Статьи журнала - Христианское чтение

Все статьи: 1295

"А святую ту церковь построить": из истории возведения и деятельности Свято-Троицкого храма в Урге

"А святую ту церковь построить": из истории возведения и деятельности Свято-Троицкого храма в Урге

Корниенко Николай Николаевич

Статья научная

Статья посвящена реконструкции исторических событий, связанных с возведени- ем и деятельностью православного храма в столице Монголии - Урге во второй половине XIX - начале XX вв. Анализ сосредоточен на документах Архива внешней политики Российской империи и материалах церковной периодической печати, отражающих историю строительства церкви и связанную с ней многогранную деятельность чиновников, священников, представителей Пекинской духовной миссии и Святейшего Синода. Акцентируется внимание на ключевых моментах, связанных с организационной подготовкой к строительству храма, возведением и устройством церкви, определением ее места и роли в общественно-церковной жизни русского населения Монголии. Установлено, что деятельность священников Свято-Троицкого храма включала преимущественно пастырское попечение о сотрудниках русских дипломатических структур и купцов, прибывших в Монголию по торговым делам, христианизация же традиционно буддийского монгольского населения имела низкую результативность

Бесплатно

"Без всякого влияния со стороны римского права": участник Поместного Собора 1917-18 гг. проф. П. А. Прокошев о церковном суде древней церкви

"Без всякого влияния со стороны римского права": участник Поместного Собора 1917-18 гг. проф. П. А. Прокошев о церковном суде древней церкви

Балакай Алексий Игоревич

Статья научная

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных различным аспектам дискуссии вокруг доклада «Об устройстве Церковного суда» на Всероссийском Поместном Соборе 1917-18 гг. Предметом рассмотрения являются вопросы, поднятые в докладе представителя Пермской епархии А. Г. Куляшева: нравственные основания церковного суда и роль римского права в устройстве суда Древней Церкви. Вслед за Куляшевым автор обращается к книге участника Собора, профессора Томского университета П. А. Прокошева «Церковное судопроизводство в период Вселенских соборов (Accusatio) и влияние на него римско-византийского процессуального права». По П. А. Прокошеву, в первые три века церковный суд строился на нравственных началах - любви, кротости, милосердии, пастырском попечении. Заимствований из римского процесса Церковь избегала. После Миланского эдикта влияние римско-византийского права на церковное судопроизводство несомненно. Делаются выводы: а) рассуждения о римском праве в речи А. Г. Куляшева непосредственного отношения к вопросу о принципах реформирования церковного суда не имеют; б) рассматриваемые П. А. Прокошевым нравственные начала имеют важнейшее значение для церковного суда и нуждаются в углубленном изучении; в) в целом научные труды П. А. Прокошева требуют изучения современными учеными-канонистами.

Бесплатно

"Богословский либерал". О книге Ганса Кюнга "Христианский вызов"

"Богословский либерал". О книге Ганса Кюнга "Христианский вызов"

Тарнакин Николай Александрович

Статья научная

В статье представлено сопоставление мнений немецкого богослова, профессора священника Ганса Кюнга и архиепископа Михаила (Мудьюгина) по следующим вопросам: 1) доказательство бытия Божия; 2) иерархия и монашество; 3) Таинство Евхаристии; 4) критика Церкви. Для этого используется книга Г. Кюнга «Христианский вызов» (2012) (Die christliche Herausforderung, 1980). Делаются соответствующие выводы: 1) в своих рассуждениях оба богослова широко используют диалектический метод; 2) мнения обоих ученых весьма расходятся; владыка сдержан в своих суждениях; 3) Г. Кюнг говорит об условности евангельских событий; архиеп. Михаил придерживается консервативных взглядов; 4) оба богослова утверждают необходимость пребывания верующего человека в Церкви, несмотря на некоторые проблемы церковной жизни. Отмечаются характерные стилевые особенности в трудах обоих богословов. Обращается внимание, что книга Г. Кюнга, несмотря на ряд достаточно спорных утверждений, содержит рассуждения и выводы, которые не противоречат православному богословию.

Бесплатно

"Варлаамитская ересь" и "Миражи" Григория Ивановича Недетовского

"Варлаамитская ересь" и "Миражи" Григория Ивановича Недетовского

Маковецкий Евгений Анатольевич

Статья научная

Для оценки отношения к исихастской традиции в русской пореформенной культуре XIX века мы прибегаем к сравнению двух произведений, принадлежащих Г. И. Недетовскому (псевдоним - О. Забытый) (1846-1922), написанных в разных жанрах: патрологической статьи «Варлаамитская ересь» (1872) и повести «Миражи» (1882). В первую очередь мы стремимся выделить психологическую установку Недетовского-патролога. Эта установка, на наш взгляд, чрезвычайно точно описывает тот фон, на котором происходило восприятие исихазма «высо- кой» культурой XIX, а возможно, и XIV веков. Понимание этой психологической установки, при которой восприятие исихазма оказывается невозможным, делает зато возможной реконструкцию «русской культуры без исихазма». Эта реконструкция, с одной стороны, нашла свое художественное выражение в «Миражах» О. Забытого, а с другой стороны, она имела реальное (пусть и фрагментарное) воплощение в светской культуре образованного русского общества конца XIX века. Нежизнеспособность конструкций «России без исихазма» является осуществленным по принципу reductio ad absurdum доказательством того, насколько в действительности важна исихастская традиция для русской культуры.

Бесплатно

"Возвращение к центру": богословие истории Ганса Урса фон Бальтазара

"Возвращение к центру": богословие истории Ганса Урса фон Бальтазара

Сизоненко Дмитрий Викторович

Статья научная

В статье рассматриваются работы по богословию истории одного из крупнейших католических богословов ХХ в. Г. У. фон Бальтазара (1905-1988), в частности «Очерк теологии истории» и «Целое во фрагменте», в которых исследуемый автор дистанцируется от характерного для его времени противостояния «эсхатологизма» и «инкарнационизма», предлагая идею «возвращения к Центру», под которым он подразумевал тайну и событие Боговоплощения - Личность Самого Иисуса Христа. Эта концепция рассматривается в качестве особого христоцентричного метода, интерпретационного ключа как для теологической рефлексии, так и для осмысления событий всемирной истории, что позволяет богослову преодолеть существующий между ними антагонизм и осуществить богословский синтез между историческими фактами и метафизическими универсалиями. В статье представлен анализ последствий подобного синтеза для христианского богословия, а также для осмысления Церковью своей миссии в современном мире, ведущей к формированию ее более активной позиции без утраты метафизического измерения.

Бесплатно

"Добрая и благородная Анна Григорьевна..." (В. В. Розанов и А. Г. Достоевская. К 100-летию памяти В. В. Розанова)

"Добрая и благородная Анна Григорьевна..." (В. В. Розанов и А. Г. Достоевская. К 100-летию памяти В. В. Розанова)

Ломоносов Алексей Васильевич

Статья научная

Статья основана на данных архивов В. В. Розанова и Достоевских Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Использованные материалы личной переписки вдовы писателя А. Г. Достоевской и В. В. Розанова в 1893- 1911 гг. призваны раскрыть отношения ее участников в максимальной полноте. Указаны статьи Розанова с высокой оценкой творческого вклада вдовы русского гения в сохранение памяти о Ф. М. Достоевском. Выявлено, с какой деликатностью относился В. В. Розанов к различным нападкам критиков на вмешательство в практические дела вдовы писателя. Отмечено участие Розанова в публикации последней главы из романа Ф. М. Достоевского «Бесы», которую автор так и не увидел напечатанной при жизни. Впервые подробно рассмотрено участие А. Г. Достоевской в облегчении правового положения детей В. В. Розанова от второго брака. Привлечены воспоминания С. Н. Дурылина «В своем углу» для понимания онтологической значимости для В. В. Розанова создания семьи с В. Д. Бутягиной. Поднят вопрос актуальности традиционных семейных отношений в жизни философа.

