Чем измеряется человечность? (на примере исследования проблем оказания медицинской помощи бездомным)
Автор: Скворцова В.В., Фахрудинова Э.Р.
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Материалы III всероссийской недели науки с международным участием. Саратов, 3-6 марта 2014 г.
Статья в выпуске: 2 т.10, 2014 года.
Бесплатный доступ
Цель: выявить проблемы оказания медицинской помощи лицам БОМЖ г. Саратова. Материал и методы. Данные о заболеваемости исследованы по сведениям о поступлениях во вторую и шестую городские клинические больницы г. Саратова в 2013 г. Проведен опрос среди студентов 5 курса медицинского университета по теме: «Проблемы оказания медицинской помощи бездомным». Результаты. Наибольшее число бездомных поступало в больницы с острыми респираторными заболеваниями (17,5%). 53% опрошенных студентов-медиков ответили, что готовы помочь бездомному в любой ситуации, но при этом 39% студентов не считают себя обязанными этого делать. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о высокой подверженности состояния здоровья бездомных людей погодным и санитарным, психологическим условиям жизни. Будущим врачам небезразличны проблемы оказания медицинской помощи «людям улиц», однако у них еще не сформировалось особое отношение к больному человеку с безусловной готовностью помочь, несмотря на все псевдопрепятствия.
Бомж, медицинская помощь, проблемы доступа
Короткий адрес: https://sciup.org/14917962
IDR: 14917962
Текст научной статьи Чем измеряется человечность? (на примере исследования проблем оказания медицинской помощи бездомным)
1Введение. Безусловно, современное общество достигло больших успехов в области высоких технологий, искусства управлять жизнью, даже на генетическом уровне, в сфере селекции… Однако селекции подвергается не только то, что может поддержать жизнь, но и сама жизнь , и, главным образом, ее этическая составляющая . Рассматривая положение людей так называемого социального «дна», можно убедиться, что многие из них «опущены» туда тем же высокобиотехнологичным обществом.
В настоящее время стигму «БОМЖ» имеют лица, не только не проживающие по постоянному адресу, но и «социально неблагополучные», «морально опустившиеся» и т.д. Причин появления такой «метки» много, и они могут быть взаимоисключающими, но, несомненно, вызывающими ярко выраженное негативное отношение окружающих к человеку улицы. На наш взгляд, всепомогающим социальным институтом должна быть медицина , защищающая жизнь в различных ее проявлениях.
Оказание медицинской помощи лицам БОМЖ чаще всего ограничено отсутствием каких-либо документов. Но эта проблема отчасти была решена, когда граждане РФ, не имеющие документов, удостоверяющих личность, также получили возможность оформить полис ОМС в соответствии с новым законодательством. Правилами обязательного медицинского страхования [1] был регламентирован порядок подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации застрахованным лицом. К заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации «для лиц без определенного места жительства и занятий при отсутствии документов, удостоверяющих личность, учреждениями социальной помощи представляется ходатайство о регистрации в качестве застрахованного лица» [2].
Но… бомжи и сами не идут в больницы «до последнего», когда их в тяжелом состоянии увозят машины «скорой помощи». Нередко это связано с отношением, которое «встречает» их в больничном микроокружении со стороны как медицинского персонала, так и посетителей. Об этом свидетельствуют результаты межрегионального исследования 2006 г, по данным которого даже бомжи, обратившиеся
за медицинской помощью и представившие полис ОМС, в 8% случаев получали отказ, а без представления такового — в 21 %. При этом бомжи, сообщившие при обращении о наличии у них инвалидности, получали отказ в 19,4% случаев. Возможно, поэтому 35% утверждающих наличие инвалидности и не пытались добиться получения медицинской помощи [3]. В сложившихся обстоятельствах формируется неучтенный массив заболеваемости и инвалидности, фиксирующийся только при обострении ситуации, экстренном проявлении — при регистрации случаев госпитализации и заболеваемости по причинам смерти…
Цель: изучить потенциальные причины материального и нематериального характера последствия проблем свободного доступа к медицинским услугам бездомных.
Материал и методы. С целью мониторинга состояния здоровья и качества оказания медицинской помощи лицам БОМЖ нами проанализированы данные о поступлениях бомжей в приемные инфекционных и хирургических отделений второй и шестой городских клинических больниц Саратова. Чтобы определить прогностический потенциал социально неблагоустроенного слоя населения, мы опросили 37 будущих врачей-студентов 5 курса медицинского университета. Для ответа предложено несколько вопросов, на которые студенты должны были ответить по 10-балльной шкале. Результат оценивался как «отрицательно» (1-3), «положительно» (8-10) и «нейтрально» (4-7). В конце опросного листа респондентам предлагалось внести свои предложения для возможного оптимизирования ситуации, решения проблемы.
