Деятельность герцога А.-Э. де Ришелье в России
Автор: Пискунова Елена Павловна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 10, 2010 года.
Бесплатный доступ
Автор рассматривает деятельность герцога де Ришелье на российской государственной службе. Показаны его действия на посту градоначальника Одессы и проанализированы его опыт управления и вклад в развитие Юга России.
Власть, политика, монархия, эмиграция, управление, государственная служба
Короткий адрес: https://sciup.org/170165079
IDR: 170165079
Текст научной статьи Деятельность герцога А.-Э. де Ришелье в России
В лияние Великой Французской буржуазной революции на европейские страны было огромным и чрезвычайно многообразным. Вынужденные покинуть Францию, роялисты-эмигранты устремлялись в разные страны, значительное число их оказалось в России на военной или государственной службе. Среди деятелей французской эмиграции самый яркий и значительный вклад в политическое и экономическое развитие России, безусловно, внес герцог Арман-Эммануил де Ришелье.
Герцог де Ришелье являлся представителем одной из самых известных французских семей. Основатель герцогского дома Ришелье кардинал Арман дю Плесси Ришелье завещал свое имя и титул внуку своей сестры Арману-Жану. Арман-Эммануил, родившийся в 1766 г., пятый герцог де Ришелье, был его правнуком. Он получил хорошее образование, много путешествовал, изучил несколько иностранных языков (впоследствии совершенно свободно говорил и по-русски). В начале 1784 г. Арман-Эммануил был представлен ко двору, получил высокую придворную должность, а также являлся командиром королевского гвардейского полка.
После событий 1789 г. Ришелье оставил двор и уехал в Австрию. Там вместе с принцем Карлом де Линем и графом Александром Ланжероном Арман-Эммануил принимает решение отправиться в Россию для участия в русско-турецкой войне1. За смелость, проявленную при штурме Измаила, герцог Ришелье был награжден орденом св. Георгия 3-й степени и золотой шпагой. В 1791 г. в связи с болезнью и смертью отца Ришелье вернулся во Францию. После неудачного бегства королевской семьи и ее возвращения в Париж, он был послан королем с тайным поручением к венскому двору и выехал из Франции не в качестве эмигранта, а с разрешения Законодательного собрания, по паспорту, выданному Министерством внешних сношений. Предлогом к его отъезду являлось его нахождение на русской службе2.
ПИСКУНОВА Е л ена
Прибыв в Петербург, герцог был представлен императрице Екатерине II, зачислен на русскую военную службу с чином полковника и отправлен в армию Конде для участия в походе 1792 г. После неудачной кампании он возвратился в Петербург. Здесь по поручению Екатерины II Ришелье составил проект создания в юж- ной России поселения французских эмигрантов из армии Конде. Принцу Конде предлагалось поселиться со всем своим войском на берегах Азовского моря, где для этой цели был бы отведен участок в 630 тыс. десятин земли. Герцог лично отвез этот проект в Кобленц. Но принц Конде его не поддержал. Эмигранты еще надеялись на скорое восстановление королевской власти во Франции.
После вступления на престол императора Павла I Ришелье был произведен в генерал-майоры, но отношения с Павлом сложились прохладные. Ришелье не скрывал своего недовольства вновь введенными военными порядками. Переворот 18 брюмера и приход к власти Наполеона Бонапарта привел Ришелье к мысли вернуться на родину. Но во Франции он убедился, что не способен принять новый режим, и обратился к императору Александру с письмом, в котором просил вторично принять его на русскую службу. Герцог Ришелье получил разрешение остаться на службе в России лично от первого консула, ему также было возвращено все его имущество, поскольку оно оставалось непроданным. Он вернулся в Россию, и в начале 1803 г. герцог Эммануил Осипович де Ришелье был назначен градоначальником в Одессу.
Назначение одесским градоначальником открывает новую страницу как в жизни самого Ришелье, так и в истории Новороссийского края. Герцог получил обширные полномочия. Ему поручалось «осмотреть и вникнуть обстоятельно во все части управления в Одессе и стараться приводить их в наилучшее состояние»; «иметь начальство» над всеми воинскими командами, морскими чиновниками, над крепостными и портовыми строениями, таможней, карантином и почтовой конторой. Он должен был «наблюдать за скорым и точным правосудием… за правильным употреблением городских доходов», а также стараться увеличить население Одессы «привлечением туда полезных иностранцев»1.
Облеченный столь обширной властью, Ришелье полностью оправдал доверие императора и за одиннадцать лет своего управления Одессой совершенно преобразил этот город, превратив его из ничтожного приморского местечка в богатый и цветущий центр промышленной, торговой и духовной жизни Юга России.
Первой заботой градоначальника был поиск средств для осуществления задуманных им мероприятий на пользу города. По его настоянию для постройки в Одессе мола и для проведения других работ было приказано уделять ежегодно пятую часть таможенных сборов, вместо десятой. Для этой же цели разрешено одесскому городскому обществу вносить в пользу города по 2,5 коп. с пуда пшеницы, отпускаемой за море. 160 тыс. руб. были ассигнованы из казны на постройку карантина, 100 тыс. рублей – на возведение православного соборного храма, 50 тыс. – на восстановление сгоревшего здания гимназии2.
