Чужеродные виды в сообществах сильнозасоленных почв юго-восточной части России (классы Thero-Salicornietea Tx. in Tx. et Oberd. 1958 и Salicornietea fruticosae Br.-Bl. et Tx. ex A. De bol`os y Vayreda 1950)

Автор: Юрицына Наталья Алексеевна

Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc

Рубрика: Общая биология

Статья в выпуске: 6 т.21, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье для территории юго-восточной части России представлена информация по проникновению адвентивных видов в сообщества 2 классов растительности засоленных экотопов - Thero-Salicornietea Tx. in Tx. et Oberd. 1958 и Salicornietea fruticosae Br.-Bl. et Tx. ex A. de Bolòs y Vayreda 1950, распространенных на почвах с высокой степенью засоления. Приводится перечень чужеродных видов и ассоциаций, в которых они были зарегистрированы. На основе показателей обилия и константности вида оценивает степень участия вселенцев в формирование ассоциаций, а также характеризуются география сообществ с наличием адвентивных видов и экологические особенности мест их локализации. В результате проведенного исследования в сообществах классов Thero-Salicornietea и Salicornietea fruticosae на территории юго-востока России было обнаружено незначительное количество чужеродных видов из разных семейств - а именно, 2: Atriplex tatarica L. (Chenopodiaceae) и Descurainia sophia (L.) Webb ex Prantl. (Brassicaceae Burnett). Оба эти вида являются археофитами ирано-туранского происхождения, по способу заноса - ксенофитами, по степени натурализации - эпекофитами. Ассоциации с вселившимися туда чужеродными видами также оказались немногочисленны - всего 5 единиц. Доля адвентивных видов в ценофлоре этих ассоциаций невелика (примерно десятая часть). Atriplex tatarica отмечена во всех рассматриваемых нами ассоциациях, а Descurainia sophia - только единицах класса Salicornietea fruticosae. Первый вид чаще встречается в ассоциациях кл. Salicornietea fruticosae (где его константность возрастает до II-III баллов), а второй в ассоциациях названного класса может являться как редким, так и постоянным видом (константность равна I или IV). Оба вида во всех сообществах характеризуются незначительным присутствием (обилие не превышает 1 балла). Все это позволяет предполагать, что чужеродные виды не оказывают существенного влияния на преобразование ценозов. Географически вселение двух названных видов в ценозы классов Thero-Salicornietea и Salicornietea fruticosae отмечается только в пределах территории Прикаспийской низменности (включая дельту р. Волги и Волго-Ахтубинскую пойму). Наиболее часто и на более обширной территории в эти сообщества вселяется эугалофит европейской части России Atriplex tatarica.

Еще

Адвентивный виды, засоленные местообитания, юго-восток России

Короткий адрес: https://sciup.org/148314204

IDR: 148314204

Текст научной статьи Чужеродные виды в сообществах сильнозасоленных почв юго-восточной части России (классы Thero-Salicornietea Tx. in Tx. et Oberd. 1958 и Salicornietea fruticosae Br.-Bl. et Tx. ex A. De bol`os y Vayreda 1950)

Интенсивность и широкое распространение на нашей планете такого явления как биологические инвазии чужеродных видов растений и животных, спровоцированное, в том числе и развитием человеческого общества, превращает его в важный фактор, представляющий определенную угрозу как биоразноообразию, так и стабильности экономического развития самого человечества [1-4].

Целью работы является изучить, насколько активно чужеродные виды растений вселяются на сильнозасоленные экотопы юго-восточной части России.

Под юго-восточной частью России нами понимается территория, объединяющая следующие административные единицы: Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская и Оренбургская (юго-западная часть) области.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

В настоящем исследовании использована эколого-флористическая классификация растительности. Названия таксонов приведены преимущественно по Flora Europeae [5, 6]. Названия и номенклатура синтаксонов соответствуют правилам 3-го издания «International Code of Phytosociological Nomenclature» [7].

Обилие вида в сообществе указано в соответствие с модифицированной шкалой Б.М. Мир- кина [8, 9]: «+» – проективное покрытие вида менее 1%, 1 балл – 1–5%, 2 – 6–15%, 3 – 16–25%, 4 – 26–50%, 5 – более 50%; константность – в соответствие с градацией: I балл – менее 20%, II – 21–40%, III – 41–60%, IV – 61–80%, V – 81–100%. Почвы охарактеризованы с использованием терминологии [10].

В ходе исследования изначально выявлялись синтаксоны растительности засоленных экотопов с присутствием чужеродных видов в целом для Юго-Востока Европы. Растительность засоленных экотопов указанной территории взята в объеме синтаксономических единиц, предложенном в работах автора настоящей статьи [11, 12]. Затем из выявленной совокупности анализировался материал, относящийся к российской части этого мегарегиона: оценивалось участие таких видов в формировании сообществ (на основе показателей их обилия и константности), а также определялась география вселения этих видов в сообщества засоленных экотопов в границах юго-восточной части России и устанавливались экологические особенности их местообитаний.

В работе приняты следующие сокращения: абс. – абсолютное, асс. – ассоциация, ЗПИ – Западные подстепные ильмени (район западнее современной дельты р. Волга), кл. – класс, обл. – область, пор. – порядок, подкл. – подкласс, р-н – район.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ценозы классов Thero-Salicornietea Tx. in Tx. et Oberd. 1958 и Salicornietea fruticosae Br.-Bl. et Tx. ex A. de Bolòs y Vayreda 1950 «традиционно» встречаются на местообитаниях с наиболее высокой степенью засоления почв. Это – чаще всего, флористически бедные сообщества, которые первыми осваивают лишенные растительности участки. Кл. Thero-Salicornietea объединяет пионерные приморские и внутриконтинентальные галофитные сообщества с преобладанием однолетних суккулентов (чаще всего родов Salicornia и Suaeda ) на периодически затопляемых местообитаниях, а кл. Salicornietea fruticosae – сообщества с доминированием многолетних низкорослых кустарничковых и полукустарничковых суккулентных гипергалофитов Евразии и Северной Африки [13, 14].

Однако, по своей географии на территории юго-восточной части России эти классы сильно отличаются друг от друга. Thero-Salicornietea широко распространен практически по всей этой территории, но его сообщества описаны преимущественно в Прикаспийской низменности, реже – в более северных районах и на Приволжской возвышенности. Ареал Salicornietea fruticosae более узок – он охватывает север При- каспийской низменности (преимущественно ее Заволжье, а также дельту Волги с Западными подстепными ильменями) и крайний юг Приволжской возвышенности [11, 12].

В ценозах двух указанных классов на территории юго-востока России было обнаружено всего 2 чужеродных вида - Atriplex tatarica L. (Chenopodiaceae) и Descurainia sophia (L.) Webb ex Prantl (Brassicaceae Burnett). Оба эти вида – однолетники, археофиты ирано-туранского происхождения, по способу заноса – ксенофи-ты, по степени натурализации – эпекофиты, хотя их (в особенности – Atriplex tatarica ) можно обнаружить и на естественных местообитаниях [11, 12, 15–30].

Несмотря на то, что на всей территории этого мегарегиона установлено довольно значительное количество – более 20 – низших единиц (ранга «ассоциация-сообщество») 2 рассматриваемых классов [11, 12, 14, 31–37] , но присутствие вселенцев зарегистрировано только в 5 ассоциациях (перечень этих единиц приводится в Продромусе).