Результаты. С целью раскрытия проблем оказания медицинской помощи «неблагополучным» лицам, ее качества, проведено исследование. В частности, опросив несколько лиц БОМЖ, мы выяснили, что один из них попал в больницу только с тяжелейшим воспалением легких, когда ему вызвали «скорую помощь». Там ему оказали соответствующую медицинскую помощь, а также кормили. Но, так как ему вливали большие объемы растворов антибиотиков, он «сбежал». Это хорошие отзывы о Тамбовской районной больнице. А саратовец с возможным гастритом не спешит обращаться в поликлинику и, по его словам, не посещает лечебные учреждения не менее четырнадцати лет .
При анализе данных о поступлении лиц БОМЖ в инфекционные и хирургические отделения г. Саратова с начала 2013 г. выяснилось, что большинство доставлялось в алкогольном опьянении (40%), с острыми респираторными заболеваниями (17.5%), в зимний период — с обморожениями 2-й и 3-й степеней (15%).
По итогам проведенного опроса, 33% студентов негативно относятся к лицам группы БОМЖ и только 28% положительно. 72% респондентов полагают, что проблема социально неблагополучных граждан в настоящее время недостаточно отражена в СМИ и требует своего решения на государственном уровне.
На вопрос, имеют ли моральное право бомжи на свободный доступ к медицинским услугам, 58% опрошенных ответили, что, безусловно, имеют, а 69% думают, что при сложных обстоятельствах, в т.ч. жизнеугрожающих, так называемые «неблагополучные» люди могут рассчитывать на применение для их полноценного излечения современных биомедицинских технологий.
Но готовы ли сами будущие врачи в любых условиях оказать помощь и, возможно, спасти жизнь жителю улицы? Положительно ответили только 53% студентов и 17% — отрицательно. При этом для оптимизации социальной и медицинской поддержки бомжующего населения студенты предложили создавать специализированные отделения, стационары для бомжей, организовать работу передвижных пунктов оказания медицинской помощи, обеспечить реализацию социальных программ с медобслужива-нием.
Обсуждение. Такой неопределенной предстала перед нами «этическая оправа» современного высокотехнологичного, информационного общества XXI столетия. И эта «оправа» не трансцендентна, не «по ту сторону добра и зла», она реальна и особенно остро ощущаема… Возможно, явление бомжовства имеет в своем корне элемент экзистенциальной отчужденности (учитывая смыслоутрату собственного существования представителей данной социальной группы), а также отчужденности и со стороны окружающих «вышерасположенных». Однако при постановке исследовательских задач мы стремились рассмотреть не только причины феномена ачеловечности, но и следствия, напрямую зависящие от отношения общественности, что, в свою очередь, определяет уровень духовного и физического здоровья лиц БОМЖ.
По мнению главного врача Саратовского центра термических поражений Н. В. Островского, люди БОМЖ достойны высокого уровня медицинской помощи, как и все другие члены общества. Сам Ни- колай Владимирович всячески старается помогать бомжам в плане медицинской, социально-бытовой и человеческой помощи. Основная проблема на сегодняшний день, как он полагает, состоит в недостаточном финансировании государством «причинных мест» в медицине, касающихся обслуживания населения, расстановки приоритетов среди медицинских нужд.
Заключение. Во многих прогрессивных странах функционируют общества помощи бездомным, организованные как в рамках социальной программы, так и волонтерами (Homeless Health Practitioner, National Coalition for the Homeless…). К сожалению, этого нет в России. У нас этого стесняются, пренебрегают. Открытые учреждения социальной помощи не решают данной проблемы опять же из-за человеческого фактора! Поэтому, на наш взгляд, общая человечность складывается из отношения каждого , тогда как каждый может оказаться перед общим, каждый может участвовать не только в решении своей судьбы, но и в участи ближнего , руководствуясь актуальным во все времена золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» …
Можно сказать, что исследованное нами положение «неблагополучных» лиц является своеобразным индикатором не только «качества» уличной среды, но и моральной зрелости, нравственного сознания общества. Одним словом, достижения в области биотехнологий характеризуют «человечность» людей «сверху», а положение социально «опущенных» — снизу. То есть совершенно очевидна ситуация социального, морально-этического и нравственного отчуждения. Отсюда не будет бессмысленной наша расшифровка понятия «БОМЖ»: Беспристрастный Определитель Моральной Жажды.
Список литературы Чем измеряется человечность? (на примере исследования проблем оказания медицинской помощи бездомным)
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 г. № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»). М., 2011
- Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28 марта 2012 г. №1135/30-1). М.,2012
- Власов В. В., Данишевский К. Д., Корнышева Е.А., Саверский А. В. Независимый доклад о доступности медицинской помощи для бедных и представителей других уязвимых групп в Российской Федерации. М., 2012; с. 37-45.