Циньская черепица с рисунками в «зверином стиле»

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521536

IDR: 14521536

Текст статьи Циньская черепица с рисунками в «зверином стиле»

В целом, узоры черепицы, обнаруженной при раскопках циньских керамических мастерских, отличаются исключительным разнообразием (см., напр.: [Цзяо Наньфэн, Ма Чжэньчжи, Лю Ли, 1984. С. 23–29]); особого внимания заслуживают изображения животных, представленных на находках с территории циньской столицы периода Чжаньго в Юнчэн [Цзяо Наньфэн, Чжан Чжунли, Дуань Цинбо и др., 2008. С. 104–105]. Их изучение – предмет специального исследования; однако с учетом набора животных (олени, «тигры») и особенностей их изображения (сцены терзания, вывернутое тулово) можно предполагать влияние искусства «звериного стиля» ( Рис. 1 ). Перспективным представляется также сопоставление этих изображений с писаницами на территории Ганьсу и Внутренней Монголии. Китайские исследователи выделяют в составе рисунков на дисках ряд сюжетных и стилистических особенностей (заполнения в виде шевронов, переплетающиеся головы животных, серповидные когти и др.), которые не встречаются на памятниках других государств Древнего Китая периода Чжаньго, но представлены в наскальном и пластическом искусстве древних кочевников Северного Китая и Монголии (см.: [Лю Ли, 1983]). Такие контакты с зоной степей прослеживаются и по другим элементам цинь-ской материальной культуры.

Заслуживает особого внимания диск, в котором композиция с копытным животным помещена в своеобразный картуш, образованный змеей. Такие сюжеты Д. В. Деопик считал классическими для дяньско-го (тиенского) искусства; он же указал на их связь с сако-юэчжийским миром [Деопик, 2008]. Следует отметить, что сходство изображений на черепице с “классическими” памятниками звериного стиля восточного региона пояса гор и степей Евразии, скорее тематическое, чем стилистическое. При этом в одном из экземпляров черепицы с сюжетом атаки или “терзания” оленя хищником с чертами волка (?), можно усмотреть также и моделировку туловища оленя с выделенными бедром и лопаткой и гипертрофированными рогами (один показан вдоль туловища оленя до хвоста) в традициях, выработанных в зверином стиле евразийских степей скифской эпохи. Другая композиция, в которой оленя атакует, вероятно, собака, и, кроме того, в нее включено еще одно изображение лягушки или жабы и другие фигуры животного и птицы, не имеет следов подобной стилизации.

Рис. 1. Концевые диски черепицы государства Цинь с изображениями в «зверином стиле».

Еще одна особенность изображений на циньской черепице с зооморфными изображениями – это очевидная S-видность фиг у р оленя и х ищника с повернутой назад головой. Общий для хищников и копытных животных силуэт фигур, который задается этой линией, характерен для эпохального стиля скифской эпохи, что неоднократно отмечалось исследователями (С.И. Руденко, Е.В. Переводчикова, В.Д. Кубарев и другими).

Стоит отметить также такую особенность изображений животных на концевых дисках, как разновеликость фигур хищников и копытных. Дважды в композициях к крупным фигурам оленей “подставлены” несоразмерно маленькие хищники, “терзающие” оленей за шею. В данном случае, вероятно, также следует говорить о воспроизведении главной темы искусства звериного стиля, хотя сюжеты с моделированием сюжета терзания в композициях с разновеликими фигурами хищников и копытных, хорошо известны, например, в Пазырыке. Наиболее близка сцене на черепице композиция из Катандинского кургана, где на “клювоголового лося” … “напал хищник небольшого размера” (Завитухина, 1998, с. 147) (показана непропорционально маленькая фигура хищника с чертами медведя, морда которого воспроизведена на шее фантастического копытного).

Таким образом, в отношении зооморфных сюжетов на черепичных дисках можно предположить, что в качестве прототипов подобных сцен на концевой циньской черепице могли использоваться какие-то предметы с изображениями в зверином стиле. Семантика изображений могла быть существенно переосмыслена.

Статья