Цифровая трансформация государственного управления как общественная ценность
Автор: Колывушко М.М.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 1-1 (119), 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринята попытка оценки явления цифровой трансформации на предмет общественной значимости и ценности в контексте концепции Нового государственного менеджмента (NPM). Рассматриваются такие аспекты трансформации, как улучшение качества предоставляемых государственных услуг, повышение уровня вовлеченности граждан в процесс управления и создание условий для более прозрачного и подотчетного взаимодействия между государством и обществом. потенциальных рисках и вызовах, связанных с цифровизацией, включая вопросы цифрового неравенства и безопасности данных. Проанализированы актуальные риски и вызовы, связанные с цифровизацией, включая вопросы цифрового неравенства и безопасности данных.
Цифровая трансформация, электронное правительство, общественная ценность
Короткий адрес: https://sciup.org/170208139
IDR: 170208139 | DOI: 10.24412/2411-0450-2025-1-1-143-146
Текст научной статьи Цифровая трансформация государственного управления как общественная ценность
Современную жизнь человека уже сложно представить без использования цифровых технологий, которые играют ключевую роль практически во всех сферах повседневности. Цифровые сервисы прочно интегрированы в трудовую деятельность человека, образовательные процессы и сферу межличностного общения, выступая неотъемлемой частью ежедневных практик.
Согласно результатам всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в 2024 году, 80% россиян активно используют цифровые продукты с различной периодичностью. Из них 35% респондентов прибегают к цифровым сервисам на ежедневной основе, в то время как 21% используют их несколько раз в неделю. Эти данные подчеркивают высокую степень вовлеченности населения в цифровую среду. По итогам опроса, 85% пользователей электронных услуг отмечают значительное влияние цифровизации на уровень комфорта и качество их повседневной жизни за последние 3-5 лет [1].
С 2022 года в России действует «Концепция перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без личного присутствия граждан», которая существенным образом повлияла на взаимодей- ствие граждан с государственными органами власти. Концепция определяет ключевые принципы, по которым услуги проходят процесс трансформации и оптимизации [2].
По данным исследования электронных правительств ООН (UN DESA) «Ускорение цифровой трансформации для устойчивого развития», представленным в сентябре 2024 года, концепция цифрового правительства не является на сегодняшний день чем-то новым в парадигме устройства государственного управления. При этом в последнее время наблюдается значительное усложнение, сервисы становятся все более многогранными, а границы между физическими и цифровыми правительствами стираются [3].
Важнейший аспект трансформации – это использование современных технологий, работа с большими данными, применение искусственного интеллекта и облачные вычисления, которые работают на повышение качества обслуживания граждан и обеспечивают более прозрачное и подотчетное управление.
Цифровизация государственного управления меняет не только формы взаимодействия между государством и гражданами, но и вносит значительные коррективы в систему общественных приоритетов. В этих условиях особо важно своевременно определить обще- ственную ценность цифровой трансформации государственного управления и соотнести её значение с ценностно-целевыми ориентирами российского общества.
В современной литературе присутствует дефицит исследований, посвященных оценке эффективности электронного правительства с точки зрения общественной ценности. Тем не менее, для формирования ценностного подхода к этому вопросу целесообразно рассмотреть несколько определений понятия «ценность», представленных в научной литературе.
Так, Ивин А.А. отмечает, что «существует множество определений понятия ценности, которые различаются в деталях, но в своей основе имеют одно общее: ценностью признается объект, представляющий интерес, желание или стремление, то есть, по сути, значимый для человека или группы людей элемент» [4]. Это определение подчеркивает, что ценность всегда связана с субъективным восприятием и интересами.
Бенедикт Спиноза утверждал, что «когда появляются общие идеи, то люди склонны называть совершенным то, что соответствует этой общей идее, сформированной для какого-либо ряда объектов, и наоборот – несовершенным то, что наименее соответствует общим представлениям» [5]. Этот тезис говорит о том, что ценности формируются в контексте социального взаимодействия и культуры.
Марк Мур, как сторонник концепции общественной ценности, подчеркивает, что основной целью управленческой деятельности в государственном секторе является создание общественных ценностей, подобно тому, как в частном секторе целью является создание индивидуальной ценности (теория общественных ценностей, Public Value Theory) [6]. То есть, управление в государственном секторе не может не быть ориентированным на удовлетворение потребностей всего общества.
Марк Рютгер подчеркивает, что удовлетворение потребностей граждан может рассматриваться как потенциальная общественная ценность, однако удовлетворенность отдельного человека какой-либо услугой или продуктом не рассматривается как общественная ценность [7]. Эти аспекты важны. Общественная ценность складывается на основе коллективных интересов, а не индивидуаль- ных предпочтений. Следовательно, рассматривать общественную ценность цифровой трансформации государственного управления можно через парадигму Теории общественных ценностей (Public Value Theory – PVT), которая является альтернативной теории Нового государственного менеджмента (New Public Management – NPM).
Таким образом, общественная ценность является комплексным понятием, которое можно определить только через контекст коллективных интересов и потребностей. Как отмечает Охотский Е.В., появление концепции нового публичного управления связано с необходимостью реагировать на кризисные явления, которые наблюдаются в системе государственного управления. Иерархия, централизация, бюрократия и финансовая неэффективность – часто присущи системе государственного управления. Вместе с тем, возрастают требования граждан к качеству управленческих решений. Сфера налогообложения и бюджетирования, а также ряд государственных и муниципальных услуг требуют использования новых подходов.
