Что говорят индикаторы информального образования о его роли для взрослых в новом веке
Автор: Желязкова-Тея Таня Кунчева
Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday
Рубрика: Педагогика
Статья в выпуске: 8, 2020 года.
Бесплатный доступ
Представлены результаты эмпирического педагогического исследования информального образования и его значения для взрослых. Выявлены пять значимых факторов, характеризующих основные аспекты информального образования в современный период: цифровое обучение, обучение на практике, обучение онлайн, обучение с помощью информальных педагогов, обучение в общественной среде.
Образовательная триада, формальное образование, неформальное образование, информальное образование, информальные педагоги
Короткий адрес: https://sciup.org/148321427
IDR: 148321427 | DOI: 10.25586/RNU.HET.20.08.P.47
Текст научной статьи Что говорят индикаторы информального образования о его роли для взрослых в новом веке
вания информального образования, но и раскрыть его значение для жизни и саморазвития взрослых.
Индикаторы информального образования
Было нелегко найти показатели, по которым российская и международная статистика измеряет состояние информального образования и его доступность.
В нашем исследовании мы опирались на показатели, которые содержатся в статистическом сборнике «Индикаторы образования: 2018» и в публикациях Европейского статистического ведомства «Евростат». Мы также использовали показатели, представленные в материалах обследований по теме «непрерывное образование», выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с Аналитическим центром Юрия Левады.
В этих источниках понятие «непрерывное образование», или образование в течение всей жизни (lifelong learning), охватывает все целенаправленные виды образовательной деятельности, включая формальное, неформальное, ин-формальное образование, осуществляемые на непрерывной основе с целью совершенствования знаний, навыков и умений (см.: [4, с. 83]). Важно также отметить, что в международной статистике используется термин «информальное образование», который совершенно неправильно переведен в некоторых странах, в том числе и в России, где он часто отождествляется с самообразованием, что является некорректным, теоретически неправильным и статистически неточным.
Примечательно, что масштабы ин-формального образования возрастают во всем мире, приближаясь к 100-процентному охвату взрослого населения. В Европе по этому показателю на вершине находится Кипр (96%), Болгария занимает 20-е место (51%), а охват им взрослого населения России в 2017 году снизился до 22% , вместе с Литвой она заняла последнее место. Одним из объяснений сокращения масштабов ин-формального образования в России может служить высокоразвитое дополнительное образование для взрослых, которое является частью системы формального образования.
Но ответы респондентов «да» и «нет» (участвовали / не участвовали) на вопросы об информальном образовании не дают достаточной информации ни о его природе, ни о его значении для саморазвития взрослых. Было важно понять, как часто
(и не обязательно в течение одного календарного года) взрослые занимаются деятельностью, указанной в числе индикаторов информально-го образования. Для этого нами составлен вопросник с пятиступенчатой шкалой ответов: «постоянно», «часто», «редко», «иногда», «никогда».
В исследовании приняли участие 94 человека, в том числе 16 мужчин и 78 женщин, в возрасте от 20 до 52 лет. Трое обследованных заняты на государственной службе, 19 – представители бизнеса, 71 работает в сфере образования. Должности распределяются следующим образом: четыре руководителя высшего звена, четыре руководителя среднего звена, 39 рядовых наемных работников и 47 учащихся.
В соответствии с требованиями статистической значимости число наблюдаемых лиц определено исходя из количества наблюдаемых индикаторов, умноженного на 6. При 15 показателях число обследованных лиц не должно быть меньше 90, что и было выполнено в проведенном исследовании.
Частотный анализ
Первым по значимости наблюдаемым статистическим показателем является частота – сколько и как участники опроса ответили на каждый из 15 вопросов. Важно было установить, какой из видов ресурсов информального образования предпочитают респонденты.