Продромус сообществ классов

Thero-Salicornietea Tx. in Tx. et Oberd. 1958

и Salicornietea fruticosae Br.-Bl. et Tx. ex A.

de Bolòs y Vayreda 1950

с участием чужеродных видов на юго-востоке России

Кл. Thero-Salicornietea Tx. in Tx. et Oberd. 1958

Пор. Thero-Salicornietalia Pignatti 1953

Союз Salicornion prostratae Géhu 1992

Bassia hyssopifolia-Suaeda salsa- сообщество ( Freitag et al., 2001)

Асс. Salicornio perennantis-Suaedetum salsae Freitag et al. 2001

Асс. Suaedetum salso-prostratae Freitag et al. 2001

Кл. Salicornietea fruticosae Br.-Bl. et Tx. ex A. de Bolòs y Vayreda 1950

Подкл. Kalidienea Golub et al. 2001

Пор. Halimionetalia verruciferae Golub et al. 2001

Союз Artemisio santonici-Puccinellion fominii Shelyag-Sosonko et al. 1989

Подсоюз Climacoptero-Suaedienion acuminatae (Golub et Čorbadze 1989) Golub et al. 2001

Асс. Kalidietum foliati Golub et Čorbadze 1989

Асс. Limonietum suffruticosi Golub et Čorbadze 1989

Atriplex tatarica отмечена во всех рассматриваемых ассоциациях, а Descurainia sophia – только класса Salicornietea fruticosae (табл. 1). Atriplex tatarica чаще встречается в ассоциациях кл. Salicornietea fruticosae (где ее константность возрастает до II–III баллов), нежели кл. Thero-

Salicornietea . А Descurainia sophia в ассоциациях Salicornietea fruticosae может являться как редким, так и постоянным видом (константность – I или IV). Оба вида присутствуют в сообществах обоих классов с низким (до 1 балла) обилием..

В подавляющем своем большинстве ассоциации, в которые смогли проникнуть чужеродные виды, характеризуются крайней флористической обедненностью: среднее число видов в них варьирует в пределах всего лишь от 3 до 6, а общее – не превышает 18 (табл. 2). По одному ви-ду-вселенцу отмечено в ассоциациях кл. Thero-Salicornietea, по 2 – кл. Salicornietea fruticosae . «Обобщенная» доля таких видов в видовом составе ассоциаций колеблется в диапазоне 7,112,5% и примерно одинакова для каждого класса, но в отдельных ценозах (на конкретных площадках описания) из-за общей малочисленности видов в них она может значительно возрастать: у всех ассоциаций кл. Thero-Salicornietea – до 25%, а у асс. Limonietum suffruticosi Golub et Čorbadze 1989 кл. Salicornietea fruticosae – даже до 33–67%.

Ниже приводится детализированная информация по каждому из рассматриваемых классов растительности.

Список литературы Чужеродные виды в сообществах сильнозасоленных почв юго-восточной части России (классы Thero-Salicornietea Tx. in Tx. et Oberd. 1958 и Salicornietea fruticosae Br.-Bl. et Tx. ex A. De bol`os y Vayreda 1950)

  • Hulme P.E. Biological invasions: winning the science battles but losing the conservation war? // Oryx. 2003. V. 37. P. 178-193.
  • Lambdon P.W., Pyšek P., Basnou C., Hejda M., Arianoutsou M., Essl F., Jarošík V., Pergl J., Winter M., Anastasiu P., Andriopoulos P., Bazos I., Brundu G., Celesti-Grapow L., Chassot P., Delipetrou P., Josefsson M., Kark S., Klotz S., Kokkoris Y., Kühn I., Marchante H., Perglová I., Pino J., Vilà M., Zikos A., Roy D., Hulme P.E. Alien flora of Europe: species diversity, temporal trends, geographical patterns and research needs // Preslia. 2008. V. 80. P. 101-149.
  • Mack R.N., Simberloff D., Lonsdale W.M., Evans H., Clout M. et Bazzaz F.A. Biotic invasions: causes, epidemiology, global consequences, and control // Ecological Applications. 2000. V. 10. P. 689-710.
  • Pimentel D., McNair S., Janecka J., Wightman J., Simmonds C., O'Connell C., Wong E., Russel L., Zern J., Aquino T., Tsomondo T. Economic and environmental threats of alien plant, animal, and microbe invasions // Agroecosystems and Environment. 2001. V. 84. P. 1-20.
  • Flora Europeae. Royal Botanic Garden Edinburgh. Published on the Internet; http://rbg-web2.rbge.org.uk/FE/fe.html (дата обращения 27.01.2017).
Еще
Статья научная