Цифровая трансформация и ТНК индустрии моды
Автор: Долженко И.Б.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 1-2 (40), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам влияния цифровизации на рынок модной одежды. Конкуренция и потребительский спрос на мировом рынке одежды преобразуются под влиянием изменения поведения потребителей. Развитие цифровизации привело к стремительному изменению всей структуры глобальной среды, в которой осуществляют свою деятельность ТНК индустрии моды. Цифровая трансформация затрагивает рынок модной одежды уже сегодня, прежде всего в трех плоскостях: цифровизация товаров и предоставляемых услуг, цифровизация общения с клиентами и цифровизация производства, логистики и внутренних операций фирмы. Исследованы факторы, заставляющие ТНК индустрии моды, являющиеся главными участниками мирового рынка модной одежды активно участвовать в цифровизации.
Индустрия моды, глобальная производственная система, быстрая мода, тнк индустрии моды, организатор цепочки стоимости, потребительские предпочтения
Короткий адрес: https://sciup.org/170190666
IDR: 170190666 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10064
Текст научной статьи Цифровая трансформация и ТНК индустрии моды
В условиях глобализации произошло формирование укрупнённой индустрии моды, охватывающей не только текстильную и швейную промышленность, но и смежные отрасли [1]. Индустрия моды, от глобальных дисконтных ритейлеров до эксклюзивных брендов класса люкс, является движущей силой мировой экономики. Индустрия моды в последние годы все активнее подвергается цифровой трансформации, связанной с трансформацией корпоративных стратегий, бизнес-моделей, операций, товаров, и т.д. на основе широкого применения цифровых технологий [2].
Глобализация, новые технологии и демографические изменения привели к изменению в образе жизни и структуре потребления сотен миллионов людей и формированию глобального рынка модной одежды [3]. Мода является одной из самых сложных областей, на которые сильно повлияла глобальная экономическая неопределенность, а также глубокие изменения в глобальной производственной системе. В ответ на конкурентное давление по обеспечению роста продаж и минимизации затрат многие бренды начали серию инициатив, направленных на ускорение инноваций и сменяемости вывода на рынок кол- лекций, а также внедрение устойчивых инноваций в процессы разработки своих основных продуктов, глобальную производственную систему и цепочки поставок.
При этом характер деятельности ведущих компаний радикально трансформировался, в отрасли произошла смена отраслевых лидеров, хотя еще в 1970-х сформировались первые ТНК индустрии моды [4]. Рынок одежды всегда характеризовался высоким уровнем конкуренции, уже начиная с конца 1970-х гг. на нем сложилось доминирование ряда крупных мировых корпораций, прежде всего из США, Италии, Франции, Германии, сделавших ставку на минимизацию издержек за счет производственного аутсорсинга [5]. Невнимание этих компаний к изменившимся нуждам конечных потребителей дало шанс вступить в конкурентную борьбу и в конечном счете победить ранее совершенно неизвестным молодым компаниям, применившим новые бизнес-модели и маркетинговые стратегии и подходы.
Прогнозы развития моды на третье тысячелетие связываются с появлением ультрасовременных материалов, оригинальных решений, чистых линий и утверждения стиля. Мотивация потребителей носит все более социально- психологический динамичный характер, что и обусловливает необходимость разработку новой маркетинговой стратегии в поисках новых способов удовлетворения потребностей потребителей лучшим образом, чем соперники на рынке [6].
Индустрия моды претерпевает масштабные изменения как прямой результат развития технологий и их влияния на поведение потребителей и должна адаптироваться. В настоящее время цифровая трансформация является главным вызовом для ТНК индустрии моды. Цифровая трансформация в сфере моды призвана обеспечить защиту бренда и репутации в неопределенной и сложной среде. Доступность больших данных и аналитика могут использоваться ТНК индустрии моды стратегически, для адаптации потребительского опыта и вовлечения клиента в создание стиля и моды [7]. Конечная задача для ТНК индустрии моды - добиться цифровой трансформации во всех аспектах своей деятельности и организационной культуры.
