Данные по истории природных аномальных явлений, происходивших на территории Маньчжурии и Северо-Восточного Китая во второй половине IX - начале XII века (по материалам «Истории железной империи»)

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются и систематизируются описания необычных природных явлений, наблюдавшихся на территории Маньчжурии и Северо-Восточного Китая в период существования киданьской империи Ляо во второй половине IX - начале XII вв., которые содержатся в династийной летописи «История Железной империи». Проведен сравнительный анализ сведений о необычных явлениях природы, которые зафиксированы в других письменных источниках, относящихся к истории региона Дальнего Востока в рассматриваемый период. Собранные и проанализированные материалы имеют важное значение для создания сводной базы данных и поиска закономерностей в истории аномальных природных явлений в изучаемом регионе.

Еще

Маньчжурия, северо-восточный китай, кидани, необычные природные явления, сводная база данных

Короткий адрес: https://sciup.org/14737139

IDR: 14737139

Текст научной статьи Данные по истории природных аномальных явлений, происходивших на территории Маньчжурии и Северо-Восточного Китая во второй половине IX - начале XII века (по материалам «Истории железной империи»)

В деле изучения необычных природных явлений, происходивших в историческом прошлом на территории Восточной и Центральной Азии, первостепенное значение имеют сведения о подобных событиях, зафиксированные в средневековых письменных исторических источниках, в которых отмечены время, место и описание происходивших событий. Наиболее подробные и информативные сведения о таких природных явлениях содержатся в династийных историях древних и средневековых государств, существовавших на территории Китая, Кореи и Маньчжурии. Систематизация таких сведений и оформление их в рамках единой базы данных открывает возможность для выявления долговременных тенденций в периодичности подобных явлений и формулирования определенных закономерностей в истории природных аномалий и катастроф в данных регионах мира [Борисенко, Худяков, Лбов, Герасимов, Бериков, 2002. С. 102–110; Худяков, Ведерников, Лбов, Понько, 2000. С. 25–31] . Особое зна- чение для создания базы данных и анализа собранных в них сведений имеют свидетельства очевидцев, содержащиеся в разных, но независимых по происхождению и, следовательно, аутентичных письменных источниках. Такие, различные по времени создания и независимые друг от друга, письменные источники, относящиеся к развитому средневековью, составлены по истории ки-даньского государства Ляо, существовавшего на территории Южной Маньчжурии и Северного Китая в течение длительного исторического периода, охватывавшего почти четверть столетия со второй половины IX до начала XII в.

Важным источником по истории этого государства, в котором содержатся различные сведения о необычных природных событиях, является династийная летопись «История Великой империи Ляо». Маньчжурская версия данного сочинения, переведенная на русский язык Л. В. Тюрюми-ной, в 2007 г. была впервые введена в научный оборот и стала доступной для спе- циалистов из разных областей научного знания [Ларичев, 2007. С. 5]. В этой династийной хронике, наряду с описанием событий политической и военной истории киданьского государства, содержатся некоторые сведения о необычных природных явлениях, наблюдавшихся в течение описываемого исторического периода на территории Южной Маньчжурии и северо-восточного Китая в хронологическом диапазоне с 872 по 1122 г. н. э. В анализируемом источнике зафиксированы различные по своим масштабам и вызванные разными причинами аномальные природные явления. В их числе имеются описания необычных событий, происходивших в ближнем космосе, атмосфере, климате, в особенностях тектонических явлений и повседневной жизни населения этого государства.

Необычные космические и атмосферные явления зафиксированы в летописи трижды, причем в одном случае одно явление спровоцировало другое. В 926 г. во время болезни хана Тай-цзу в один из вечеров «перед [его] монгольской (так в источнике. - Ю. Х.) юртой упала большая звезда». О каких-либо последствиях этого падения, за исключением появления на небе «желтого дракона», ничего не говорится. Однако когда дракон вошел в походный дворец хана, из него вырвались «красновато-темные пары», которые затем «заволокли [все] небо и исчезли [только] на следующий день» [История..., 2007. С. 57 . Эти события явились предзнаменованием смерти хана. Следующий раз похожее явление наблюдалось весной 947 г. В одну из ночей «из ханской монгольской (так в источнике. - Ю. Х.) кибитки вырвались звуки, подобные грому. Затем пред ханским знаменем упала большая звезда» [Там же. С. 70-71].

