождения, эпох барокко и рококо, до классицизма и романтизма, найдя способы соединить этот опыт в историзме и превзойти его в раннем ар нуво. Все эти художественные реплики можно найти, например, в усадебной архитектуре загородных царских резиденций под Санкт-Петербургом (Египетский вход в Гатчинском дворце), и даже в купеческой усадьбе Колокольниковых в Тюмени (фасад с деревянной резьбой и архитектурными изысками модерна). Однако разнообразие стилей и отдельных заимствований неизбежно особым образом преломлялось на русской почве. Еще В. И. Даль отмечал при описании слова «усадьба» и его раннем упоминании, что «усадище», «усад» являются словами среднерусского происхождения и относятся к XVI – XVII вв., а «усадьба» – западного, и относится уже к XVIII – XIX вв. Однако оба понятия включают в себя не только территорию с садом и огородом, но и господский двор с многочисленными строениями.

Внешний облик усадьбы, равно как и все строения в нем, имеют также свои собственные этапы развития. Можно выделить четыре типа и периода в эволюции русской усадьбы, начиная с XVII в.: 1) боярская усадьба, где преобладал старообрядческий уклад (за редкими исключениями ее центр составлял теремной дворец с постройками); он не смог устоять под натиском никоновской реформы даже в сибирской глубинке; 2) помещичья усадьба XVIII – XIX вв., которая, несмотря на разорения на заре Советской республики и частое ее использование под культурно-оздоро- вительные комплексы в советское время, сохранилась в своих лучших образцах под Москвой и С.-Петербургом, в Псковской, Новгородской, Тульской, Брянской, Тамбовской, Воронежской, Волгоградской, Ярославской, Ростовской и других областях России до наших дней; 3) городская усадьба XVIII – XIX вв., оставшаяся без особых изменений во многих провинциальных городах, до сих пор являющаяся оплотом и центром воспитания художественного и лингвистического вкуса своих горожан; 4) крестьянская усадьба, которая во всем своем многообразии не смогла бы сохраниться, если бы не предпринятая в ХХ в. попытка по сбору и сохранению этнографических памятников в единые комплексы, такие как Малые Корелы, Витославлицы, Лудорвай, Кижи и многие другие.

Мы остановимся, главным образом, на среднепоместных дворянских усадьбах XIX ст. Весь мир усадьбы выстраивался в соответствии с личным вкусом, желанием, идеалами её владельца. Но все же к типичным постройкам средней усадьбы относятся: барский дом и несколько жилых флигелей как для гостей, так и для прислуги, кухня, конюшня, амбар и ледник, оранжереи и теплицы, а также фруктовый сад. Кроме построек при усадьбе создавался ландшафтный парк с каскадом прудов или фонтанов, с аллеями, мостиками, затем с руинами, беседками и гротами.

В богатых и претендующих на особый статус аристократических усадьбах создавался обширный ландшафтный парк с каскадом прудов или фонтанов, с аллеями, беседками, мостиками через водоёмы и овраги; часто устраивались живописные руины и гроты. Для больших и средних усадебных комплексов характерно возведение на их территории церкви, при которых находились захоронения владельцев. Нередко рядом с церковью строилась видимая издали колокольня, служащая известным ориентиром на территории усадьбы.

Поэтическую атмосферу усадебного мира с его умиротворяющей природой, тишиной и обычным спокойствием жизни как нельзя точно отразила классическая русская литература XIX в. Достаточно вспомнить романы «Дворянское гнездо»

И. С. Тургенева или «Обрыв» И. А. Гончарова. Вольное и уединённое бытие в усадьбе побуждало к творчеству. Тихая усадебная жизнь знаменита по строкам А. С. Пушкина. Так, в романе «Евгений Онегин» поэт приводит идеалистическую картину жизни помещиков на лоне природы:

…Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный, Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад…

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 2, ч. I

Именно в литературной усадьбе соединяются две стихии: быт и поэзия, земное и небесное, плоть и дух, мирское и божественное, наконец, Человек и Природа. Эти составляющие являются безусловной основой для музейной жизни, в ее выставочных проектах, экскурсионной деятельности, специальных программах, фестивалях, праздниках и мастер-классах, а также для сохранения уникального усадебного пространства, которое привлекает в него посетителя и раскрывает суть русской культуры, соединяя ее традиции через века.