Самый высокий средний показатель 4,01 показал индикатор «использование печатных материалов». Это соответствует данным международного опроса. Процент использования печатной продукции там самый высокий – 8,8% в 2016 году и 9,4% в 2017 году. Это указывает на то, что печатные материалы продолжают оставаться неотъемлемой частью информальных образовательных инструментов.
Аналогичные данные, сопоставимые с результатами большого опроса, охватившего 1175 человек, получены в ходе нашего исследования еще по пяти индикаторам, приве-
Частота предпочтений ресурсов информального образования (по данным опроса «Участие в информальном образовании», %)
Показатели по каждой шкале в процентах и средних значениях указывают на то, что люди, как правило, используют в основном одни и те же ресурсы информального образования.
Факторный анализ
Разные люди используют и различные стили обучения, но что-то объединяет их в определенные типологии. Для выявления групп людей, объединенных определенным стилем информального образования, нами применялся факторный анализ.
При статистической обработке был использован метод извлечения информации из текстовых данных: анализ главных компонентов (Extraction Method: Principal Component Analysis). В результате была получена матрица компонентов (Component Matrix), из которой были извлечены пять факторов. Окончательные данные о весах отдельных факторов были получены в повернутой матрице компонентов (Rotated Component Matrix) с использованием метода вращения: ортогональной ротацией метода Varimax. В исследовании факторы составляют 86,6 % наблюдаемых индикаторов.

Участники проекта информального образования, реализуемого Россотрудничеством за рубежом
Неудивительно, что первое место занял фактор с наибольшим количеством индикаторов, указанных в таблице под номерами 3, 7, 10 и 11, характеризующий стиль обучения с использованием цифровых ресурсов. Именно цифровые ресурсы вывели информальное образование из его архаичного состояния как исторически первого типа обучения. Они не только придали ему современный характер, но и обеспечили его широкое распространение, охват им жителей отдаленных районов, путешественников, людей с особыми образовательными потребностями, людей, находящихся в карантине и на самоизоляции. Оцифровка целых сфер общественной и частной жизни в первой четверти XXI века еще больше повышает роль и значение информального образования не только в качестве инструмента обучения, но и как ресурса для саморазвития взрослых. Это особенно очевидно в условиях пандемии коронавируса начала 2020 года.
Второе место занял фактор, опирающийся на три показателя, обозначенные в нашей таблице индикаторами 1, 2 и 9. Это фактор, объединяющий людей, которые учатся с помощью различных видов деятельности: чтения, посещения музеев, поездок по культурным, истори- ческим, природным и промышленным объектам. Это люди, которые используют для обучения все пять своих чувств. Они хотят иметь личное представление о предметах, которые они изучают. Эти люди учатся, делая. И если первый стиль обучения можно использовать во всех трех видах образовательной деятельности – формальном, неформальном и информальном образовании, то этот стиль присущ преимущественно информальному образованию. Люди используют «ценность инновационности как возможности выживания в современном социуме, как способ адаптации к постоянным переменам» [6, с. 31].
Третий фактор, представленный в таблице индикаторами 6 и 12, объединяет людей, которые предпочитают учиться онлайн. Это люди, которые не меняют своего местонахождения, чтобы учиться или посвятить определенное время учебе. Сеть Интернет предоставляет им достаточные образовательные ресурсы, которые они могут использовать в удобное для них время и, самое главное, в индивидуальном режиме обучения. Это люди, которые дорожат своей независимостью и используют ее наилучшим образом для целей своего информаль-ного образования посредством сво- их методов и выбора ресурсов. Это особенно заметно в мегаполисах, где большие «поселенческие образования» порождают «специфические особенности образа жизни жителей, их ценностно-нормативной системы» [5, с. 8]. Будущее инфор-мального образования и его доминирование в ближайшие десятилетия связано с этим стилем обучения.
