Цифровые технологии в экспозиционной деятельности отечественных естественно-научных музеев
Автор: Куклинова И.А.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры @vestnikvsgik
Рубрика: Культурология
Статья в выпуске: 3 (31), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена причинам активного использования цифровых технологий в современном естественно-научном музее. Акцент делается на специфике интерпретации естественно-научного материала. Прослеживается взаимосвязь этих особенностей с историей формирования коллекций данного профиля. Отмечается, что решение задачи популяризации научной картины мира требует значительного вспомогательного материала. Также важной представляется задача реконструкции явлений и процессов прошлых геологических эпох. Цифровые технологии позволяют сделать экспозицию более информационно насыщенной и аттрактивной для посетителя. Статья проиллюстрирована примерами экспозиционной практики российских музеев.
Экспозиция, естественно-научная коллекция, экспозиционный метод, интерактивность, цифровые технологии
Короткий адрес: https://sciup.org/170207361
IDR: 170207361 | DOI: 10.31443/2541-8874-2024-3-31-95-103
Текст научной статьи Цифровые технологии в экспозиционной деятельности отечественных естественно-научных музеев
Естественно-научные коллекции, начало формирования которых было положено в XVI в., изначально имели целью не просто накопление объектов природы, но и были связаны с миром исследования, познания свойств отдельных образцов. Такими были собрания как европейских монархов, так и первых естествоиспытателей. В XVII в. с началом научной революции коллекции стали принадлежностью ученых сообществ по всей Европе, они продолжали развиваться при университетах, где изучение шло рука об руку с процессом преподавания. Многие коллекции служили целям популяризации знаний в высших слоях общества. Стоит напомнить, что ученые, служившие в Королевском саду медицинских растений в Париже, до революции 1789 г. именовались демонстраторами – помимо занятий исследованиями, они вели многочисленные лекции для образованной публики, иллюстрируя свои выводы демонстрацией образцов коллекции. В XVIII в. естественноисторические собрания становятся центром классификации аккумулированных к этому времени образцов, что приводит к рождению современной систематики мира природы [1]. В XIX в. появляются новые науки и вырабатываются термины палеонтология, биология, экология, продолжается процесс дифференциации знаний о природе. В результате возникают теории, описывающие взаимоотношение видов во времени, историю развития жизни на Земле. Современные музеологи, характеризуя этот процесс, обращают наше внимание на то, что эта тенденция переноса интереса с объектов на процессы отражается не только в естественных науках, но и в сфере общественной мысли, а также находит свое проявление в новом отношении к созданию пейзажа художниками, вошедшими в историю искусства под именем импрессионистов [2, р. 117].
Отныне задачи идентификации уступают место интерпретации, музей коллекций трансформируется в образовательный центр [1]. В результате естественно-исторические музеи сталкиваются с необходимостью одновременного решения проблем обеспечения хранения образцов природы во имя их дальнейшего изучения и распространения знаний о природе среди широких слоев общества. Именно в этот период, когда эти задачи начинают осмысляться, в конце XIX в., в музеях появляется деление всего собрания на экспозицию и фонды (ранее все имеющиеся образцы составляли единое целое и демонстрировались). Тогда же формируется представление о «двойной» экспозиции – 96
ориентированной на широкую аудиторию и на специалистов. В случае с естественно-научными собраниями это, соответственно, выставки избранных образцов, посвященные интерпретации новейших научных идей – концепции Ч. Дарвина и систематическая часть, предназначенная для специалистов – исследователей и студентов. Тогда же в музеях с природными коллекциями помимо систематического метода экспонирования делает свои первые шаги ансамблевый – в случае с естественно-историческими музеями это диорамы и биогруппы, пришедшие из практики Всемирных и специализированных выставок.
В последние десятилетия, отмеченные существенными трансформациями музея как института, и естественно-научные коллекции и способы их актуализации существенным образом изменяются. Еще в статье 1987 г. сотрудники Музея естественных наук в Орлеане (Франция) отмечали, что даже систематическое представление коллекции, которое воспринимается как наиболее статичная часть экспозиции, должно постоянно модернизироваться, поскольку сама систематика как «наука об иерархическом группировании организмов» постоянно развивается, в связи с чем классификация природных образцов находится в постоянном движении [3, с. 55]. Далее, характеризуя несменяемость отдельных экспозиций, они с иронией замечали, что при посещении некоторых музеев «складывается впечатление, что время остановилось, и что Линней вполне мог бы быть нашим современником» [3, с. 55].