Заручившись необходимыми денежными источниками, герцог главное внимание сосредоточил на развитии зарождавшейся торговли через одесский порт. Разрешено было все иностранные товары, доставляемые в Одессу, отправлять транзитом в Молдавию и Валахию, Австрию и Пруссию, а привозимые из этих стран на русскую границу товары препровождать транзитом в Одессу для отпуска за море. Тогда же учреждены были склады для беспошлинного хранения этих товаров. Одновременно с этим быстро шло строительство портовых сооружений, набережной, мола. В первый же год управления Ришелье число торговых судов, посетивших одесский порт, возросло до 600. Рост торгового значения Одессы привел к возникновению в этом городе многочисленных русских и иностранных коммерческих домов и контор. Ришелье стремился привлечь в Россию соотечественников-французов, переселявшихся в Одессу из Марселя и других приморских городов Франции. В Одессе открывались иностранные консульства: австрийское, испанское и неаполитанское, а после заключения Тильзитского мира – и французское.
Одесса не только разрасталась, но и, благодаря усилиям Ришелье, принимала вид благоустроенного города. Улицы пролага-лись и здания строились по утвержденному плану. Были воздвигнуты православный собор и римско-католическая церковь. Построены театр, зал для общественных балов и концертов и большое число частных домов, возводимых богатыми одесскими торговцами. Основаны учебные заведения: коммерческая гимназия и благородный институт для дворянских детей с отделением для девиц, созданный на частные средства. При театре заведена певческая школа. Улицы освещены фонарями. Разбит и посажен обширный городской сад. С 1803 по 1813 гг. население Одессы с 8 тыс. жителей возросло до 25 тыс.
В 1805 г. Ришелье был назначен херсонским военным губернатором и управляющим гражданской частью в Екатерино-славской и Таврической губерниях, а также начальником войск крымской инспекции. В новой должности Ришелье распространил свою активную деятельность на весь юг России.
В 1812 г., после известия о вторжении армии Наполеона в Россию, Ришелье созвал почетных жителей города всех национальностей и обратился с призывом собирать средства для защиты Отечества. Сам герцог пожертвовал 40 тыс. рублей, составлявших все его состояние.
При первом известии о низложении Наполеона и о восстановлении во Франции династии Бурбонов герцог написал письмо королю Людовику XVIII, в котором уверял, что только узы благодарности, привязывавшие его к русскому императору, воспрепятствовали ему «прилететь к ногам» своего прирожденного госу-даря1. Одновременно он просил императора Александра самому решить его участь. Александр I пригласил его прибыть для личного свидания в Вену. Ришелье выехал из Одессы 27 сентября 1814 г. и более туда не возвращался. Но прежде чем покинуть русскую службу, в Вене Ришелье представил Александру I проект целого ряда мероприятий для развития Юга России.
Людовик XVIII в 1815 г. назначил Ришелье председателем Совета министров и министром иностранных дел. Но и вернувшись во Францию, герцог не переставал вспоминать «о дорогой России и в особенности об областях, с которыми думал слить навек свое существова-ние»2. Пользуясь пребыванием импера- тора Александра в Париже, он убедил его принять два решения, важных для процветания Одессы: объявление ее вольной гаванью и учреждение в ней высшего учебного заведения, получившего название Ришельевского лицея. По представлению Ришелье преемником герцога в Одессе был назначен его давний друг граф А.Ф. Ланжерон.
Три года спустя, весной 1818 г., Александр I посетил южную Россию и был поражен успехами этого края, ставшего за одиннадцатилетнее управление Ришелье совершенно неузнаваемым. В признание его заслуг император наградил герцога орденом св. Андрея Первозванного3.
Деятельность Ришелье в роли первого министра короля Людовика XVIII тесно связана с историей Франции и Европы в эпоху Реставрации. Правительство Ришелье предприняло важные меры по укреплению конституционного строя и международного положения Франции. Внешняя политика, проводимая Ришелье, была основана на тесном и искреннем согласии Франции и России, что давало повод французской оппозиции упрекать его в угодливости и полном подчинении интересам русского двора.
Герцог де Ришелье скончался в Париже 4 мая 1822 г.
Граф А.Ф. Ланжерон на заседании одесского городского комитета предложил поставить памятник Ришелье в память его выдающихся заслуг перед городом и Россией. Предложение было принято, и 22 апреля 1828 г. памятник дюку де Ришелье был открыт в Одессе на бульваре, носящем его имя.
Герцог Арман-Эммануил де Ришелье сыграл важную роль в истории России и Франции. Он был выдающимся администратором, блестяще решавшим экономические и хозяйственные проблемы.
На протяжении всей своей многолетней службы в России он не переставал мечтать о возвращении во Францию. Но, получив такую возможность после реставрации Бурбонов, осознал, что самый лучший период его жизни связан с деятельностью на благо России, ставшей для него второй родиной.