Цивилизационные интенции: византизм

Автор: Касимов Руслан Харисович, Жаринов Семен Александрович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 1, 2019 года.

Бесплатный доступ

Византизм представляет собой влиятельное течение в русской философии. Появившись во второй половине XIX в., византизм играет большую роль в современном философском и политическом дискурсе. Традиционно византизм рассматривается через призму цивилизационной идентичности. В статье предпринимается попытка рассмотрения этого явления как цивилизационной интенции. Идея цивилизационной интенциональности создана на основе введенной философом Дж. Сёрлом концепции коллективной интенциональности, которая не получила широкого распространения в отечественной историософии. Созданная категория цивилизационной интенции позволяет точнее концептуализировать феномен византизма. В статье дается видение византизма как не столько самоотождествления (идентичности) социокультурного субъекта, сколько его направленности (интенции). Понимание византизма как цивилизационной интенции позволяет рассмотреть это явление как воображаемый конструкт, а не «органическое мировоззрение», как утопию, а не «судьбу».

Еще

Византизм, локальная цивилизация, русская философия, интенциональность, идентичность, славянофильство, западничество, конструктивизм, утопизм

Короткий адрес: https://sciup.org/149133825

IDR: 149133825   |   DOI: 10.24158/fik.2019.1.23

Список литературы Цивилизационные интенции: византизм

  • Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М., 2011. 1024 c.
  • Беляев Д.А., Скрипкин И.Н. Византизм К.Н. Леонтьева как концепция русской культурно-цивилизационной идентичности//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). С. 28-31.
  • Сёрл Дж. Рациональность в действии. М., 2004. 336 с.
  • Чаадаев П.Я. Философические письма (1829-1830)//Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М., 1991. С. 320-441.
  • Чаадаев П.Я. Ответ на статью А.С. Хомякова «О сельских условиях» (1843)//Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М., 1991. С. 539-546.
  • Тарасов Б. Федор Тютчев о назначении человека и смысле истории//Тютчев Ф.И. Россия и Запад. М., 2011. 592 с.
  • Леонтьев К.Н. Византизм и славянство//Леонтьев К.Н. Славянофильство и грядущие судьбы России. М., 2010. С. 34-173.
  • Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. 655 с.
  • Рущин Д.А. Византия XXI -византийская цивилизация в пространстве ΧΧΙ столетия//Вестник Российского философского общества. 2014. № 2 (70). С. 46-49.
  • Геллер Л., Нике М. Утопия в России. М.; СПб., 2003. 312 с.
  • Mannheim K. Ideology and Utopia. An Introduction to the Sociology of Knowledge. L.; Henley, 1979. 318 p.
Еще
Статья научная