Цифровая дипломатия РФ в Сирии: перспективы развития
Автор: Шахуд Зиад
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 9, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ средств цифровой дипломатии, используемых Посольством РФ в Сирийской Арабской Республике. Раскрыты некоторые недостатки применения коммуникационных возможностей интернета и социальных сетей в работе российских дипломатов с арабоязычной целевой аудиторией: недостаточное число информационных сообщений и материалов на арабском языке, их ограниченное содержательное разнообразие, отсутствие оперативности публикаций. Обозначена необходимость использования всех возможностей цифрового информационного лоббирования национальных интересов России в Сирии и арабском мире. Автор приходит к выводу, что привлечение к работе в посольствах специалистов-востоковедов и IT-специалистов может обеспечить оперативность, открытость и конкурентоспособность информационного контента, а значит, способствовать созданию альтернативного информационного поля, позволяющего завоевать арабоязычную аудиторию и заручиться поддержкой действий РФ со стороны населения.
Информационная политика, цифровая дипломатия, сирия, мид рф, арабский язык, интернет, социальные сети, целевая аудитория
Короткий адрес: https://sciup.org/149132540
IDR: 149132540 | DOI: 10.24158/pep.2019.9.8
Текст научной статьи Цифровая дипломатия РФ в Сирии: перспективы развития
В первой половине ХХI в. происходят значительные изменения в формах и методах работы дипломатических ведомств под воздействием новых коммуникационных возможностей, появившихся в результате развития информационных технологий. Стали общепринятыми такие формы работы, как сетевая дипломатия, цифровая дипломатия, что отражает новый уровень технологического оснащения внешнеполитических ведомств современных государств.
Как известно, к средствам цифровой дипломатии принято относить использование социальных сетей и интернет-медиаплощадок в работе дипломатических представительств. Применение таких инструментов позволяет дипломатам при должном подходе практически в режиме онлайн способствовать формированию общественного мнения, лояльного к той стране, которую они представляют. В связи с этим актуально рассмотреть способы применения цифровой дипломатии в Сирии российским внешнеполитическим ведомством.
Российское внешнеполитическое ведомство представлено в Сирийской Арабской Республике (САР) Посольством РФ в столице страны Дамаске и Генеральным консульством РФ в Алеппо, деятельность которого временно приостановлена. Целевая аудитория в САР, с которой работают представительства МИД РФ, состоит из нескольких категорий граждан:
-
– арабоязычное население страны;
-
– беженцы-сирийцы, покинувшие страну из-за конфликта и проживающие в различных странах мира;
-
– представители сирийских диаспор;
-
– россияне, проживающие в САР: по данным МИД РФ, их число составляет около 6,3 тыс. чел., включая членов смешанных семей.
Таким образом, арабский, русский и английский языки должны быть основными для информирования данной целевой аудитории в интернет-пространстве.
В работе российского представительства МИД в САР можно выделить следующие формы применения цифровой дипломатии:
-
1) формирование позитивного имиджа России путем подбора соответствующего информационного материала;
-
2) транслирование официальной позиции российского руководства;
-
3) использование методов публичной дипломатии (новости российской культуры, информация об образовательных услугах иностранцам в РФ и пр.);
-
4) консульское сопровождение иностранных граждан и граждан РФ, информирование и обеспечение связи с гражданами РФ, находящимися или проживающими в САР, в случае чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В настоящий момент Посольство РФ в Сирии использует следующие коммуникационные интернет-возможности: сайт , аккаунты в социальной сети «Фейсбук» и в сети «Твиттер».
Проведенный автором статьи анализ используемых российскими дипломатами интернет-возможностей и их воздействия на сирийскую целевую аудиторию дал следующие результаты. Во-первых, несмотря на произведенную модернизацию, на сайте Посольства РФ можно найти очень ограниченные по содержательному разнообразию и насыщенности данные на русском и английском языках о работе консульского отдела, истории двусторонних отношений, а также релизы пресс-службы. Во-вторых, отсутствует версия сайта на арабском языке, что значительно сокращает число его пользователей, поскольку основная масса населения республики не владеет русским языком. Можно предположить, что версия сайта на арабском языке находится в стадии разработки.
В информационной системе «Твиттер» Посольство России в Сирии имеет официальный микроблог, где на данный момент зарегистрировались всего 1311 подписчиков. Столь малое число можно объяснить использованием только русского и английского языков. Сообщения на арабском языке носят эпизодичный характер, хотя данный микроблог был создан и зарегистрирован еще в ноябре 2013 г. [1]. За это время степень участия России в сирийских событиях резко возросла, однако в информационном поле активность дипломатов по информированию сирийского населения на арабском языке о российских инициативах и планах весьма незначительна.
Примерно такая же неудовлетворительная ситуация наблюдается и в «Фейсбуке», где в том же 2013 г. была создана страница Посольства РФ в САР. Хотя в настоящее время она имеет большее число подписчиков, чем микроблог в «Твиттере» (5699 чел.), степень ее информационного воздействия на целевую аудиторию низкая, что объясняется как содержательной стороной вопроса, так и тем, что большая часть сообщений представлена на английском языке, хотя необходимо отметить и небольшой сегмент сообщений на арабском [2].
В других социальных сетях, таких как «Инстаграм», «Ютьюб», «ВКонтакте» и др., Посольство РФ в САР не представлено, что в условиях информационных столкновений, которые организуются рядом стран против сирийской и российской внешнеполитической позиции, можно считать большим упущением российской стороны.
Таким образом, важно подчеркнуть, что внешнеполитическое представительство РФ в Сирии имеет большие возможности в рамках цифровой дипломатии, но пока не использует их в полной мере для информационного лоббирования национальных интересов России не только в Сирии, но и в арабском мире в целом. В связи с этим обратим внимание на проблемы развития форм и методов цифровой дипломатии в работе Посольства РФ в САР.
Языковой фактор . В ходе затянувшегося сирийского конфликта в прямом и переносном смысле разыгрываются внешнеполитические раунды, в которых принимают участие многие страны [3, с. 546–557], а потому российской стороне необходим постоянный интерактивный контакт с арабоязычной целевой аудиторией для оперативного реагирования и комментирования военных – и не только – событий сирийского конфликта.
Как было продемонстрировано выше, российское дипломатическое представительство в САР размещает мало информации на арабском языке, что не позволяет говорить о том, что аккаунты посольства и сайт являются инструментом эффективной работы с таргетной арабоязычной аудиторией в стране и за ее пределами.
Цифровая дипломатия Посольства РФ в социальных сетях . Как уже отмечалось, российское посольство в САР запустило свои аккаунты в сетях «Фейсбук» и «Твиттер» лишь в 2013 г., тогда как конфликтное обострение в Сирии началось в 2011 г.
Обращает на себя внимание тот факт, что ни сайт Посольства РФ в САР, ни его страницы в «Фейсбуке» и «Твиттере» не представляют собой информационные ресурсы, на которых дается оперативная и открытая информация по основным пунктам повестки дня сирийского кон- фликта. Все это не способствует достижению стратегических преимуществ России в ходе информационной войны, развернувшейся в сирийском регионе и на Ближнем Востоке в целом. Важно понять, что в информационных схватках на сирийском информационном поле участвуют ведущие мировые акторы, преследующие серьезные геополитические цели.
В информационной битве российские интересы в Сирии эффективно отстаивает Посольство РФ в Великобритании и лично посол Александр Яковенко (на аккаунт А. Яковенко в «Твиттере» подписаны 25 000 чел.). Так, например, все оперативные комментарии, посвященные применению химического оружия в Гуте (2013) и операции ВКС России в Пальмире (2016), исходили в основном не от Посольства РФ в САР или от посла РФ в САР, а от Посольства РФ в Лондоне. Фактически можно говорить об «инертном» применении Посольством РФ в САР средств цифровой дипломатии для работы со всеми категориями региональной целевой аудитории. Поэтому необходимо активно использовать опыт российских дипломатов в Великобритании, а также успешные методики цифровой дипломатии внешнеполитических ведомств других стран.
Публичная дипломатия в цифровом формате. Необходимо отметить, что у российской стороны есть существенные неиспользованные ресурсы в самой арабоязычной целевой аудитории, потому что имманентно в общественном мнении в Сирии присутствует общая позитивная предрасположенность к России, особенно в настоящее время. Деятельность российских вооруженных сил, внешнеполитического и военного ведомств по урегулированию конфликта в Сирии не может не вызывать большого интереса у населения страны. Более того, в условиях поступления противоречивой или зачастую однобокой информации из многочисленных зарубежных источников целевая аудитория нуждается в получении оперативных и достоверных данных, предлагающих альтернативный российский взгляд на происходящие события [4]. Это подтверждается и значительной популярностью интернет-канала агентства Russia Today, который, по данным аналитиков, занимает 9-е место в сирийском рейтинге сайтов [5]. Более того, история советско-сирийских и российско-сирийских двусторонних отношений способствует сохранению традиционно высокого уровня доверия к информации, предоставляемой российскими СМИ и официальными представительствами, по меньшей мере среди целевой аудитории внутри страны.
