История Русской Церкви в XX веке. Рубрика в журнале - Христианское чтение
Статья научная
Статья посвящена истории преодоления обновленческого раскола на Урале в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В центре внимания авторов деятельность епископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) по закрытию оставшихся обновленческих приходов в Прикамье. Особое внимание уделено вопросу сопротивления обновленцев действиям управляющего Молотовской епархии, которое выразилось в умении использовать действующее законодательство, расположение местной гражданской власти, а также индифферентность верующего народа, до конца не понимавшего разницу между «обновленцами» и «патриархистами». В статье получил раскрытие религиозно-нравственный облик одного из последних уральских обновленцев - протопр. Иоанна Власова, грубо нарушавшего каноны Православной Церкви и неоднократно менявшего свою церковную юрисдикцию. Авторы пришли к выводу, что из-за поспешных и неосторожных действий еп. Александра, выразившихся в принятии «крутых мер» к упорствующим в обновленчестве приходам, в том числе интердикта в отдельно взятом поселке Добрянка Молотовской области, вопрос о ликвидации обновленческого раскола в Прикамье не был решен успешно в годы Великой Отечественной войны.
Бесплатно
Статья научная
В начале 1950-х гг. после некоторого затишья давление на Церковь со стороны властей вновь начало усиливаться. Это выражалось прежде всего в череде арестов и ссылок духовенства. Активная пастырская деятельность нередко приравнивалась к антисоветской пропаганде. И хотя гонения имели менее интенсивный и зловещий характер, чем в 20-30-е гг., многие священнослужители того времени явили пример верности Христу и засвидетельствовали ее через твердое несение исповеднического креста. Одним из таковых был будущий всероссийский старец архим. Иоанн (Крестьянкин). Практически пять лет он провел в заключении, не предав своих собратьев и сослужителей и не отрекшись от проповеди православной веры. Об этом свидетельствуют архивные материалы Центрального архива ФСБ России, которые лишь недавно стали доступны для изучения. В данной статье впервые рассмотрено следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина): обозначены главные обвинения, предъявленные священнослужителю, его ответы и обоснование пастырской деятельности, свидетельствующие о честности перед Церковью. Изучение архивных материалов следствия позволит дополнить картину обозначенного периода жизни старца, о котором известно в основном из воспоминаний самого о. Иоанна. Помимо этого, изучение следственных дел священнослужителей способно сформировать более точную характеристику религиозной политики СССР и церковной жизни того времени.
Бесплатно
Статья научная
Статья посвящена историческому парадоксу: как могло получиться, что проводивший откровенно враждебную Русской Православной Церкви политику Константинопольский патриарх-модернист Мелетий (Метаксакис), ранее выражавший готовность послать своих представителей на московский обновленческий собор, в последний момент отказался от поддержки обновленцев и выступил в защиту патр. Тихона (Беллавина)? По мнению автора, ответ на этот вопрос кроется не столько в церковной, сколько в политической плоскости. Полная ориентированность патр. Мелетия на Великобританию в условиях острого советско-британского дипломатического конфликта весной 1923 г., грозившего перерасти в военное столкновение, не оставляла ему возможности для маневра во взаимоотношениях с российскими раскольниками, выполнявшими в отношении патр. Тихона политический заказ большевиков. Свою роль сыграла и ситуативная заинтересованность главы Фанара в привлечении на свою сторону русских зарубежных иерархов для их участия в так называемом Всеправославном конгрессе в Константинополе (направленном, главным образом, на облегчение объединения с англиканами).
Бесплатно
Служение епископа Иеронима (Захарова) в Удмуртии (1948-1952 гг.)
Статья научная
В настоящей статье представлены сведения об архипастырской деятельности еп. Иеронима (Захарова) в Ижевской и Удмуртской епархии. В конце 1940-х гг. в СССР наметилось существенное ухудшение церковно-государственных отношений. Относительно благоприятный для Церкви период вновь сменился годами притеснения религиозного мировоззрения. Служение иерарха в Удмуртии было сопряжено с многочисленными трудностями. Православные верующие Удмуртской епархии регулярно просили открыть недействующие храмы и наладить церковную жизнь. В послевоенное время советские люди посещали храмы, особенно в родительские субботы, с целью помянуть своих погибших в ходе Великой Отечественной войны родственников. Однако советская власть старалась не допускать укрепления позиций Русской Православной Церкви в общественной жизни. Последствием антирелигиозной политики советской власти стали суеверия, которые распространялись среди верующих Удмуртии из-за того, что Церковь не имела возможности заниматься просветительской деятельностью. Епископ Иероним ходатайствовал перед уполномоченным совета по делам Русской Православной Церкви об открытии храмов, боролся с пороками духовенства епархии, следил за антирелигиозными публикациями в советской печати. В то же время архипастырь стремился не раздражать местных представителей советской власти и строго соблюдать законодательство. Стремясь показать свою лояльность советской власти и следуя примеру патр. Алексия I, еп. Иероним поддерживал миротворческое движение СССР. Однако покорность архипастыря распоряжениям советской власти была вызвана не его убеждениями, а следованием указаниям церковной власти. Данная статья написана на основе неопубликованных архивных материалов, которые впервые вводятся в научный оборот. Сведения из Государственного архива Российской Федерации помогли раскрыть особенности церковной жизни и антирелигиозной деятельности советской власти в Ижевской и Удмуртской епархии в кон. 1940-х - нач. 1950-х гг.
Бесплатно
Храмы Смоленского кладбища Санкт-Петербурга в 1917-1940 гг
Статья научная
Одним из важных духовных центров Санкт-Петербурга с XIX в. было Смоленское кладбище, что особенно ярко проявилось в советский период. К 1917 г. на кладбище существовали три церкви и особо почитаемая верующими часовня над могилой блж. Ксении Петербургской. После начала обновленческого раскола, с 1922 г., около пяти лет за них шла упорная борьба с раскольниками-обновленцами, пока при прямой поддержке советских властей последние не захватили все храмы. В ходе антирелигиозных гонений в начале 1930-х гг. были закрыты Воскресенская и Троицкая церкви. Оставшиеся Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной оказались закрыты одними из последних в городе - в сентябре 1940 г., накануне начала Великой Отечественной войны, но уже в 1946 г. советские власти были вынуждены разрешить их открытие и возвращение верующим. Статья подготовлена на основе значительного комплекса ранее не введенных в научный оборот архивных документов.
Бесплатно