Д.А. Медведев:«Наши вузы должны добиться конкурентных преимуществ на международном уровне»
Бесплатный доступ
ID: 148320933 Короткий адрес: https://sciup.org/148320933
Текст ред. заметки Д.А. Медведев:«Наши вузы должны добиться конкурентных преимуществ на международном уровне»
Мы сегодня в Национальном исследовательском университете «МИЭТ», который, вне всякого сомнения, входит в число ведущих российских университетов, обсудим за счет каких современных информационных технологий можно повысить качество и доступность общего образования, а также реализацию программы развития российских университетов.
Требования современной экономики, увеличение в ней доли наукоемких высокотехнологичных отраслей очень часто опережают возможности наших высших учебных заведений, поэтому обновление высшей школы действительно стало одним из приоритетов при реализации Приоритетного национального проекта «Образование». С 2007 года мы формиру- ем сеть, которая состоит сегодня из 40 ведущих российских университетов – это и классические университеты, и федеральные, и национальные исследовательские университеты.
Эти университеты – действительно лидеры нашей отечественной системы образования, и нам бы хотелось, чтобы они стали ориентиром для всех учебных заведений для достижения другого уровня подготовки специалистов. Мы заинтересованы, чтобы на базе таких университетов отрабатывались и современные образовательные программы в самом широком смысле этого слова и, конечно, чтобы к образовательным программам привлекался реальный сектор экономики, то есть вовлекался отечественный бизнес, чтобы он непосредственным образом влиял на развитие образования. Чтобы создавались нормальные современные условия для исследовательской работы, в том числе в рамках инновационных центров и предприятий.
Каждый из этих университетов разработал свою программу развития, получил от государства финансовую поддержку.
Эти вузы должны добиться конкурентных преимуществ на международном уровне. Перед ними стоит задача – войти в мировой рейтинг университетов топ-100. Задача, скажем откровенно, очень непростая. Но мы все равно к ней стремимся. С этой целью в 2013 году Правительством Российской Федерации запущен специальный проект: 14 университетов, которые были отобраны на открытом конкурсе, получили дополнительные средства. Всего на реализацию проекта из федерального бюджета предусмотрено выделить до 2016 года 44 млрд рублей.
Конечно, пока не все получается так, как мы запланировали, но по многим критериям уже есть сдвиги в лучшую сторону. Самый главный критерий, который носит нетленный характер, – это, конечно, качество образования. Надеюсь, что это отражается и в среднем балле по единому госэкзаме-ну, и в числе желающих поступить именно в отобранные вузы, вклю- чая самых способных, подготовленных ребят. Достаточно сказать, что в прошлом году более половины победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников стали студентами именно этих университетов, что само по себе, конечно, отрадно. Это означает, что и школьники, и их, естественно, родители, которые так или иначе обеспокоены судьбой своих детей, все-таки определяют приоритеты того, где учиться. Они не просто посылают свое чадо куда-нибудь, где учиться легче или где легко можно получить образование за деньги, а именно выбирают более престижные университеты.
Еще один важный показатель – это трудоустройство выпускников. Большинство ведущих университетов руководствуются требованиями работодателей к подбору кадров, используют предоставленные базы для практик и стажировок студентов. Это готовит их к решению практических задач, включая конкретные отрасли, и, конечно, помогает найти работу по специальности.
Позитивные перемены в развитии университетов связаны и с наукой. Создано 222 центра коллективного пользования научным оборудованием и экспериментальными установками. Это принципиальный момент, ведь не все вузы имеют собственную базу для проведения исследований. При университетах работает около 800 малых инновационных предприятий, которые мы с вами совместно создавали, где трудится довольно большое число студентов, аспирантов и преподавателей.
Есть и показатели по выручке от коммерциализации изобретений, хотя они и условные, но тем не менее в прошлом году она превысила 2,7 млрд рублей. Есть успешный опыт участия университетов в технопарках, инновационных территориальных кластерах, различных технологических платформах. Практически ни один тех- нопарк, ни одна технологическая платформа не обходится без базового университета. В конечном счете конкретную отдачу получают не только сами университеты, но и наша экономика.
Результаты, конечно, есть, но лучшие федеральные и исследовательские университеты могли бы играть более активную роль в модернизации высшей школы. Очень важно, чтобы они устанавливали контакт с другими университетами, развивали мобильность студентов и преподавателей внутри страны, активно вводили сетевые и электронные методы обучения, целевые наборы, создавали условия для обучения студентов с ограничениями по здоровью.
И еще нужно подумать над системой современной оценки эффективности работы университетов. Мы ее все время совершенствуем, иногда, может быть, даже избыточно часто, но все равно этим надо заниматься.
И второй вопрос – это информатизация общего образования. В 2006 году, например, когда мы начинали Приоритетный национальный проект «Образование», к Интернету было подключено всего 2% российских школ, в основном московских. К концу 2013 года у нас общий доступ к Интернету уже обеспечен. В обеспечении компьютерной техникой мы достигли уровня других европейских стран (на один компьютер приходится около семи человек). Конечно, вопрос еще в том, что это за компьютеры. Где-то сверхсовременные компьютеры, где-то достаточно старенькие, но в целом практически все школы у нас имеют кабинеты информатики, сайты, электронные дневники. Действуют более 17 тысяч образовательных ресурсов, тысячи сайтов по основным школьным предметам.
Если говорить о возможностях для так называемого удаленного доступа, то за последнее время в школах такая возможность выросла на 40%. Около 70 тысяч детей, включая инвалидов, а также тех, кто живет на селе, могут теперь учиться дистанционно, к чему мы и стремились. Это хорошо, конечно, но такие возможности есть далеко не везде.
Что касается скоростного Интернета. Понятие скорости меняется с каждым годом, еще совсем недавно считали, что Интернет, подведенный по проводному телефонному каналу, – это нормальный Интернет, и в школах говорили: «Вот хорошо, у нас Интернет теперь есть». Это было тогда, когда мы начинали этим заниматься, в 2006–2007 годах. Сейчас, конечно, такая скорость никуда не годится. Теперь скорость определяет возможности использования Сети. Ну а если говорить о процентах скоростного Интернета, то скоростной Интернет есть у нас только примерно в 10% городских школ и 3% сельских. Этой проблемой нужно заниматься. Надо посмотреть меры в программах модернизации общего образования до 2020 года, уделить внимание наиболее проблемным нашим регионам.
Министр образования и науки Д.В. Ливанов в своем докладе остановился на эффектах деятельности ведущих университетов для системы образования, экономики и общества в целом. Он, в частности, отметил, что «перед ведущими российскими вузами стоят масштабные задачи. Благодаря реализации их программ развития создан хороший, серьезный задел на будущее. Они сегодня работают не только на развитие своих регионов и различных отраслей науки и техники, их достижения важны для страны в целом и международном масштабе. Продолжая реализовывать те идеи, проекты, которые были заложены в программах развития, тесно взаимодействуя между собой, ведущие университеты призваны обеспечивать образовательные и научные результаты мирового уровня».
Соб. кор.