Бесплатно

"Доклад секретаря" как источник по истории Императорского Православного Палестинского общества в 1905-1909 годах

"Доклад секретаря" как источник по истории Императорского Православного Палестинского общества в 1905-1909 годах

Грушевой Александр Гаврилович

Статья научная

Публикация первого официального выступления А. А. Дмитриевского (1856-1929) в октябре 1908 г. предваряется кратким введением и комментариями. Доклад делится на две части. В нем, прежде всего, дается детальное описание финансового положения Общества осенью 1908 г. В связи с тем, что оно было сложным, во второй части доклада обосновывается программа по сворачиванию деятельности Общества в Сирии. Программа никогда не была реализована из-за протеста МИДа и из-за отсутствия согласия Николая II на закрытие школ. Документ интересен как источник, позволяющий лучше понять взгляды А. А. Дмитриевского, известного литургиста, секретаря Совета Императорского Православного Палестинского общества. Документ интересен также как ценный источник по истории русского присутствия на Ближнем Востоке на рубеже XIX-XX вв

Бесплатно

"Донские епархиальные ведомости" как исторический источник

"Донские епархиальные ведомости" как исторический источник

Вытнов Виктор Константинович

Статья научная

Статья раскрывает основные направления неофициального отдела журнала «Донские епархиальные ведомости». Автор рассматривает материалы этого отдела как исторический источник по истории Русской Православной Церкви в Области войска Донского. В исследовании впервые предпринята попытка провести комплексный анализ публикаций «Донских епархиальных ведомостей» по таким направлениям, как деятельность приходских храмов, монастыри и монашество, старообрядчество, миссионерство и духовное образование. На конкретных примерах продемонстрировано, что основная часть исторических материалов неофициального отдела журнала «Донские епархиальные ведомости» напрямую связана с историей Донской епархии. Особое внимание уделено материалам, которые публиковали преподаватели Донской духовной семинарии. Автор приходит к выводу, что публикации рассматриваемых в статье направлений позволяют исследователю локальной истории восстановить некоторые факты истории Донской епархии, а также сообщают о наличии документальных первоисточников, тем самым направляя его усилия на поиск более значимых архивных документов

Бесплатно

"Житие св. Колумбы Ионского" св. Адамнана Ионского как памятник средневековой кельтской агиографической литературы

"Житие св. Колумбы Ионского" св. Адамнана Ионского как памятник средневековой кельтской агиографической литературы

Никулин Максим Сергеевич, Афанасьев Антоний Михайлович

Статья научная

Один из самых замечательных агиографических памятников эпохи раннего европейского Средневековья - «Житие св. Колумбы Ионского» св. Адамнана Ионского (Vita sancti Columbae auctore Adamnano). Св. Колумба был ирландским монахом, просветителем племени пиктов в Шотландии, основателем и первым настоятелем аббатства на острове Иона (Шотландия). Его житие было написано св. Адамнаном, девятым по счету аббатом Ионской обители. В статье приводятся краткие биографические данные свв. Колумбы и Адамнана, информация об особенностях административного устройства и литургической практики Кельтской Церкви, а также сведения о церковно-историческом контексте произведения. Кроме того, указываются устные и письменные источники, использованные св. Адамнаном при написании этого труда. Далее следует краткий филологический разбор стиля и лексики автора жития на основании исследования оригинального латинского текста, после чего представлен обзорный анализ содержания памятника. В заключение приводится информация об истории исследования и публикации текста жития.

Бесплатно

"Искренно скорблю о трагической смерти много уважаемого и ценимого иерарха, высокопреосвященного архиепископа Иоанна". Митрополит литовский и виленский Елевферий (Богоявленский) о гибели священномученика Иоанна (Поммера) и других событиях церковной жизни

"Искренно скорблю о трагической смерти много уважаемого и ценимого иерарха, высокопреосвященного архиепископа Иоанна". Митрополит литовский и виленский Елевферий (Богоявленский) о гибели священномученика Иоанна (Поммера) и других событиях церковной жизни

Кострюков А.А.

Статья научная

Публикация включает два письма главы Литовской и Виленской епархии Московского Патриархата митр. Елевферия (Богоявленского). Адресат письма - заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский). В первом письме митр. Елевферий сообщает о некоторых проблемах Литовской епархии. Будучи главой приходов Московской Патриархии в Западной Европе, он пишет также и о некоторых событиях, происходивших на Трехсвятительском подворье в Париже. Особое место посвящено событиям в Латвии в октябре 1934 г. Митрополит сообщает об убийстве архиеп. Иоанна (Поммера), рассуждает о дальнейшем пути Православной Церкви в Латвии. Митрополит Елевферий считал, что путь архиеп. Иоанна, создававшего независимую Латвийскую Церковь, не вполне каноничен. По мнению автора письма, после смерти архиеп. Иоанна Латвийская Церковь должна войти в юрисдикцию Московской Патриархии. Второе письмо, высланное митр. Елевферием митр. Сергию, является копией ответа Латвийскому Синоду на приглашение принять участие в отпевании архиеп. Иоанна (Поммера).

Бесплатно

"Историческое учение об отцах церкви" архиепископа Филарета (Гумилевского) и начало русской патрологии

"Историческое учение об отцах церкви" архиепископа Филарета (Гумилевского) и начало русской патрологии

Легеев Михаил Викторович

Статья научная

Личность и труды архиепископа Филарета (Гумилевского) имеют большое значение для истории академической богословской науки. Главный из его трудов - «Историческое учение об отцах Церкви» - положил начало патрологии как науке в Православной Церкви. Со времени его написания отечественная и мировая патрологическая наука ушла далеко вперёд, однако те принципы, которые были заложены отцом русской патрологии в понимание её предметной области и методологии, представляют сегодня важный интерес для анализа её развития. Его акцентуация ипостасного характера патрологической науки, представление о святоотеческой письменности как о непрерывном процессе, не ограниченном каким-либо историческим периодом, стали базовыми принципами православной патрологической мысли. Статья представляет данный труд архиепископа Филарета современной аудитории, в целом характеризуя особенности его научного подхода, стиля, языка и проч.

Бесплатно

"Комиссия по отделению церкви от государства и школы от церкви" в 1920-1921 гг. в Донской области: деятельность и результаты

"Комиссия по отделению церкви от государства и школы от церкви" в 1920-1921 гг. в Донской области: деятельность и результаты

Чайкин Тимофей Константинович

Статья научная

Статья посвящена первому этапу реализации антицерковного законодательства советского государства в Донской области - регионе, до 1920 г. бывшем центром формирования Добровольческой армии и сопротивления идеям советской власти. Актуальность поставленной проблемы обосновывается тем, что деятельность «Комиссии по отделению церкви от государства» в 1920-1921 гг. в Донской области не выступала в качестве предмета исследования. Целью статьи является определение обстоятельств учреждения «Комиссии по отделению церкви от государства», изучение направлений и результатов ее деятельности, а также роли в реализации антицерковной политики советского государства. Исследование построено на традиционном для исторической науки историко-системном методе, а также принципах историзма, системности и объективности. Применение указанных метода и принципов позволило не только достигнуть поставленной цели, но и сделать вывод о том, что первый этап реализации декрета «Об отделении церкви от государства» не носил репрессивный характер. Юридическое прекращение существования епархиальных советов и других епархиальных структур не повлияло на внутреннюю жизнь епархий. Ряд политических обстоятельств не позволил комиссии реализовать основные направления ее деятельности.