Природа всегда была неотъемлемой составляющей усадебного бытия. Чрезвычайно важна была она и для нескольких поколений обитателей Муранова, которые так много заботились о саде, парке, что это нашло отражение в их семейной переписке и старых альбомных фотографиях.

Навсегда ушедший в прошлое многообразный мир поместий просвещённого дворянства России – это поистине культурный феномен. В наши дни усадебные музеи пытаются хотя бы отчасти сохранить в своих стенах тот образ жизни творческой дворянской интеллигенции, в котором было так много возвышенного, духовного, поучительного. Огромное значение в наше непростое время имеет сохранение исторического усадебного пространства, охранных зон музея, без чего невозможно реконструировать усадебный комплекс во всей его полноте, объёме, во всей его неповторимой красоте.

Сегодня мы находимся в процессе больших преобразований в сфере музейных технологий. Многие музеи разрабатывают разного рода мультимедийные и прочие новаторские проекты, направленные на максимальное привлечение современного экскурсанта. Однако, думается, никакие технологические новшества не сравнятся по силе воздействия с созерцанием пейзажа, воспетого в своё время Е. Боратынским (он открывается из южных окон мурановского дома):

Я помню ясный, чистый пруд;

Под сению берез ветвистых,

Средь мирных вод его три острова цветут; Светлея нивами меж рощ своих волнистых За ним встает гора, пред ним в кустах шумит И брызжет мельница. Деревня, луг широкий А там счастливый дом… туда душа летит…

Е. А. Боратынский, «Есть милая страна, есть угол на земле…»

Не только природа, но и архитектура, и коллекция музея интересны для современного посетителя. Во многие усадьбы,, построенные в XVIII и XIX вв., приглашались знаменитые и неординарные архитекторы, а увлеченные философией и просвещением владельцы, по примеру Петра I, участвовали в художественном решении своих загородных резиденций, собирали там блистательные коллекции редких книг, фарфора, старинных часов, бронзы и предметов декоративно-прикладного искусства, графику и живопись. В больших гостиных появлялись портретные галереи с изображениями владельцев и их знаменитых родственников, роскошные и милые вещицы из заграничных путешествий, портреты русских царей при которых служил их род, и прочее, и прочее.

Почтенный замок был построен, Как замки строиться должны: Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои, Царей портреты на стенах, И печи в пестрых изразцах.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 2, ч. II

Для современного посетителя усадебных музеев весьма поучительным окажется рассказ о том, как решались проблемы отцов и детей в прежние времена, как младшие поколения свято хранили память своих отцов и дедов, как следовали их заветам в жизни. Этот пример – хороший урок для нашего молодого поколения. Актуальность данной проблемы никогда не будет утрачена. Для многих поездки в музей-усадьбу на целый день означает полное погружение не только в среду XIX в., но и в среду своей собственной семьи. Посмотреть на шедевры коллекции такого музея можно в очень редких случаях а, например, музей-заповедник Усадьба «Мураново» – уникальное исключение, где сохранилась большая часть предметов интерьера на своих местах, в тех самых пропорциях и симметрии архитектоники, в которой жили ее владельцы в XIX духе, с использованием не только главного барского дома. В Муранове это крокет и званные обеды в Амбаре, концерты на открытых площадках и «Поэтическая веранда», не говоря уже о Масленице зимой, празднике Сенокоса летом, «Дне варенья» осенью. Их сезонность «работает» на понимание круглогодичной жизни в усадьбе, напрямую зависимой от природы и погодных условий.

Одним из важнейших факторов сохранения культуры усадьбы является заложенная в нее традиция их основателями. Имена владельцев и их деятельность в истории литературы и искусства также являются основой для планирования музейной деятельности. Абрамцево и Талашкино стали центрами культурной жизни для окружающих их селений и городов, а Пушкинские горы и Коктебель – местами паломничества студентов художественных вузов и филологов, молодых литературоведов и лингвистов. Стоит отметить, что музей-усадьба до последнего времени оставалась местом для индивидуальных групп интеллектуалов, семей, увлеченных духовным развитием своих чад, и школьных экскурсий. Массовые посещения таких мест скорее относились к государственной программе по обеспечению досуга рабочим коллективам с помощью профсоюзных организаций ст. Для таких музеев важны одиночные или семейные посетители и, соответственно, именно для них разрабатываются отдельные специальные программы по культуре быта в усадьбе. Для увеличения посещаемости и туристического потока в музее появляется довольно мно-