Как известно, в Советском Союзе сложилась прекрасная высокопрофессиональная школа востоковедения, позволявшая успешно и эффективно взаимодействовать с различными странами Ближнего Востока и Северной Африки, решая стратегические внешнеполитические задачи в регионе. Беспрецедентный опыт данной школы может быть использован для разработки стратегии цифрового взаимодействия с таргетными аудиториями стран региона.
Важно продолжить и такую линию публичной дипломатии, как экспорт образования, что в современных условиях означает развитие онлайн-образования. В ведущих советских и российских вузах в разные годы получили образование более 30 000 сирийцев [6]. Российское образование в настоящее время привлекает значительное число студентов из Сирии, что в немалой степени связано с активным введением изучения русского языка в сирийских школах. Экспорт советского и российского образования сформировал группу профессионалов, владеющих и арабским, и русским языками и осуществляющих деятельность в различных областях науки, культуры, образования. Взаимодействие с такими специалистами и привлечение их к различным проектам и мероприятиям в рамках кампаний публичной и цифровой дипломатии представляют собой большой потенциал для эффективной работы с различными группами региональной целевой аудитории.
Подводя итоги, можно отметить следующие моменты.
Во-первых, решение обозначенных выше проблем и реализация имеющихся ресурсов цифровой дипломатии позволят внешнеполитическому ведомству РФ эффективно работать с целевыми аудиториями не только в САР, но и в арабском мире в целом.
Во-вторых, для обеспечения оперативности, открытости и, как следствие, конкурентоспособности предоставляемой информации, необходимо больше привлекать к работе в посольствах специалистов-востоковедов и IT-специалистов. Это поможет на технологически высоком уровне и с учетом ментальной и поведенческой специфики арабоязычной целевой аудитории сформировать действенную цифровую дипломатию РФ в САР. Использование богатых интеллектуальных ресурсов РФ может в значительной мере способствовать созданию нового, альтернативного информационного контента.
В-третьих, целенаправленное эффективное использование интернет-технологий в деятельности представительств МИД РФ в Сирии и регионе Ближнего Востока и Северной Африки позволит завоевать арабскую аудиторию, сформировать положительный образ РФ, заручиться поддержкой населения в решении военно-политических проблем региона, в частности в борьбе с радикальным исламизмом.
В-четвертых, российская стратегия развития цифровой дипломатии должна включать в себя не только организацию работы с арабоязычным населением, активно пользующимся социальными сетями и интернетом, но и алгоритмы борьбы с «фейковыми» страницами. Предотвращать и противостоять этой информационной диверсии возможно путем создания мощных официальных арабоязычных и англоязычных страниц представительств МИД РФ с качественным контентом и оперативным освещением основных событий региона.
Ссылки:
-
1. Russian Embassy: Syria [Электронный ресурс] : официальный микроблог Посольства РФ // Twitter. URL: https://twit- ter.com/RusEmbSyria/ (дата обращения: 22.07.2019).
-
2. Russian Embassy in Syria [Электронный ресурс] : аккаунт Посольства РФ в Сирии // Facebook. URL: https://www.face- book.com/EmbRusSyria/ (дата обращения: 22.07.2019).
-
3. Васильев А.М. От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М., 2018. 670 с.
-
4. Jensen D.N. Russia in the Middle East: A New Front in the Information War? [Электронный ресурс] // The Jamestown Foundation. 2017. Dec. 20. URL: https://jamestown.org/program/russia-middle-east-new-front-information/ (дата
обращения: 22.07.2019).
-
5. Top Sites in Syrian Arabic Republics [Электронный ресурс] // Alexa. URL: https://www.alexa.com/topsites/countries/SY (дата обращения: 22.07.2019).
-
6. Русский язык в мире : доклад МИД России. М., 2003. 287 с.
Список литературы Цифровая дипломатия РФ в Сирии: перспективы развития
- Васильев А.М. От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М., 2018. 670 с
- Jensen D.N. Russia in the Middle East: A New Front in the Information War? [Электронный ресурс] // The Jamestown Foundation. 2017. Dec. 20. URL: https://jamestown.org/program/russia-middle-east-new-front-information/ (дата обращения: 22.07.2019)