Бесплатно

"Линия Христа": время и история в богословии Оскара Кульмана

"Линия Христа": время и история в богословии Оскара Кульмана

Хулап Владимир Фдорович

Статья научная

Среди западных авторов XX в., занимавшихся вопросами богословия истории, особое место занимает Оскар Кульман (1902-1999). На основании понятия «истории спасения» он выстроил целостную богословскую концепцию, центральными составляющими которой являются: линейное библейское понимание времени, универсальный христоцентризм, напряжение между опытом «уже совершенного» и «еще не завершенного» спасения, единство истории и керигмы, понимание вечности как бесконечного времени. Кульман рассматривает библейское свидетельство о действии Бога в истории не как мифологию или донаучный способ провозглашения экзистенциальных истин (Р. Бультман), но утверждает принципиальную историчность домостроительства спасения, делая акцент на необходимость истолкования происходящих во времени событий с точки зрения веры. История спасения становится осязаемой в богослужении христианской общины, прежде всего в Евхаристии, и именно община верующих является живым и зримым герменевтическим ключом для ее понимания. Богословие истории для него - не просто отдельная область, но тематический центр и основополагающий принцип всего богословского мышления.

Бесплатно

"Литурги" и "специалисты": пришел ли "новый" священник на смену традиционному?

"Литурги" и "специалисты": пришел ли "новый" священник на смену традиционному?

Алексин Кирилл Вадимович

Статья научная

Цель представленного исследования - понять, можно ли говорить о том, что изменения, произошедшие в официальном нарративе Русской Православной Церкви о священнике, повлияли на реальное распределение ими времени таким образом, что в повседневности мы встречаем священников «нового образца» («специалистов») и священников «старого образца» (ориентированных на традиционные, в первую очередь богослужебные функции). На основании проведенных интервью автор анализирует представления информантов о «должном» - каким должен быть хороший священник. Как результат предлагается типологизация приходских священников современной Русской Православной Церкви через их положение в функциональной структуре церковной организации. Автор заключает, что хотя на бюджет времени современного пастыря и влияет его положение в церковной структуре, однако способ его действия в значительной степени зависит от внутренних установок (образа хорошего священника) и может являться своего рода преодолением своего места в структуре. Актуальность настоящего исследования определяется его новизной и практической значимостью. Постоянное изменение современного общества требует постоянного анализа места и значения религиозных акторов. Чувствительность к этим изменениям позволяет проводить корректные преобразования и плодотворно решать проблемы церковной жизни.

Бесплатно

"Митрополичья неправда" двух Константинов: можно ли ожидать справедливости от церковных судов на Руси?

"Митрополичья неправда" двух Константинов: можно ли ожидать справедливости от церковных судов на Руси?

Гайденко Павел Иванович

Статья научная

В статье предпринята попытка осмысления феномена т. н. митрополичьей неправды, отмеченной в русском летописании середины - второй половины XII в. Показано, что в период первосвятительства митрополитов Константинов I и II проблема обоснованности выносившихся ими судебных решений приобрела широкий резонанс. Действия киевских архипастырей оценивались как неканонические и противоречащие Божественной правде. Вероятно, столь острому восприятию принимавшихся решений способствовало не только поведение самих первоиерархов, но и особенности канонического правосознания, в основе которых лежали в том числе идеалы «Правды Русской». Делается вывод, что несоответствие византийских каноническо-правовых норм реалиям Древней Руси, очевидно, порождало чувство несправедливости митрополичьих церковных судов. Статья написана на основе доклада, сделанного автором на IV Барсовских чтениях в Санкт-Петербургской духовной академии 7 декабря 2020 года.

Бесплатно

"На закате": православный приход в посткрепостнической истории Российской империи. Рецензия на монографию Алексея Львовича Беглова "Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы". (М.: круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2021. 1048 с.)