Рис. 1 – Д.В. Путята «Мураново. Усадебный дом и луг перед ним». 1868 г. Акварель (из фондов музея)

го проектов на открытом воз-

в советское время. Сегодня мы находимся в процессе больших преобразований в сфере музейных технологий. Музеи-заповедники и музеи-усадьбы на сегодняшний день имеют свои уже традиционные экскурсионные программы по территории и постройкам; многие предметы, находящиеся в экспозиции и фондах, прошли процесс научной обработки в виде описаний, уточнений, систематизации и публикаций; вопрос сохранения усадьбы уже сводится к тому, чтобы уберечь внешний вид, пейзаж и земли вокруг усадьбы от современных застроек и получить государственную и законодательную поддержку в этом.

На сегодняшний день усадьбы активно рассматриваются в контексте туристического ресурса. Многие усадебные земли с остатками парков выкупают потомки владельцев, как например в Вологодской области усадьба «Хвалевское» или в Ярославской области усадьба Леонтьевых, где парк и усадьбу владельцы готовы рассматривать как культурный центр, оставляя за собой право владения. Более того, многие усадьбы выкупаются и передаются в льготную аренду коммерческим организациям для восстановления и организации таких проектов, как «Исторический отель», «Экопарк» и проч. Такие изменения в подходе сохранения усадебных комплексов могут возродить как дом и парк, так и культурную, творческую жизнь в провинции.

Усадьба «Мураново» является уникальным памятником усадебной культуры, который в 1919 г. стал музеем, в 1920 г.

открылся для посетителей с интерьерами и коллекцией из наследия семьи Тютчевых. Его первым и вторым директорами были наследники последних владельцев из семьи Тютчевых вплоть до 1984 г. Это обстоятельство сыграло важнейшую роль в сохранении как усадебного комплекса, так и обстановки внутри дома, особой атмосферы дворянского гнезда и полноты блистательной коллекции предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства, мебели, старинных часов, светильников, предметов быта и проч.

Усадьба «Мураново» сегодня представляется как перспективная составляющая индустрии туристических услуг Подмосковья с главным домом, прудом, лугом, парком и музейным амбаром, где рассказывают об усадебных угощениях по рецептам начала и середины XIX в., читают стихотворения Е. А. Боратынского и Ф. И. Тютчева, ведут научные дискуссии о строках Тютчева «… Умом Россию не понять…» и учат, как хранить семейные традиции, не забывая об истинной дипломатии даже при игре в крокет. Как написал М. Волошин на одном из своих крымских пейзажей, подаренных при посещении Муранова в 1923 г.: «…память о посещении этих мест, священна для русского поэта» 1.

Список литературы Чем интересен музей-усадьба для современного человека? К вопросу об истории музеев-усадеб в России

  • Дмитриева Е. Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. М.: ОГИ, 2008. 544 с.
  • Новиков В. Русская литературная усадьба. М.: Ломоносовь, 2012. С. 129-136.
  • Памятники Отечества: иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры/Сост. Т. А. Князева, Е. А. Потапова. № 58 «Музеи России». Мура-ново. 2003.
  • Полякова М. А., Савинова Е. Н. Русская провинциальная усадьба. XVII -начало ХХ века. М.: Ломоносовь, 2011. 264 с.
  • Пушкинь А. С. Евгенiй Онѣгинь, романь вь стихахь. СПб.: Вь Типографiи Александра Смирди-на, 1833. 287 с.
  • Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 6 (22). 2000.
  • Тютчевский альбом/Сост. С. А. Долгополова, А. Е. Тарков. М.: Дом, 1994. 320 с.
  • Фролов А. И. Русская усадьба на пороге XXI века: Общество изучения русской усадьбы (1922 -нач. 1930-х гг.): Организация, состав, ведущие направления работы//Русская культура вне границ: Информационно-аналитический сборник. Вып. 6/РГБ: НИО Информкультура; Государственная культурно-досуговая ассоциация России. М., 1996.
Статья научная