Крупная тектоническая катастрофа, изменившая особенности ландшафта в локальной местности, зафиксирована в летописи только один раз. В 1022 г., в 3-й луне, «произошло землетрясение, вследствие чего провалилась местность под названием Уц-зюй, что у городов [областей] Юньчжоу и Инчжоу, раскололась высокая северная гора, [из нее] вырвались воды и, став рекой, потекли вниз» [Там же. С. 97]. Еще два «самопроизвольных обрушения» отмечены в летописи в 916 и 1122 гг. В первом случае, во время осады киданьскими войсками го- рода Юйчжоу, одна из башен крепости «самопроизвольно, без причины обрушилась», в результате чего осада длилась менее часа и город был взят киданями [Там же. С. 51]. Конечно, в этом случае обрушение трудно считать чисто природным явлением, так как башня могла обрушиться из-за конструктивных ошибок или ветхости постройки. В 1122 г., во время обороны киданями крепости, «запирающей горный проход», при подходе чжурчжэньских войск «каменистая скала [вдруг] самопроизвольно обрушилась и многие дайляосские воины, охранявшие заставу, были задавлены и погибли» Там же. С. 127].

Среди необычных климатических явлений, которые привлекли внимание летописцев, чаще других упоминаются необычно жаркая погода, засуха и вызванные ею последствия. В первый раз в маньчжурской версии киданьской летописи необычно жаркая погода зафиксирована в 917 г., когда хан Тай-цзу был вынужден снять осаду с города Юйчжоу из-за того, что «погода [что-то уж] слишком жаркая», и вернул свои войска домой [История .., 2007. С. 51]. В течение X в. на территории киданьского государства в пределах Южной Маньчжурии неоднократно были засухи. О масштабах засухи 928 г. по сведениям летописи судить трудно, поскольку в ней говорится только о сооружении по распоряжению правителя Тай-цзуна в середине этого календарного года специального навеса для вознесения молитвы о ниспослании дождя Там же. С. 58 . Более определенно о подобном явлении говорится при описании событий 962 г., когда «в 5-й луне была засуха». Правящий хан Му-цзун в этом случае также ограничился ритуальными действиями. Он «велел своим людям левой и правой сторон прыскать друг на друга водой изо рта, вследствие чего погода [переменилась] и пошел дождь» [Там же. С. 77 . В 966 г. «в сезон, когда созревает пшеница], стояла засуха». Действия правителя в этом случае также ограничились усердной молитвой. «Покинув лодку, хан лично встал на середине вод и [усердной] молитвой испрашивал [у Неба дождя], вследствие чего внезапно пошел дождь» [Там же. С. 78].

Обильные осадки отмечены в летописи только один раз. В 1068 г. в конце лета в «северо-западной губернии [вдруг] выпали [весенние] «хлебные дожди» [полосой шириною] около тридцати ли» [История...,

2007. С. 111] . Также в единичном случае отмечены необычные холода. В 113 г., «когда хан Тянь-цзо охотился в горах Гоуя-шань – [«Горы собачьих зубов»] , время года, [начало весны] , было холодное, и многие охотники умерли» [Там же. С. 118].

Дважды в летописи были отмечены наводнения. В 993 г. в Северном Китае «вышли из берегов воды двух рек, называемых [по-китайски] Шэнгань [«буйная и дерзкая»] и Чжанхо [«увеличивающая урожай»] . Были затоплены совершенно все хлебные посевы населения, жившего западнее [заставы] Цзюйюнгуань, и уплыло много домов населения, жившего в [области] Фэншэнчжоу и Южной столице» [Там же. С. 91]. В 1025 г. воды реки Яцзыхэ, протекавшей недалеко от города Чанчунь, «с громоподобным гулом перебросились через засеянные поля и вспаханные холмы», после чего на равнине «образовалось озеро – [Яцзыхэпо «озеро Утиной реки»]»[Там же. С. 98] . Причины этого прорыва вод в летописи не объясняются. Вероятно, он образовался вследствие подмыва береговой террасы и прорыва на рав- нину.

Трижды на протяжении периода наблюдений в летописях фиксировались сильные ветра, в одном случае торнадо. В 919 г. в 10-й луне, когда киданьское войско подошло к границе государства Уго, «подул сильный ветер и пошел снег», в результате чего армия не смогла дальше идти вперед. По этому случаю «хан Тай-цзу обратился к небу с молитвою, вследствие чего сразу же прояснилось» [Там же. С. 52] . В 945 г. во время похода, когда китайская армия разбила лагерь и остановилась на ночлег, «той ночью перед рассветом подул сильный ветер». В дальнейшем «ветер подул еще сильнее, [от дыма и пыли] днем стало темно, как ночью» [Там же. С. 66–67]. В 1018 г. когда отряд вождя Пулули продвигался пешим маршем по песчаной местности и достиг протекавшей через нее реки, то «вдруг внезапно затмилась небо и земля и все бывшие вместе с Пулули сорок три человека [ были подхвачены] сильным ветром и взлетели». Они «упали [сверху на землю] на расстоянии в несколько ли [от реки]»[Там же. С. 97].

Серьезной проблемой для населения империи Ляо в последние десятилетия ее существования был голод, который приводил к недоеданию и гибели части населения. В летописи отмечены случаи грабежа и даже каннибализма со стороны голодающих. Иногда власти пытались оказать реальную помощь нуждающимся, иногда ограничивались карательными мерами. В 1086 г. «хан Дао-цзун оказал воспомоществование голодающим простолюдинам Южной столицы, выдав [ им] серебро [из казначейства] и зерно [из вспомогательных хлебных магазинов, а также] отменил [для них] взимание пошлин и прямой подати этого года» [Там же. С. 114]. В 1096 г. против власти киданей восстали вассальные племена, терпевшие голод и нужду. Однако киданьские власти предпочли в этом случае действовать силой. Полководец Водала «в карательной войне против неимевших [богатых природных] ресурсов, голодающих и [ потому] отлагающихся племен одерживал победы» [Там же. С. 115]. В 1118 г. «в местностях восточной губернии поднялись разбойники, как пчелы притесняли народ и заставляли [ мужчин] следовать за ними [в шайки] , а когда голодали, то начинали убивать и есть людей» [Там же. С. 122] . В то же самое время «люди из разных губерний, [лежавших] южнее [гор] Утайшань, испытывали сильнейший голод. Один четверик зерна стоил нескольких [кусков] шелка, поэтому народ сдирал кору с вязов и питался [ ею] . Снова [и снова] испытывая голод, начинали убивать и есть людей» [Там же. С. 123] . В летописи ничего не говорится о причинах периодического голода. Вероятнее всего, ими могли быть стихийные бедствия, которые не отмечены в этом источнике.

Обращают на себя внимание действия верховной власти в киданьском государстве в случаях стихийных бедствий и голода. В X в., когда империя Ляо была на подъеме, правители ограничивали свое участие в преодолении последствий сильных засух проведением ритуалов, общественными молениями и просьбами к верховному божеству о ниспослании дождя. В одном случае из-за необычайно жаркой погоды был прекращен военный поход. Деятельная помощь населению, пострадавшему от голода, была оказана только в одном случае – в конце XI в., когда жителям Южной столицы верховная власть помогла продовольствием и денежными средствами, а также приняла меры к облегчению налогового бремени. Однако когда в такой же ситуации оказались вассальные племена, их выступление было жестоко подавлено силой. Когда в начале XII в. власти не приняли никаких мер по преодолению последствий голода, то это повлекло за собой убыль части населения и случаи людоедства. Вероятно, стихийные бедствия ослабляли силы киданей в войне с чжурчжэнями, что способствовало крушению киданьской империи и миграции части кочевого населения в западные районы Центральной Азии.

Судя по содержанию описаний аномальных природных явлений в анализируемом источнике, они носят эпизодический характер и составлены в связи с описанием других, более важных для летописца политических и военных событий, происходивших в киданьском государстве в течение второй половины IX – начала XII в.

Сведения из «Дайляо гуруни судури» (Истории Железной империи) интересно сравнить с данными о необычных природных явлениях, зафиксированных в других синхронных письменных источниках. В «Цидань го чжи» (Истории государства киданей), сочиненной Е Лун-ли, описываемые события охватывают один и тот же период в истории киданьского государства [Е Лун-ли, 1979. С. 47–221] . Прежде всего, обращают на себя внимание значительные различия в количестве природных аномалий, зафиксированных в этих двух источниках. Если в «Истории Железной империи» описано всего 20 необычных природных явлений, то в «Истории государства кида-ней» учтено 127 таких событий, почти в 6,5 раза больше. Подавляющая часть из этих событий, зафиксированных в «Цидань го чжи», составляют необычные космические явления. Всего в этом источнике отмечено 86 солнечных затмений, 16 появлений комет, 9 появлений необычных по размерам и местоположению звезд и планет, 6 звездопадов и метеоритных дождей [Худяков, 2006. С. 71–72] . Аномальные атмосферные явления – облака необычной расцветки – отмечены в сочинении Е Лун-ли по 3 раза. Наводнения в его сочинении указаны дважды, а климатические колебания – сильные снегопады и морозы, сильный туман, дождь со снегом, по 1 случаю; засухи, сильные ветры и землетрясения – ни одного. Только однажды в «Цидань го чжи» указан голод [Худяков, Борисенко, 2001. С. 67–86].

При этом описание и датировка аномальных явлений в обоих источниках не совпадают. Даже когда в них описываются события, имевшие негативные последствия для киданьских войск в ходе войны с чжурчжэ-нями и происходившие в одном и том же календарном году, они объясняются летописцами по-разному, поскольку внимание обращалось на разные явления. Причиной события 1122 г., повлекшего за собой гибель многих киданьских воинов, охранявших укрепление от чжурчжэней, в одном случае названо самопроизвольное обрушение скалы [История…, 2007. С. 127], а в другом – продолжительные дожди, которые повлекли за собой наводнение и подъем воды в реке, в результате чего «неисчислимое количество» воинов утонуло [Е Лун-ли, 1979. С. 212] . Такое несовпадение может объясняться тем, что наблюдения, которые легли в основу обоих источников, велись на разных территориях с различными целями. Вероятнее всего, наблюдения небесных явлений, отмеченные в «Истории государства киданей», велись придворными астрономами и астрологами при Ляосском императорском дворе целенаправленно, постоянно и регулярно, поскольку на их основе правителям предсказывались будущие события, в то время как другие аномальные события в обоих источниках фиксировались попутно, в связи с описанием военных действий, народных волнений или иных событий внешней и внутренней политики.

По-видимому, многие из происходивших в реальности подобных явлений оказались вне поля зрения летописцев, поскольку их главное внимание было сосредоточено на фиксации наиболее важных событий политической и военной истории. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что маньчжурский вариант «Истории Железной империи» был записан в XVII в., через пять столетий после прекращения существования империи Ляо, когда часть сведений, относящихся к истории необычных природных явлений, могла не сохраниться.

Отдельные необычные явления природы, относящиеся к последнему периоду существования киданьского государства (в первые десятилетия XII в.), зафиксированы и в династийной летописи «История Золотой империи» чжурчжэньского государства Цзинь, сведения о которых ранее были проанализи- рованы автором настоящей статьи [Худяков, 2008. С. 144–148].

В этом источнике описано несколько природных аномальных явлений, относящихся ко времени побед чжурчжэньского оружия в войне с киданями. Из них только одно наблюдалось в пределах ближнего космоса – солнечное затмение, зафиксированное летом 1122 г., а также несколько необычных атмосферных явлений: пятицветные облака, которые «на востоке часто являлись», яркий свет и огонь, который появлялся ночью в лагере чжурчжэньского войска и восточной столице государства Цзинь в 1114 и 1121 гг. [История…, 1998. С. 144–145] . Ни одно из этих явлений составители «Истории Золотой империи» не связывали с крушением киданьской империи Ляо.

Указанные явления не были зафиксированы в синхронных описаниях событий начала XII в. в киданьских летописях, несмотря на то, что при императорском дворе династии Ляо некоторые необычные атмосферные явления связывали с неудачными военными действиями против чжурчжэней и считали их неблагоприятными предзнаменованиями – знаками грядущих бедствий [Худяков, 2008. С. 148].

Как уже отмечалось ранее, при дворах Железной и Золотой империй находились специальные толкователи необычных небесных явлений, они обращали внимание на различные природные аномалии, которые считались важными для объяснения происходящих военных и политических событий и предсказания будущего [Там же].

Зафиксированные в каждом из источников описания необычных явлений природы могут существенным образом дополнить друг друга и послужить основой для формирования сводной базы данных по истории природных аномальных явлений и катастроф на территории Маньчжурии и северовосточных районов Китая в период развитого средневековья. Создание такой базы с привлечением аналогичных данных в широком хронологическом диапазоне, включая периоды древности и средневековья, позволит выявить из общей череды событий периодически повторяющиеся явления и сформулировать определенные тенденции в истории климатических и других природных аномалий.

HISTORY DATA OF THE NATURAL ABNORMAL PHENOMENA OCCURRED ON THE TERRITORY OF MANCHJURIA AND NORTHEAST CHINA

IN SECOND HALF IX – BEGINNING OF XII CENTURIES (ACCORDING TO MATERIALS OF «HISTORY OF IRON EMPIRE»)

Статья научная