"На закате": православный приход в посткрепостнической истории Российской империи. Рецензия на монографию Алексея Львовича Беглова "Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы". (М.: круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2021. 1048 с.)

Фирсов Сергей Львович

Рецензия

В статье автор рассматривает фундаментальную монографию доктора исторических наук А. Л. Беглова «Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы», увидевшую свет в конце 2021 г. В монографии, по мнению автора статьи, дается панорамная картина истории русского православного прихода - от эпохи Великих реформ Александра II до революционных потрясений 1917-1918 гг. Автор рассматривает концептуальные подходы А. Л. Беглова к исследуемой им теме, анализируя узловые моменты, связанные с попытками реформировать приход. В статье показано, что основные выводы монографии вполне подтверждаются документально, что попытки политизации приходского вопроса, отсутствие общественного консенсуса и единой воли в конечном итоге закономерно привели к тому, что этот вопрос так и не был успешно разрешен. С другой стороны, автор разделяет мнение А. Л. Беглова о том, что легализация «приходской революции» и ее последствий действительно имела место к весне 1918 г.

Бесплатно

"Не препятствуй мне излить на них мой гнев и уничтожить их" (Исх. 32:10). Богословие гневающегося бога в священном писании

"Не препятствуй мне излить на них мой гнев и уничтожить их" (Исх. 32:10). Богословие гневающегося бога в священном писании

Волчков Алексий Сергеевич

Статья научная

Православное богословие учит нас тому, что Бог являет Собой воплощение абсолютной святости. Эта святость в числе прочего подразумевает Его бесконечное милосердие и любовь к людям. Однако, как быть с теми страницами Библии, где описывается Божья ярость, Его мщение или гнев? В христианской богословской традиции сформировалось несколько подходов к решению этого герменевтического затруднения: аллегорический подход, «функциональный маркионизм» (термин Э. Зиберта) и стратегия толковать одни места Писания посредством других, более «возвышенных» и «прогрессивных». Эти подходы критически рассматриваются в статье. Автор предпринимает попытку серьезного отношения к нередким в Писании картинам, описывающим гнев Божий и Его возмездие, и задаётся вопросом, как изменится наше учение о Боге в этом случае. Также в работе представлен такой нередкий в современной академической литературе подход как деконструкция (М. Бал, Ф. Трибли, И. Шервуд)

Бесплатно

"Ни эллина, ни иудея": трактовка слов апостола Павла в русской церковной публицистике конца XIX - начала XX вв

"Ни эллина, ни иудея": трактовка слов апостола Павла в русской церковной публицистике конца XIX - начала XX вв

Иванов Андрей Александрович

Статья научная

В статье рассматривается трактовка православными священнослужителями, богословами и церковными публицистами конца XIX - начала XX вв. слов ап. Павла, что во Христе нет «ни эллина, ни иудея». На примере трудов, опубликованных в епархиальных ведомостях и вестниках, религиозных журналах и отдельными брошюрами, показывается и анализируется отношение церковных авторов к проблеме соотношения вселенского и национального, их восприятие набиравшего влияние в российском обществе национализма. Актуальность статьи обусловлена тем, что полемика вокруг слов ап. Павла продолжается и в наше время как в церковной, так и в светской среде. Новизна исследования видится в том, что в немногочисленных работах, посвященных отношению представителей Русской Православной Церкви к теории и практике русского национализма, проблема, вынесенная в заглавие статьи, специально не рассматривалась. Автор показывает, что при разнообразии поводов, по которым в рассматриваемый период церковные публицисты высказывались относительно слов ап. Павла, в их суждениях было много общего, что позволяет говорить о сложившемся за это время в российской церковной среде преобладающем направлении в оценках места национального в православии. Изученные публикации показывают, что их авторы, не подвергая сомнению «вселенскость» христианства, в то же время отстаивали право на существование национальных культур и традиций. Многообразие национальных культур рассматривалось ими как часть Божественного замысла, а полное преодоление этнического разделения виделось идеальной целью, достижимой лишь в «благодатном царстве». В связи с этим задача Церкви представлялась церковным публицистам не в отрицании национальных устремлений и интересов, а в приближении их к христианскому идеалу.

