ДАИШ как нецивилизационный вызов и Россия
Автор: Курилина Юлия Николаевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Студенты пишут
Статья в выпуске: 10, 2016 года.
Бесплатный доступ
ИГИЛ (ДАИШ) - террористическая организация, которая вселила страх в сознание всего человечества. Своей целью она открыто провозглашает захват всего мира и установление глобального халифата. Некоторое время назад казалось, что эта проблема касается исключительно стран Персидского залива, но в Сети появилось заявление о том, что ИГИЛ создает свое отделение в РФ. В статье рассматриваются основные причины распространения данной террористической группировки на территории РФ.
Даиш, игил, терроризм, ислам, вербовка
Короткий адрес: https://sciup.org/170168176
IDR: 170168176
Текст научной статьи ДАИШ как нецивилизационный вызов и Россия
И сламское государство (ДАИШ, ИГИЛ) – террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ, – вселила страх в сознание всего человечества. Своей целью она открыто провозглашает захват всего мира и установление глобального халифата1. Некоторое время назад казалось, что эта проблема касается исключительно стран Персидского залива, но в Сети появилось заявление об угрозах существованию российской политической системы и о том, что ИГИЛ создает свое отделение в Российской Федерации2. Каким образом боевики Исламского государства оказывают воздействие на российский народ? Существует ли угроза политической системе России на самом деле?
Недавно в своем блоге Рамзан Кадыров высказался в отношении ИГИЛ следующим образом: «Я со всей ответственностью заявляю, что тот, кому пришло в голову высказать угрозу России, будет уничтожен там, где он это сделал. Мы не будем дожидаться, пока он сядет за штурвал самолета, он отправится туда, где гниют его братья-террористы Хаттаб, Абу Валид и другие посланники Запада»3. Лидер Чеченской республики признает факт угрозы России со стороны ИГИЛ, поскольку данные о числе россиян, воюющих на стороне Исламского государства, неутешительны. В конце июня 2015 г. Андрей Новиков – глава Антитеррористического центра СНГ, генерал-полковник полиции заявил «Интерфаксу»: «В настоящее время, по данным спецслужб, в ИГИЛ воюют около 2 тысяч граждан, имеющих паспорта РФ, по некоторым экспертным оценкам, их число приближается к 5 тысячам»4. По последним данным, обнародованным 17 сентября 2015 г., на стороне Исламского государства воюют 1 800 российских граждан, а против 477 из них возбуждены уголовные дела. Растущее число россиян-игиловцев свидетельствует о том, что специалисты данной террористической организации обладают достаточным интеллектуальным потенциалом, поскольку завербовать людей, приверженных другим взглядам, в частности конфессио нальным, дело не одного дня.
В основном под прицел террористов попадает категория граждан, которая психологически ощущает себя неустойчиво: молодые незамужние девушки, граждане, которые потеряли свое место в жизни и имеют проблемы с самоидентификацией.
Женщины-вербовщики принимают образ наставницы или старшей сестры, которая может «помочь» разобраться в жизни, даст ценный совет; и в целом вся эта ситуация характеризуется заботой, помощью и состраданием. Все же единого типа людей, которые могут подвергнуться влиянию исламистов, не существует. Они могут быть разного пола, возраста, статуса. Но одно является очевидным – рекрутеры очень активно и грамотно используют поиск гражданами самоидентичности. Подтверждение сказанному выше можно найти, проанализировав, например, ситуацию во Франции. Европа, несмотря на все потрясающие достижения ее социальной системы и на изобилие потребительских товаров, оказалась неспособной наделить жизнь своих граждан – независимо от их вероисповедания – смыслом. В итоге целое поколение молодых мусульман бросает относительно легкую жизнь в Париже и Марселе ради сражений в Сирии и в Ираке. Во Франции просто нет ценностей, за которые стоило бы жить – или умирать.
Игиловцы вкладывают огромные средства в пропаганду своих ценностей, что дает им возможность привлекать в свои ряды новых боевиков. Они утверждают, что мир настолько несправедлив и полностью погряз в алчности, что на их плечи выпала участь очистить человечество от «неверных» и создать справедливое государство, где все будут жить в соответствии с законом шариата1.