Еще один вопрос, активно обсуждаемый в наше время – это расширение круга объектов и процессов, представляемых в современном музее. Естественно-научные коллекции, долгое время сосредотачивавшиеся на сохранении материальных образцов природы. Теперь сталкиваются и с вопросами нематериальной составляющей природного наследия – характеристикой тех или иных процессов, протекающих в природе, будь то изменение климата или миграция отдельных видов животных [2, р. 119].
Наконец, значительное внимание уделяется и способам интерпретации природного наследия. С тех пор, как в музей стала приходить более широкая публика, помимо систематического и ансамблевого начал использоваться тематический метод представления материала. Помимо этикетки, содержащей очень краткую информацию, на экспозициях стали появляться фотографии и пояснительные тексты. Правда, как считают специалисты, эти тексты выглядели так, как будто были заимствованы из школьных учебников – информация воспроизводилась последовательно, с большим количеством аналитического материала – таблиц и схем.
В настоящее время многие из поставленных временем вопросов решаются с использованием цифровых технологий. Поскольку на сегодняшний день естественнонаучные музеи не только научно- 97
просветительского, но и учебного, и научно-исследовательского типа обязательно строят экспозиции, доступные для широкой аудитории, а также природными коллекциями обладают региональные музеи, можно констатировать, что опыт их применения очень велик.
Обратимся к характеристике современных способов использования цифровых технологий при интерпретации природного наследия в отечественных музеях.
Первое, что стоит отметить, – образцы природы на естественнонаучной экспозиции отличны от предметов художественного музея, которые даже не подготовленный посетитель может не только созерцать, но и трактовать по-своему. Как уже было отмечено, на экспозициях, репрезентирующих мир природы, дополнительные пояснения нужны. Но при этом, как отмечал создатель знаменитого Дарвиновского музея в Москве А.Ф. Котс, перенасыщение информацией может превратить экспозицию в стенную газету [4, с. 93], тем самым лишив музей его институциональной специфики. Поэтому в наше время, помимо традиционных вспомогательных материалов, всё большую роль на экспозициях играют и цифровые, позволяющие решить эту проблему. Одним из ярких примеров прямой замены традиционных обширных пояснительных текстов цифровым контентом может служить прием, используемый в Визит-центре национального парка «Кисловодский». Здесь дополнительная информация, в том числе в виде таблиц и диаграмм, «всплывает» поверх витрин с натурными предметами при прикосновении к ним. Получается знакомый всем пользователям Интернета эффект гиперссылки – прикасаясь к витрине в том месте, где расположен натурный образец, посетитель инициирует появление подробной информации именно о нем.
Более персонализированной получается дополнительная информация на экспозиции Музея естественной истории Татарстана (Казань), рассказывающая о Солнечной системе. В первом зале посетитель может встать на особые весы, которые помогут разобраться в вопросе о зависимости веса тела от величины ускорения свободного падения на планетах Солнечной системы. Сначала появляется вес вставшего на весы на Земле. Затем, поочередно переключаясь, посетитель узнает свой вес на других планетах. В более традиционном варианте музей мог представить таблицу о соотношении веса тела на разных планетах, в Казани этот вопрос, изучаемый в старших классах средней школы, представлен с помощью цифровых технологий таким образом, что понятен и более младшим посетителям. В связи с созданием таких притягательных как для взрослых, так и для детей экспозиционных комплексов, стоит обратить внимание не только на преимущества, но и возможные негативные последствия – применение интерактивного подхода и активное вовлечение посетителя в рассмотрение отдельных тем может создать у него более сильное и 98
предпочтительное впечатление об одних вопросах в ущерб другим [2, р. 120], и данный эффект сотрудники музея обязательно должны учитывать при строительстве экспозиций по разным темам.
Современный музей может осуществлять задачу информирования, опираясь не только на зрение. На сегодняшний день экспозиционеры стараются задействовать весь арсенал органов чувств человека, такого рода примеры можем найти в деятельности музеев различных профилей, в том числе и естественно-научных. Так, в Ви-зит-центре парка «Кисловодский» есть особенные интерактивные столы, инфографика которых призывает посетителя задействовать помимо зрения слух и обоняние. Взаимодействуя с оборудованием столов, можно слышать звуки и чувствовать запахи природы Кавказских Минеральных Вод, знакомиться с флорой и фауной этого региона. Звуками полна и экспозиция Государственного Дарвиновского музея — здесь во многих залах есть аудио-комплексы, позволяющие, нажав на кнопку, дополнить изображение животного, его название на русском языке и на латыни еще и звуками — услышать птицу или млекопитающее. Для посетителей с нарушениями зрения вся информация дублирована шрифтом Брайля [4, с. 94].
В наше время музеи всех профилей, в том числе и естественнонаучной тематики активно включены в обсуждение проблем, стоящих перед человечеством на современном этапе, они строят экспозиции, которые ставят вопросы о гармонизации взаимоотношений человека и природы и информируют посетителя об актуальной повестке. Эти задачи, по словам Д. Юкин, хранителя одного из китайских музеев естественной истории, требуют «не только мужества смотреть прошлому в лицо, но и способности предвидеть будущее» [5, р. 26]. Отвечает этим задачам подростковый центр «Парк будущего», появившийся в 2022 г. в структуре Визит-центра парка «Кисловодский». Его посещение возможно в форме квеста в составе небольшой группы, которую сопровождают музейный сотрудник и виртуальный помощник Ева. Подросткам рассказывают о необходимости разработки альтернативных источников энергии, в ходе квеста они посещают зоны воды, земли, ветра, космоса. В каждом секторе посетители не просто получают информацию о новом источнике энергии, но и активно включаются в имитацию деятельности, которая необходима для ее выработки, оценивая достоинства и сложности каждого из предложенных вариантов. Данный квест как раз отвечает взглядам современных музеологов, которые считают, что музей не должен подменять открытие посетителями сложных тем простыми взаимодействиями с экспонатами или сотрудниками, посетитель не должен думать, что открытие — это всегда легко и быстро, без необходимости останавливаться у экспонатов и изучать их [2, с. 120].
Второе, что отличает природные образцы от других музейных предметов (и в то же время роднит их, скажем, с археологическими материалами), они не всегда аттрактивны для современного посетителя, не готового самостоятельно домысливать целое по фрагментам. Как и в случае с фрагментом колонны, по которому трудно воссоздать в воображении величественный античный храм, так же без специальных знаний сложно нарисовать образ ископаемого животного по фрагментам костных останков или представить бытование отдельных видов в естественной среде. Для решения этой проблемы при строительстве экспозиции используются специальные приемы. Ведущим в данном случае является реконструкция, которая позволяет на строго научной основе воссоздать внешний облик, среду обитания, особенности поведения вымершего животного. До появления цифровых технологий этот прием тоже использовался на естественно-научных экспозициях. Оформление зала могло воспроизводить среду обитания тех видов, которые были представлены в нем. И по сей день в музеях с целью реконструкции используются живопись и скульптура, позволяющие, например, воспроизвести по черепу облик доисторического человека или соотношение размеров мамонта и человека при демонстрации только бивня мамонта.
Но цифровые технологии при реконструкции позволяют перейти от статики к динамике. Например, в Музее естественной истории Татарстана в палеонтологическом отделе демонстрируется следовая дорожка, оставленная ящером пермского периода на территории нынешней Вологодской области. В традиционной экспозиции то, как выглядели эти существа, посетитель, скорее всего, узнал бы благодаря живописному полотну. Здесь же расположено устройство, экспликация которого приглашает коснуться его своей рукой – тоже оставить след. При этом взгляд надо переместить на экран, закрепленный на стене – благодаря технологиям мультимедиа перед посетителем проходит этот ящер, оставляя те самые следы, которые являются бесценным свидетельством удаленной эпохи.
В том же музее есть особая «капсула времени», зайдя в которую посетитель может выбрать любую эру и период в геологической истории Земли. Специфика развития жизни в избранный промежуток времени представлена анимированным роликом. Важно подчеркнуть, что в предшествующих залах дается подробная характеристика всех периодов геологической истории нашей планеты, акцентируется внимание на особенности развития форм жизни в каждом из них, а современное устройство уже играет роль «закрепления» материала в более игровой форме, когда посетитель чувствует себя за штурвалом настоящей машины времени.
В Визит-центре национального парка «Кисловодский» реконструкция облика доисторических существ и вопрос о соотношении их размеров и роста современного 100
человека решается иначе – используется технология Дополненной реальности (AR). В одном из залов на большом экране воспроизводятся те доисторические животные, следы пребывания которых были обнаружены в Ставропольском крае в разное время и чьи костные останки представлены во многих музеях этого региона, часто это отдельные элементы скелета. На экране животные (это игуанодоны, ископаемый южный слон и др.) «гуляют» в зарослях растений, которые составляли их природное окружение в то далекое время. Посетитель, войдя в специальное пространство, обозначенное на полу, видит свое воспроизведение на этом же экране, и, тем самым, происходит контакт сквозь тысячелетия. Конечно, возможности технологий не безграничны, поэтому человек должен занимать определенное место, он статичен на экране, а животные продолжают перемещаться по траекториям, предусмотренным их программой, однако, можно «поймать» такой момент, когда создается иллюзия настоящей «встречи».