Бесплатно

"Новое богословие" в контексте эволюции католической мысли

"Новое богословие" в контексте эволюции католической мысли

Давыдов Олег Борисович

Статья научная

В статье проведен анализ развития католического богословия в период между Первым (1869-1870) и Вторым (1962-1965) Ватиканскими Соборами. Эксплицирована диалектика его трех основных направлений: неосхоластики, модернизма и «нового богословия». Показано, что глубокая трансформация католического сознания в данный период сопровождалась радикальным изменением в соотношении богословия и секулярной философской и научной мысли. Собствен- но, богословским содержанием деятельности Второго Ватиканского Собора было критическое переосмысление господствовавшей на протяжении столетия неотомистской парадигмы в духе плюрализации и деабсолютизации ее богословской методологии. Автор утверждает, что трансформация, произошедшая в католическом богословии в течение нескольких десятилетий ХХ в., является весьма поучительной и характерной именно для христиан. Драматический исторический путь «нового богословия» позволяет увидеть то, как именно христианство понимает соотношение старого и нового, поскольку «новое про- чтение классического прошлого христианским взглядом способствует дальнейшему проникновению в глубину самого христианства». Актуальность «нового богословия» в современных условиях заключается в том, что это направление мысли указывает: богатая христианская традиция весьма плюралистична и вариативна, а, следовательно, способна вдохновлять на творческое и глубокое переосмысление прошлого и настоящего

Бесплатно

"О всех и за вся" в богословии евхаристии св. Николая Кавасилы: уточнение смысла

"О всех и за вся" в богословии евхаристии св. Николая Кавасилы: уточнение смысла

Елиманов Вадим Евгеньевич

Статья научная

В данной статье рассматривается богословское значение конечных слов Anamnesis’a «о всех и за вся» в контексте учения св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве. Исследованию предшествует краткий обзор статьи свящ. Михаила Асмуса «„О всех и за вся“ в анафоре; уточнение смысла», в которой впервые в отечественной богословской науке формулируется комплекс проблем, связанных с богословским пониманием дословного перевода слов «о всех и за вся» (κατὰ πάντα καὶ διὰ πάντα): «в соответствии со всем и по причине всего». На основании детального анализа избранных фрагментов из «Изъяснения Божественной литургии» св. Николая Кавасилы, в которых так или иначе раскрывается богословский смысл слов «о всех и за вся», были сделаны следующие выводы. Понятие «πάντα» (всё) по отношению к «διὰ» указывает на все те благодеяния, которые были явлены Богом по отношению ко всему человечеству, но в особенности на Домостроительство спасения, совершенное Христом. Понятие «πάντα» (всё) по отношению к «κατὰ», означает все то, что совершил Христос на Тайной Вечере. Было установлено, что в основании интерпретации св. Николаем слов «κατὰ πάντα», понимание которых и вызывает наибольшее затруднение, лежит его учение о Тайной Вечере как первообразе Евхаристической Жертвы, совершаемой Церковью. Таким образом, по мысли св. Николая, Церковь за Евхаристической Жертвой совершает приношение даров (хлеба и вина) в соответствии с тем (κατὰ πάντα), как это сделал Христос на Тайной Вечере, и по причине (διὰ πάντα) благодарности Богу за все Его благодеяния и за совершенное Им Домостроительство спасения. Также было выяснено, что идея соответствия Евхаристической Жертвы и Тайной Вечери в полной мере относится к анафоре и свт. Иоанна Златоуста, и свт. Василия Великого.

Бесплатно

Журнал