Четвертый фактор, который отображают индикаторы 4 и 5, объединяет обучающихся под чьим-то руководством . Это люди, которые предпочитают учиться на примере готовых ответов, результатов и выводов, предоставленных авторитетным образованным человеком. Ошибочно думать, что это обязательно учителя и преподаватели системы формального образования. Когда дело доходит до информаль-ного образования, авторитетные образованные люди – это те, у кого все больше разнообразного опыта, которым они готовы поделиться. Это информальные педагоги, которых можно найти повсюду – в семье, среди друзей, среди соседей, среди коллег на рабочем месте, среди попутчиков, среди участников конкурсов, праздников, спортивных соревнований и культурных мероприятий. Информальные педагоги, как правило, не имеют формальной квалификации преподавателя или учителя. Они учат других в процессе жизни в ходе передачи своего жизненного опыта, практических навыков и полезных знаний. Этот фактор демонстрирует еще одну характеристику информального образования: оно не обязательно является автономным, и поэтому для его характеристики не следует использовать термин «самообразование».
Последний, пятый фактор, представленный индикаторами 13 и 14, объединяет лиц, посещающих публичные формы обучения. Это люди, которые любят общаться и учиться наиболее эффективно, когда они не одиноки. Участие в публичных тренингах позволяет перенимать передовой опыт у других, делиться опытом, выдвигать общие идеи, лег- че достигать конкретных результатов, уменьшать вероятность ошибок и развивать «мягкие» навыки, такие как работа в команде, стремление к успеху, общение, понимание, ответственность. Этот фактор еще раз доказывает, что информальное образование не может и не должно рассматриваться как разновидность самообразования или самообучения.
В итоге факторного анализа можно уверенно обогатить модель ин-формального образования предпочтительными для людей стилями обучения. Они охватывают основные аспекты информального образования в современный период. Это цифровое обучение, обучение на практике, обучение онлайн, обучение с помощью информальных педагогов, обучение в общественной среде.
Мир изменился на глазах у всех за несколько месяцев. 2020 год предложил код для нового мышления. То, что ранее казалось невозможным, оказалось вполне реальным. Люди во всем мире начали понимать не только то, что уже устоялось, но также осознавать изменения, которые с пандемией пришли в нашу жизнь.
Пандемия COVID-19 оказала сильное влияние на развитие и расширение параметров информально-го образования:
-
• ушло в прошлое прежнее сопротивление цифровизации – она стала реальностью для гораздо большего числа рабочих мест, услуг и ресурсов (факторы 1 и 3 выше);
-
• люди всех поколений, особенно родители, должны были войти в
роль информальных педагогов (фактор 4 выше);
-
• появились новые концепты:
– информальная личная трансформация: вопрос Кто?
– информальный образ жизни: вопрос Что?
– информальное жизненное пространство: вопрос Где?
– информальное время жизни: вопрос Когда?
– информальный механизм выживания: вопрос Как?
– информальный смысл существования: вопрос Почему?
Наши дальнейшие исследования в области информального образования будут посвящены разработке этого пакета концептов, связанных с постоянно возникающими новыми жизненными проблемами.
Список литературы Что говорят индикаторы информального образования о его роли для взрослых в новом веке
- Желязкова-Тея Т.К. Модели дифференциации формального, неформального и информального образования // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 20-36.
- Желязкова (Тея), Таня. Информалното образование като значим елемент от образователната триада // Стратегии на образователната и научната политика. 2010. №. 2. С. 164-180. URL: http://eprints.nbu.bg/1795/1/9.PDF (дата обращения: 01.06.2020).
- Индикаторы образования: 2018: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.
- Индикаторы образования: 2020: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 496 с.
- Леванова Е.А., Мудрик А.В., Пушкарева Т.В., Серякова С.Б. Мегаполис как социокультурный и социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 5. С. 7-14.
- Подымова Л.С. Инновационность субъекта образования в контексте модернизации высшего педагогического образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти академика В.А. Сластёнина (Москва, 17-18 сентября 2015 г.). М., 2015. С. 31-37.
- A Memorandum on Lifelong Learning. Commission of the European Communities, Brussels, 30.10.2000. P. 36.