Чувство одиночества и стратегии поведения в межличностных конфликтах в юношеском возрасте
Автор: Чеховская Е.А., Степанова Н.В.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 2 (44), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме одиночества и поведению в межличностных конфликтах в юношеском возрасте. Изучены уровень конфликтности и преобладающие стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Выявлена положительная взаимосвязь субъективного ощущения одиночества с уровнем конфликтности.
Юношеский возраст, межличностный конфликт, субъективное ощущение одиночества, стратегии поведения в межличностных конфликтах
Короткий адрес: https://sciup.org/140274305
IDR: 140274305
Текст научной статьи Чувство одиночества и стратегии поведения в межличностных конфликтах в юношеском возрасте
Юношеский возраст ассоциируется со множеством перемен в жизни человека. В связи со сменой социального окружения и утратой прежних отношений может возникать субъективное ощущение одиночества. Также вследствие несоответствия ценностей и норм нового окружения могут возникать межличностные конфликты, в которых человек принимает или не принимает участие на основе индивидуальных особенностей и анализа текущей ситуации. Стратегии поведения в конфликте обусловлены как социальными, ситуативными, так и личностными факторами.
Изучением субъективного ощущения одиночества занимались
А.Г. Амбраумова, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, Д. Рассел, Э. Фромм и др.
Проблему стратегий поведения в конфликтных ситуациях разрабатывали А.Я. Анцупов, Е.Н. Богданов, И.Е. Ворожейкин, Н.В. Гришина, В.Г. Зазыкин, Д.К. Захаров, А.Г. Здравомыслов, А.Я. Кибанов, Р. Н.В. Степанова, К. Томас, В.П. Шейнов, А.И. Шипилов и др.
Была поставлена цель выявить взаимосвязь субъективного ощущения одиночества с уровнем конфликтности и стратегиями поведения в конфликтной ситуации. В исследовании приняли участие 40 юношей и девушек в возрасте от 18 до 22 лет. Методы исследования: метод тестирования (методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; методика оценки уровня конфликтности личности В.И. Рогова; опросник «Стратегия поведения в конфликте» К. Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной); количественный и качественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики (коэффициент корреляции r-Спирмена).
На первом этапе исследования нами было проведено эмпирическое изучение субъективного ощущения одиночества, уровня конфликтности и предпочитаемых стратегий поведения в конфликтной ситуации у испытуемых. По результатом методики Д. Рассела и М. Фергюсона низкий уровень субъективного ощущения одиночества имеют 55% испытуемых (22 человека), средний уровень - 38% испытуемых (15 человек), в меньшем количестве представлены юноши и девушки с высоким уровнем субъективного ощущения одиночества - 7% (3 человека). Это означает, что большинство испытуемых имеют в своем окружении людей, с которыми им интересно проводить время, они могут поделиться своими переживаниями, трудностями и попросить помощи.
По результатам методики В.И. Рогова 60% испытуемых (24 человека) имеют низкий уровень конфликтности, 28% (15 человек) и 2% (1 человек) - высокий уровень конфликтности. Таким образом, большинство испытуемых склонны вступать в конфликт только в случае необходимости отстоять свои ценности, взгляды и интересы при условии, что все остальные способы были испробованы и не оказали должного эффекта.
Результаты методики изучения стратегий поведения в конфликте представлены в таблице 1.
Таблица 1
Преобладающие стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях |
Количество респондентов |
Компромисс |
22% (9 чел.) |
Соперничество |
17% (7 чел.) |
Избегание |
17% (7 чел.) |
Приспособление |
12% (5 чел.) |
Сотрудничество |
5% (2 чел.) |
Компромисс, приспособление |
12% (5 чел.) |
Соперничество, избегание |
3% |
Соперничество, приспособление |
|
Компромисс, избегание |
|
Сотрудничество, компромисс |
|
Соперничество, компромисс |
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть испытуемых готова пойти на взаимные уступки в конфликтной ситуации, значительная же часть испытуемых в конфликтной ситуации идет на «крайние меры» – либо отстаивает свои интересы до «победного конца» (соперничество), либо вовсе не вступает в конфликтную ситуацию (избегание). В меньшей степени в исследуемой выборке представлена продуктивная стратегия поведения «сотрудничество». Также из всей выборки 27% испытуемых предпочитают использовать в конфликтах одну из двух стратегий поведения. То есть такие люди разрешают конфликты относительно продуктивно, так как идя на полные или взаимные уступки, они не отстаивают все свои интересы и выходят из конфликта лишь частично удовлетворенными.
На втором этапе исследования в результате статистической обработки полученных при исследовании данных обнаружена положительная статистически достоверная взаимосвязь субъективного ощущения одиночества с уровнем конфликтности (r = 0,334, р≤0,05). Статистически достоверных взаимосвязей уровня субъективного ощущения одиночества со стратегиями поведения в конфликтной ситуации не обнаружено.
Таким образом юноши и девушки с низким уровнем одиночества, имеющие прочные и доверительные социальные контакты, неконфликтны – они не склонны провоцировать конфликтные ситуации, а при возникновении такой ситуации предпочитают по возможности избежать ее или пойти на уступки и, наоборот, если они одиноки, то часто вступают в конфликты и сами их провоцируют.
Список литературы Чувство одиночества и стратегии поведения в межличностных конфликтах в юношеском возрасте
- Степанова Н. В. Особенности адаптивного поведения в межличностных конфликтах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - С. 119-124. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16194.htm.
- Шагивалеева Г.Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № S1. - С. 51-55. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm.