Может ли Ямвлих помочь нам понять один античный рельеф?
Автор: Афонасина Анна Сергеевна
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Визуальный образ античного философа
Статья в выпуске: 1 т.9, 2015 года.
Бесплатный доступ
Описывая деятельность Пифагора в Кротоне Ямвлих пересказывает содержание его моральных наставлений, обращенных в разное время к юношам, правителям, детям и женщинам. Самые ранние свидетельства о речах Пифагора восходят к IV в. до н. э. О них упоминает сократик Антисфен (450-370 до н. э.), историки Дикеарх и Тимей, и Исократ. В данной работе я бы хотела рассмотреть содержание речей Пифагора, переданных Ямвлихом, более детально, и предложить новую интерпретацию известного рельефа из Берлинского музея античного искусства. Рельеф был найден в Афинах и датируется I в. до н.э. На нем изображены сидящий полуобнаженный бородатый мужчина, юноша, стоящий за его креслом, и три человека перед креслом - мальчик, полуобнаженный пожилой мужчина и девушка. Наше внимание также притягивает большая буква «Пси», изображенная в раме над всеми персонажами. Сравнение Пифагоровых речей и изображенной на рельефе сцены позволяет интерпретировать ее следующим образом: сидящий мужчина, который без сомнения является философом, может быть пифагорейцем или даже самим Пифагором; он прибыл в город в сопровождении своего ученика и обращается с моральными наставлениями к разным социальным группам, символически представленным на рельефе в образе мальчика, пожилого мужчины и девушки. Я также предполагаю, что буква «пси» символизирует пифагорейское учение о душе ( psyche ), а сам рельеф был не надгробным, а служил в качестве детали школьного или домашнего интерьера. В качестве альтернативной интерпретации можно предложить, что сидящий мужчина является семейным доктором.
Короткий адрес: https://sciup.org/147103404
IDR: 147103404