Основная проблема для ряда ТНК индустрии моды и многих более мелких международных компаний моды, владельцев модных брендов, заключается в том, что они все больше отстают от ожиданий потребителей. Роль потребителя перешла от пассивного наблюдения к условному доминированию [8]. Потребители больше не довольствуются простой покупкой модных товаров; экспоненциальный рост использования цифровых технологий расширил их возможности. Они хотят взаимодействовать, участвовать, влиять и коммуницировать с брендами, у которых они покупают [9]. Информированные, избирательные и ответственные потребители заботятся о том, как они выглядят в общественных местах и в социальных сетях, а также о восприятии товаров, которые они покупают и владеют. Подавляющее большинство потребителей используют цифровые каналы до, во время или после совершения покупок.
Цифровизация становится во все большей степени основополагающим направлением развития ТНК индустрии моды и всех отношений между потребителем и брендом. Больше нет типичных потребительских сегментов, больше нет географических регионов и больше нет универсальных решений.
Устанавливаются новые стандарты обслуживания и опыта, и в основном речь идет о переходе от бренда продукта к бренду, который формирует и реализует контекстуальные, ориентированные на потребителя предложения - бренд, который учитывает всю свою экосистему опыта [10]. Компании, применяющие устаревшие ИКТ системы и процессы оцениваются по этим новым стандартам и начинают стремительно уступать компаниям-новаторам.
Но многие ТНК индустрии моды, владеющие глобальными брендами, все еще не готовы к цифровой трансформации и лишь задаются вопросом, как преодолеть цифровой разрыв. Для создания успешного бренда ТНК индустрии моды тратят много лет, но ошибочные действия фирм могут его разрушить совсем за короткое время [11]. ТНК индустрии моды, владеющие модными брендами всегда должны быть готовы и способны реагировать на проблемы неопределенности, риска и репутации. Любое цифровое проявление бренда - от социальных платформ до дистрибьюторов - должно отражать фундаментальные ценности бренда и должно соответствовать ожиданиям и нуждам потребителя [12]. Неправильное или слишком общее цифровое предложение может фактически расширить цифровой разрыв и даже создать угрозу для бренда и репутации.
Глобализация и цифровизация ведут к растущей сложности и нестабильности, и ТНК индустрии моды должны сбалансировать стремления к росту и оперативные планы со стратегическими рисками, с которыми они сталкиваются. Несколько факторов способствуют росту рисков, в частности, эволюция регулирования, общение в социальных сетях, увеличение числа потребительских каналов, более широкая география операций, ускорение бизнес-процессов.
Цифровая трансформация - это комплекс мероприятий по сопряжению корпо- ративной и цифровой стратегии, нацеленный на организационные изменения, минимизацию цифровых рисков и радикальное улучшение работы с клиентами [13]. Для модного бренда это означает переосмысление того, как покупатель совершает покупки в цифровом мире, а не просто цифровизацию процесса покупки для физического мира.
Цифровая трансформация для ТНК индустрии моды - это вызов и изменение укоренившихся представлений о том, что делает и говорит компания, чтобы повысить ее актуальность для потребителей [14]. В то время как сдвиг в сторону омни-каналов сбыта является реальным и растущим, подавляющее большинство доходов от моды все еще поступает от продаж в офлайн-каналах. Для некоторых модных брендов может остаться верным, что географическое положение по-прежнему является краеугольным камнем для привлечения офлайн-спроса в розничной торговле, но ключевым фактором успеха будет обеспечение согласованного всестороннего потребительского опыта, охватывающего физические, виртуальные и эмоциональные аспекты, от общения для преобразования и не только.
Именно конвергенция цифровых и традиционных каналов в сочетании с ростом влияния потребителей приведет к увеличению спроса на единый бренд [15]. Всевозрастающая ценность больших данных и бизнес-аналитики для ТНК индустрии моды состоит в том, что будет достаточно точно известно, что каждый покупатель собирается купить, когда идет в магазин, появляется возможность развивать и углублять долгосрочные отношения с каждым потребителем индивидуально на основе их привычек [16].
Цифровая трансформация работы с клиентами (в том числе передовые процессы, аналитика, технологические разработки в платформах цифрового маркетинга, коммерции и продаж и обслуживания) обеспечивает персонализированное обслуживание клиентов по нескольким каналам и, в конечном итоге, повышает коэффициент конверсии и доходы [17].