Другой вариант такого контакта, но уже с ныне живущими животными, предлагает своим посетителям Государственный Дарвиновский музей. В зале «Зоогеография», также, как и в ранее рассмотренном примере, встав в определенном месте, маркированном на полу, можно стать участником проекта «Путешествие с животными – дополненная реальность». Звери как будто покидают витрины и оказываются среди посетителей.
Но если галапагосская черепаха и лев «гуляют» по залу поодиночке, то лемуры атакуют целой группой – как будто выпрашивают у оказавшихся в зале еду. Свое общение с лемурами можно сфотографировать, в данном случае шевеление посетителя не мешает реализации возможностей дополненной реальности. Еще одна точка притяжения посетителей с данной технологией носит название «Заповедные уголки Москвы». В экспозиционном комплексе, посвященном природе московского региона, тоже есть специальный круг на полу, позволяющий встретиться с животным. Инструкция предписывает стоять неподвижно, и тогда выглядывающий из лесных зарослей лось подходит к посетителю.
Еще одна особенность естественно-научных образцов, отмеченная ранее, – они являются элементами изучения систематики мира природы, должны представлять процессы и явления во всей их полноте, поэтому их количество, в том числе и на экспозиции, существенно больше, чем в музее других профилей, где одна реликвия или один шедевр могут составить основу самостоятельной экспозиции. Поэтому на природных экспозициях свою роль играет и прием акцентирования, когда либо посетитель, либо экспозиционер имеют возможность выделить те или иные образцы или перемещать внимание с одного объекта на другой, и новые технологии существенным образом помогают расставлять акценты. Одной из тематических экспозиций Музея природы края 101
Великоустюгского музея-заповедника является «Русский Север. Времена года». Это обширная диорама, занимающая целый зал и представляющая изменения, происходящие в природе региона в разные времена года. Она показывает особенности северного леса и его обитателей во все сезоны, и сама по себе очень информативна. Однако, светозвуковое сопровождение, разработанное для нее, удачно дополняет традиционную ландшафтную экспозицию. Световые и звуковые эффекты включают смотрители зала, приглашая посетителей остаться в этом зале на несколько минут. Последовательно высвечиваются фрагменты диорамы, представляющие каждый из сезонов, слышны характерные звуки живой и неживой природы – раскаты грома, завывание вьюги, журчание ручьев, пение птиц, кваканье лягушек и т.д. Так посетители имеют возможность рассмотреть каждую часть обширной экспозиции, обратить внимание на детали, ускользнувшие при беглом просмотре. Акцентирование помогает не только больше увидеть, но и лучше запомнить. В данном случае информация приходит не в виде текста, а образов и звуков.
Подведем итоги. Естественнонаучным коллекциям изначально были присущи исследовательская и образовательная функции. Достаточно рано проявилась и задача популяризации научных знаний, которая обрела особое звучание уже в XX в., в связи с приходом в музей массового посетителя. В силу специфичности природных образцов, требующих значительных пояснений и не всегда аттрактивных, в настоящее время при их интерпретации для широкой аудитории активно используются цифровые технологии. Их применение имеет как безусловно положительные эффекты, так и заставляет музейных сотрудников размышлять над возможностями и следствиями их широкого использования.
Список литературы Цифровые технологии в экспозиционной деятельности отечественных естественно-научных музеев
- Girault Y. Le musee de science: d'un parti pris epistemologique a la prise en compte des publics // L'accueil des publics scolaires dans les museums, aquariums, jardins botaniques, parcs zoologiques / ed. Girault Y. Paris: L'Harmattan, 2003. Рр.15-50. URL: https://hal.science/hal-02065419/file/texte_partis_pris_epistemologique.pdf (дата обращения: 15.08.2024).
- Praet M. Van Sciences et patrimoine naturel: l'intangible au musee // Museum. 2004. № 221-222. Рр. 115-122.
- Жаммо Д., Перю Л. Постоянные экспозиции в провинциальных музеях естествознания // Museum. 1987. № 154. С. 54-58.
- Клюкина А. И. Естественноисторические экспозиции. Традиции и инновации на примере экспозиции Государственного Дарвиновского музея // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 6. С. 91-98. EDN: KZCAED
- Yuqin D. La vulgarisation scientifique au service du developpement durable // Museum. 2008. № 237-238. Рр. 21-30.