Авторы концепции NPM представляют государство в качестве «системной синергетической композиции инновационных управленческих подходов». Ценностно-целевые основы концепции – приоритет прав и свобод человека, децентрализация управления, кооперация, социально ориентированная рыночная экономика, государственно-частное партнерство, а также активное взаимодействие государственных структур с институтами гражданского общества, политическое и идеологическое многообразие. Образ результата NPM заключается в том, что государство располагает бюджетом, производственными мощностями и ресурсами. Граждане являются потребителями услуг, а государство, подобно производственной корпорации, действует, исходя из интересов своих «акционеров» [8].
Следует отметить, что в последние годы концепция нового публичного управления теряет популярность. Это связано с её жесткой ориентацией на рыночные ценности и коммерческую результативность. Значительная часть критики касается нецелесообразности подмены традиционных методов государственного администрирования инструментами, аналогичными рыночным регуляторам.
Оппоненты NPM подчеркивают опасность наделения государственных чиновников чрезмерно широким спектром дискреционных полномочий, что может привести к неэффективным и непредсказуемым результатам. Рыночная среда удовлетворяет частные интересы людей, стремящихся к личному обогащению. К тому же, в условиях применения NPM не всегда обеспечивается экономия финансовых ресурсов. Множество государственных программ продолжают демонстрировать низкую эффективность, что ставит под сомнение жизнеспособность концепции NPM в её текущем виде [9].
Таким образом, несмотря на первоначальные обещания повышения эффективности и качества государственного управления, реализация принципов NPM требует переосмысления и адаптации подходов к управлению в современных условиях.
По мнению Джанин О’Флинн, в рамках парадигмы общественных ценностей (Public Value Theory, PVT) государственные управленцы сталкиваются с множеством целей, которые выходят за рамки простого достижения показателей эффективности, характерных для концепции нового публичного управления (NPM). PVT акцентирует внимание на более широких аспектах, таких как коллективные предпочтения и интересы граждан. Предполагается, что эффективное управление должно учитывать потребности и ожидания общества, что предусматривает взаимодействие с гражданами, понимание их ценностей и включение этих ценностей в процесс принятия управленческих решений. В PVT государственные управленцы стремятся к созданию устойчивых общественных ценностей, которые способствуют улучшению качества жизни и социальной справедливости.
Таким образом, парадигма общественных ценностей выделяет «значимость участия граждан в процессе управления и необходимость учета их предпочтений, как ключевого элемента при формировании и реализации государственных программ» [10].
Выводы:
Целью статьи было осмысление общественной ценности цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации. Основные аспекты цифровой трансформации и её цели гармонично интегрированы в парадигму теории общественных ценностей (Public Value Theory, PVT).
В контексте переосмысления общественных ценностей и норм в России, а также перехода от частных интересов и индивидуальной выгоды к упорядоченности и доминированию гражданского общества, становится жизненно важным осознание того, что государство является одним из ключевых созидателей общественных ценностей. Это понимание необходимо для развития парадигмы нового публичного управления (NPM).
Цифровая трансформация государственного управления не только способствует повышению экономической эффективности, но и вовлекает граждан в процесс управления. Сокращение физического взаимодействия с государственными органами при получении необходимых услуг, проактивный подход к их предоставлению и уменьшение сроков оформления способствуют улучшению качества жизни граждан. Эти изменения также способствуют искоренению коррупции в системе государственного управления.
Таким образом, цифровая трансформация государственного управления, рассматриваемая как очередной этап в формировании электронного правительства России, представляет собой бесспорную общественную ценность. Важно зафиксировать, что в настоящее время на этом пути остаются проблемы цифрового неравенства, требующие скорейшей проработки. Не все домохозяйства имеют доступ к высокоскоростному интернету, существуют социальные барьеры для пожилых людей, которые могут испытывать трудности в использовании цифровых технологий, а также технологические вызовы, такие как: надежность оборудования, программного обеспечения и безопасность персональных данных граждан.
Список литературы Цифровая трансформация государственного управления как общественная ценность
- ВЦИОМ. Наша цифровая повседневность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nasha-cifrovaja-povsednevnost (дата обращения: 10.12.2024).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.04.2022 № 837-р.
- United Nations. E-Government Survey 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2024-09/(Web%20version)%20E-Government%20Survey%202024%201392024.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
- Ивин А.А. Аксиология: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 342 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07703-2.
- Спиноза Б. Избранные сочинения. - М.: 1957. - Т. 1. - С. 521-522.
- Moore M.H. Creating Public Value: Strategic Management in Government. - Harvard University Press, 1995.
- Rutgers M.R. As Good as It Gets On the Meaning of Public Value in the Study of Policy and Management // American Review of Public Administration. - 2015. - Vol. 45, № 1. - P. 29-45.
- Охотский Е.В., Занко Т.А. Теория и механизмы современного государственного управления: учебник и практикум для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 933 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18509-6.
- Охотский Е.В., Занко Т.А. Теория и механизмы современного государственного управления: учебник и практикум для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 933 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18509-6.
- O'Flynn, Janine L. From New Public Management to Public Value: Paradigmatic Change and Managerial Implications // Australian Journal of Public Administration. - 2007. - Vol. 66, № 3. - P. 353-366. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=1927677.