После того как завербованные попадают на территорию террористов, ко многим приходит осознание того, что их приключение обернулось катастрофой, но дорога назад практически невозможна. Но многие продолжают слепо верить, что ИГИЛ совершает благое дело, и готовы работать на данную организацию и даже «умереть ради Аллаха»2.
Одной из основных угроз, наличие которой подтверждается многими экспертами, является возвращение завербованных россиян, но уже в качестве радикально настроенных боевиков. Недавно Рамзан Кадыров высказал предложение лишать россиян, присягнувших ИГИЛ, российского гражданства. С одной стороны, это весьма грамотная мера, которая, казалось бы, защитит государство от проникновения террористов под видом законопослушных россиян. Но у исламистов остается немалый спектр возможностей возвращения в Россию.
Возвращение в Россию приверженцев ИГИЛ не является единственной угрозой для нашей политической системы. Если раньше террористы ограничивались общими заявлениями в адрес России, в которых не содержалось прямой угрозы, то в октябре прошлого года лидер одной из группировок Исламского государства Тархан Батирашвили, который также известен как Омар Чеченец (Омар аль-Шишани), открыто заявил, что «вернется домой и покажет русским» и что за ним пойдут «много тысяч человек»3. «Мстить России» один из военных лидеров ИГИЛ намерен за действия войск России в Грузии. Совсем недавно в иракском СМИ была выложена новая угроза от ИГИЛ – видео, в котором боевики открыто угрожают российскому президенту Путину проведением терактов.
Существует неофициальная информация о том, что на территории России уже долгое время действуют радикальные исламские группировки – некие ответ- вления ИГИЛ, Аль-Каиды и других террористических организаций [Сейджман 2008]. Они дислоцируются не только на Северном Кавказе, но и на южных территориях нашей страны. По одной из версий теракт в Волгограде в 2013 г. был организован одной из подобных ячеек [Сейджман 2008]. Цели, преследуемые террористами, могут быть разными. Исследователи придерживаются мнения, что данный теракт был спланирован, чтобы идентифицировать свою группировку, показать, что и в Российской Федерации есть образования, которые следует материально поддерживать ради продвижения общей идеи и осуществления общих целей.
Еще с 2014 г., когда угрозы в адрес России только начали появляться, многие исследователи пришли к общему мнению, что основной целью ИГИЛ является именно Россия и В.В. Путин, вопреки многочисленным фактам, свидетельствующих о заинтересованности террористов в США.
Такая ненависть по отношению к РФ небезосновательна. Для представителей Исламского государства главными врагами всегда были и будут шииты, а Россия всегда была на стороне режима Б. Асада. Следовательно, как ближайший союзник Ирана в этом вопросе, Россия также будет основным врагом боевиков ИГИЛ.
Исламское государство – организация, которая в достижении своих целей не остановится не перед чем. Безусловно, перед Россией в целом и президентом в частности стоит сложнейшая задача – не допустить масштабного проникновения радикальных исламских взглядов в ряды российского населения. Конечно, ситуация пока не вышла за пределы допустимого, но каждый день на границах России оказываются люди, желающие примкнуть к ИГИЛ. Основная причина этого состоит в том, что у некоторого числа граждан как России, так и других государств нет понимания его системы ценностей, которые проникают в систему современного коммуникативного пространства, хотя на сегодняшний день проводятся определенные мероприятия для того, чтобы каналов для вербовки населения стало как можно меньше. Меры принимаются, но все же у ИГИЛ остаются другие каналы, через которые они привлекают к себе граждан, поэтому необходимо продолжать работать, проводить необходимые мероприятия по преодолению влияния ИГИЛ на Россию и на народ в целом.
Список литературы ДАИШ как нецивилизационный вызов и Россия
- Сейджман М. 2008. Сетевые структуры терроризма (пер. И. Данилина). Москва: Идея-Пресс. 224 с