Доступно больше информации, чем когда-либо прежде, о привычках, поведении, тенденциях и факторах, влияющих на потребление людей. Тем не менее, инвестиции в большие данные и аналитику тратятся впустую, если лица, принимающие решения, получают ошибочную информацию или не имеют навыков или компетенций, позволяющих преобразовать основную информацию в бизнес-решения [18]. Раскрытие этой информации является ключом к пониманию того, как складывается настроение потребителя в настоящее время, и, скорее всего, это произойдет в ближайшем будущем.
Модные бренды, благодаря объединению в работе больших данных, Интернета вещей и бизнес-аналитики и машинного обучения , смогут лучше понимать своих клиентов, реагировать на тенденции рынка и адаптировать свою информацию и информацию о продажах.
Многие модные бренды используют фрагментированный подход к цифровой трансформации, концентрируясь на процессах цифрового преобразования изолированных функций [19]. Цифровое преобразование часто ограничивается отдельными программами или проектами, которые затрагивают лишь небольшое количество отделов [20]. Иногда оно может даже сосредоточиться только на одной области, такой как маркетинг или продажи - с ограниченной или очень медленной отдачей.
Но за цифровой трансформацией стоит срочность и импульс, поскольку организации переосмысливают, изменяют и переоснащают в эпоху, когда традиционные границы разрушаются. Ускоряющееся развитие технологий и их быстрое освоение потребителями заслуживает другого уровня приоритета для многих модных брендов [21].
Основными драйверами цифровой трансформации являются либо значительные возможности, либо угрозы существованию. И возможность, или существующая угроза, которую представляют эти изменения, должны быть в центре внимания биз-нес-лидеров, которые рассматривают будущее своих компаний индустрии моды. Переосмысление услуг и опыта, предла- гаемых брендом, а также повышение релевантности и доходов часто может показаться чем-то, что можно сделать на более поздней стадии с большими инвестициями и долгосрочным возвратом [22].
Для успеха ТНК индустрии моды должны найти правильный баланс между стремлением к быстрым результатам с помощью инновационных идей и системным проведением цифровой трансформации. В обоих случаях основные проблемы связаны не только с раскрытием возможностей больших данных и аналитики, управлением рисками бренда и репутации, управлением всей цепочкой создания стоимости или преодолением разрыва в цифровых технологиях. Все это важные составляющие главной цифровой задачи для ТНК индустрии по изменениюя организационной культуры в сторону максимально кли-ентоориентированности.
Выводы. Цифровая трансформация индустрии моды затрагивает все фирмы-производители. Происходит цифровизация как производства, так и логистики, и системы сбыта. Меняется вся цепочка создания стоимости, которая характеризуется массовым аутсорсингом и широким применением цифровых технологий, при доминировании покупателя и принятии решений в условиях недостаточной информации.
Список литературы Цифровая трансформация и ТНК индустрии моды
- Acemoglu, D. and P. Restrepo (2016), "The Race Between Machine and Man: Implications of Technology for Growth. Factor Shares and Employment", NBER Working Paper №22252.
- Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №8. - С. 26.
- Перспективы экономической глобализации // Булатов А.С., Вардомский Л.Б., Габарта А.А., Галищева Н.В., Горбанев В.А., Данилин И.В., Жизнин С.З., Зарицкий Б.Е., Захаров А.Н., Капица Л.М., Карлусов В.В., Комкова Е.Г., Конина Н.Ю., Костюнина Г.М., Кузнецов А.В., Олейнов А.Г., Платонова И.Н., Ребрей С.М., Сенюк Н.Ю., Сидорова Е.А. и др. - Москва, 2019.
- Конина Н.Ю.Глобальная производственная система как источник конкурентных преимуществ ТНК // Экономические науки. - 2009. - №53. - С. 356-362.
- Hirt, M., Willmott, P. (2014). Strategic principles for competing in the digital age. McKinsey Quarterly May 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/our-insights/strategic-principles-for-competing-in-the-digital-age (дата обращения: 28.12.2019).